Заключение. Философия и ценностные приоритеты в культуре XXI века
1. Философские основания современных футурологических прогнозов.
2. Альтернативы развития человечества в XXI веке.
3. Философия конца XX – начала XXI века и задача формирования Нового проекта модерна.
Самостоятельная работа студентов
К первому вопросу:
Текст // Практикум по философии: Социальная философия / А.В. Кузнецов, В.В. Кузнецов. – Мн., 2007. С. 781-799.
1. Как в исторических типах парадигм социального знания решалась задача взаимосвязи между прошлым, настоящим и будущим?
2. Почему проблема определения возможных путей будущего развития человечества является в настоящее время основной задачей философии?
3. Почему в рамках культуро-исторической парадигмы социального знания эту задачу нельзя решить?
В.С. Бестужев-Лада // Практикум по философии: Социальная философия / А.В. Кузнецов, В.В. Кузнецов. – Мн., 2007. С. 784-786.
1. Вопросы к тексту: см. на стр. 784.
Дж. Форрестер // Практикум по философии: Социальная философия / А.В. Кузнецов, В.В. Кузнецов. – Мн., 2007.С. 787-788.
1. Вопросы к тексту: см. на стр. 787.
И. Ютанов, С. Переслегин // Практикум по философии: Социальная философия / А.В. Кузнецов, В.В. Кузнецов. – Мн., 2007.С. 791-792.
1. Вопросы к тексту: см. на стр. 791.
Э. Ласло // Практикум по философии: Социальная философия / А.В. Кузнецов, В.В. Кузнецов. – Мн., 2007.С. 793-797.
1. Вопросы к тексту: см. на стр. 793.
Ко второму вопросу:
Текст // Практикум по философии: Социальная философия / А.В. Кузнецов, В.В. Кузнецов. – Мн., 2007.С. 800-801.
1. Каковы альтернативы развития человечества в XXI веке?
2. Как взаимосвязаны стороны этих альтернатив?
3. Почему несостоятельно большинство планов по разрешению глобальных проблем современности?
А. Тоффлер // Практикум по философии: Социальная философия / А.В. Кузнецов, В.В. Кузнецов. – Мн., 2007.С. 803-805.
1. Вопросы к тексту: см. на стр. 803.
Э. Ласло // Практикум по философии: Социальная философия / А.В. Кузнецов, В.В. Кузнецов. – Мн., 2007.С. 805-811.
1. Вопросы к тексту: см. на стр. 805.
К третьему вопросу:
Текст // Практикум по философии: Социальная философия / А.В. Кузнецов, В.В. Кузнецов. – Мн., 2007.С. 801-829.
1. Почему в начале XXI в. возник вопрос о новом проекте модерна?
2. Почему этот проект модерна может быть построен только на основе теоретических постулатов эколого-футурологической парадигмы социального знания?
3. Какими должны быть основные принципы этого проекта модерна?
4. Кто является субъектом социальных изменений, предусмотренных новым проектом модерна, а кто – их противником?
5. Каковы задачи организации сторонников осуществления нового проекта модерна?
6. Существуют ли весомые шансы осуществления нового проекта модерна?
Н.Н. Моисеев // Практикум по философии: Социальная философия / А.В. Кузнецов, В.В. Кузнецов. – Мн., 2007.С. 812-814.
1. Вопросы к тексту: см. на стр. 812.
Э. Гидденс // Практикум по философии: Социальная философия / А.В. Кузнецов, В.В. Кузнецов. – Мн., 2007.С. 815-817.
1. Вопросы к тексту: см. на стр. 815.
И. Валлерстайн // Практикум по философии: Социальная философия / А.В. Кузнецов, В.В. Кузнецов. – Мн., 2007.С. 819-821.
1. Вопросы к тексту: см. на стр. 819.
А. Негри, М. Хардт // Практикум по философии: Социальная философия / А.В. Кузнецов, В.В. Кузнецов. – Мн., 2007.С. 821-823.
1. Вопросы к тексту: см. на стр. 821.
Ж. Деррида // Практикум по философии: Социальная философия / А.В. Кузнецов, В.В. Кузнецов. – Мн., 2007.С. 823-826.
1. Вопросы к тексту: см. на стр. 823.
Дополнительная литература к теме:
Практикум по философии: Социальная философия / А.В. Кузнецов, В.В. Кузнецов. – Мн., 2007. – С. 781-829. Дополнительные тексты первоисточников.
литературА
Антология мировой философии. В 4 т. – М., 1969-1971.
Арефьева Г.С. Общество как объект социально-философского анализа. – М., 1995.
Барулин В.С. Социальная философия. – М., 2002.
Бердяев Н.А. Смысл и назначение истории. – М., 1990.
Введение в философию: учеб. пособие для вузов. – М., 2003.
Власть. Очерки современной политической философии Запада. – М., 1984.
Вязовкин В.С., Тузова Т.М. Бытие и мышление. – Мн., 2000.
Гайдадымов Е.Б. Практикум по философии. – Мн., 2004.
Гайдадымов Е.Б. Философия человека. – Мн., 2005.
Данилевский Н.Я. Россия и Европа. – М., 1991.
Ильин В. История философии. – СПб., 2003.
История политических и правовых учений / под ред. В.С. Нерсесянца. – М., 2000.
История философии / под ред. Ч.С. Кирвеля. – Мн., 2001.
Кузнецов А.В., Практикум по философии: Социальная философия / А.В. Кузнецов, В.В. Кузнецов. – Мн., 2007.
Лосский Н.О. История русской философии. – М., 1991.
Мартынов М.И. Философия / М.И. Мартынов, Л.Г. Кравченко. – Мн., 2008.
Мир философии: Хрестоматия. В 2 ч. – М., 1991.
Мишаткина Т.В., Яскевич Я.С. Феномен общения в философии и культуре XX в. – Мн., 2000.
Моисеев Н.Н. Человек и ноосфера. – М., 1990.
Нерсесянц В.С. Философия права. – М., 1997.
Панарин А.С. Философия политики. – М., 1994.
Пригожин И., Стенгерс И. Порядок из хаоса. – М., 1986.
Радугин А.А. Философия: курс лекций. – М., 1998.
Рассел Б. История западной философии. – М., 1999.
Русский космизм. Ант оология философской мысли. – М., 1993.
Самосознание европейской культуры. – М., 1991.
Семенов В.С. Уроки XX века и путь в XXI (социально-философский анализ и прогноз). – М., 2000.
Современная философия: Словарь и хрестоматия. – Ростов н/Д., 1995.
Соколов В.В. Европейская философия XV-XVIII веков. – М., 1964.
Сорокин П. Человек. Цивилизация. Общество. – М., 1992.
Социальная философия. Хрестоматия. Ч. 1-3. – М., 1994.
Степин В.С., Кузнецова Л.Ф. Научная картина мира в культуре техногенной цивилизации. – М., 1994.
Таранов П. Философия сорока пяти поколений. – М., 1999.
Тойнби А. Постижение истории. – М., 1991.
Философия / под ред. В.Н. Лавриненко, В.П. Ратникова. – М., 2001.
Философия / под ред. О.С. Тернового. – мн., 1998.
Философия / под ред. Ю.С. Харина. – Мн., 2003.
Философия истории. Антология. – М., 1995.
Философия культуры. – СПб, 1998.
Философия. Хрестоматия / сост. П.С. Гуревич. – М., 2002.
Философия: конспект лекций. – М., 2001.
Философия: учебн. практикум для вузов. – Мн., 2002.
Философские концепции бытия. – Мн., 2001.
Философский словарь / под ред. И.Т. Фролова. – М., 2001.
Франкл В. Человек в поисках смысла. – М., 1990.
Фромм Э. Бегство от свободы. – М., 1990.
Хантингтон С. Столкновение цивилизаций. – М., 2003.
Хеффе О. Политика. Право. Справедливость: Основные положения критической теории права и государства. – М., 1994.
Человек: Мыслители прошлого и настоящего о его жизни, смерти и бессмертии. – М., 1991.
Что такое общество? // Человек и общество. – М., 1993.
Швейцер А. Культура и этика. – М., 1973.
Шпенглер О. Закат Европы. – М., 1993.
Это человек: Антология. – М., 1995.
Яскевич Я.С., Кузнецова Л.Ф., Барковская А.В. Ценностные ориентиры современной науки и перспективы цивилизационного развития. – Мн., 1996.
Ясперс К. Смысл и назначение истории. – М., 1994.
Логические схемы по философии
Мировоззренческая функция философии
Взаимосвязь мировоззрения и философии
Формально-логическая структура философского знания
Типология системной организации материальных объектов
Структура сознания
Функции сознания
Система процессов самосознания
Формы (уровни) самосознания
Соотношения форм бытия сознания
Общая структура познавательного процесса
Когнитивно-эмоциональное функционирование
процесса познания
Общая структура познавательной деятельности
Основные сферы объективной действительности
СТРУКТУРНЫЕ УРОВНИ МАТЕРИИ | ||
Неорганическая природа | Живая природа | Общество |
Субмикроэлементарный | Биологический макромолекулярный | Индивид |
Микроэлементарный | Клеточный | Семья |
Ядерный | Микроорганический | Коллективы |
Атомный | Органы и ткани | Большие социальные группы (классы, нации) |
Молекулярный | Организм в целом | Государство (гражданское общество) |
Макроуровень | Популяции | Системы государств |
Мегауровень (планеты, звездно-планетные системы, галактики) | Биоценоз | Человечество в целом |
Метауровень (метагалактики) | Биосфера | Ноосфера |
- Философия Электронный учебно-методический комплекс
- Введение
- Организация управляемой самостоятельной работы студентов с первоисточниками
- Пояснительная записка
- Общие требования к формированию социально-личностных компетенций выпускника
- Цели и задачи учебных дисциплин интегрированного модуля «Философия»
- Структура содержания интегрированного модуля «Философия»
- Примерный тематический план дисциплины «Философия»
- Организация самостоятельной работы студентов
- Методы (технологии) обучения
- Диагностика сформированности компетенций студента
- Содержание интегрированного модуля «философия» учебная дисциплина «философия»
- Раздел I
- Раздел II
- Раздел I
- 2. Проблемное поле философии
- 3. Функции философии
- Задания и упражнения
- 1 .1. Исторические типы мировоззрения: миф, религия, философия
- 1.2. Особенности философии, ее предмет
- 1.3. Взаимосвязь философии и науки
- 1.4. Функции философии
- Модуль 2. Исторические типы классической философии
- 1. Предмет истории философии
- 2. Становление философии в культурах Древнего мира.
- 3. Философия Китая
- 4. Характер древнегреческой культуры и особенности античной философской традиции
- 5.Проблема первоначала в философии до сократиков.
- 6.Концепция отомизма и материалистические тенденции в древнегреческой философии
- 7.Рационально-идеалистичекое направление в классической античной философии (Сократ, Платон, Аристотель)
- 8.Проблема отношения человека и космоса в эллинистической философии
- 9. Статус и функции философии в средневековой европейской культуре
- 10.Соотношение разума и веры в философской традиции средних веков.
- 11.Философия Фомы Аквинского.
- 12. Философия эпохи Ренессанса.
- 13.Развитие гелиоцентрической модели Вселенной.
- 14. Философия и наука: поиски самоопределения философии в новоевропейской культуре.
- 15.Правила рационалистического метода р.Декарта.
- 16.Опытно-индуктивная методология ф.Бэкона.
- 17.Философская эпохи Просвещения.
- 18. Немецкая классическая философия и её роль в развитии европейской философской мысли.
- 19.Критическая философия и.Канта.
- 20.Диалектическая философия Гегеля.
- 21.Истоки и основные черты философии к.Маркса. Взаимосвязь философских, экономических и социально-политических идей в учении марксизма.
- Модуль 3. Становление и основные направления неклассической философии.
- 1.Основные исторические формы позитивистской философии: классический позитивизм, неопозитивизм, постпозитивизм.
- 2.Философия экзистенциализма, её основные темы.
- 3.Философская герменевтика как методология гуманитарного познания.
- Модуль 4. Философия и национальное самосознание. Философская мысль Беларуси.
- 1.Основные этапы развития философской мысли в Беларуси.
- Заключение.
- Раздел II. Основные проблемы современной философии. Модуль 5. Философия бытия.
- 1. Онтология как философское учение о бытии.
- 2. Основные структурные уровни организации материального бытия.
- 3. Пространственно-временная организация бытия.
- 4. Понятие природы. Естественная и искусственная среда обитания.
- 5. Глобальные проблемы современности
- Задания и упражнения
- 1.1. Категория "бытие", ее смысл и специфика
- 1.2. Материя и проблема субстанции в философии
- 4. Диалектика как философская теория развития. Исторические формы диалектики.
- 5. Категории диалектики. Диалектика и синергетика.
- Задания и упражнения
- 1.1. Диалектика, как философская теория развития.
- 1.2. Законы и категории диалектики
- Модуль 6. Философская антропология. Модуль 6. Философская антропология.
- 1.Оснолвные стратегии осмысления природы человека в классической философии.
- 2.Личность и общество.
- 3. Формы свободы. Внутренняя и внешняя свобода.
- 4.Философский анализ отчуждения: сущность, социально-исторические причины и формы
- 5. Проблема смысла жизни и смерти в духовном опыте современного человечества.
- 6. Ценности, их классификация и роль в жизни общества и человека
- 7. Многомерность и системная природа сознания. Сознание и эволюция форм отражения. Индивидуальное и общественное сознание.
- 8. Отражательно-информационная и социальная природа сознания
- 9.Активно-творческий характер сознания. Сознание и самосознание
- Задания и упражнения
- 1.1. Человек, индивид, личность
- 1.2. Характеристика и типология личности
- 1.3. Политическая система общества и личность
- 1.4. Проблема сознания в философии. Детерминанты сознания
- 1.5. Самосознание. Структура самосознания
- Модуль 7. Теория познания и философия науки.
- 1. Социально-историческая, деятельная природа знаний
- 2. Чувственное познание и его формы
- 3. Рациональное познание. Формы мышления
- 4. Понятие и объективность истины
- 5. Понятие практики. Практика - основной и всеобщий критерий истины
- 6. Методы и формы научного познания
- З адания и упражнения
- 1.1. Творчество - высшая форма познавательного отношения человека к миру
- 1.2. Роль подсознания в творчестве
- 1.3. Соотношение между субъектом и объектом творчества
- Модуль 8. Социальная философия.
- 1. Особенности познания социальной реальности.
- 2. Эволюция представления об обществе в истории философской мысли.
- 3. Общество как система. Основные сферы общественной жизни, их взаимосвязь.
- Гражданское общество и правовое государство - показатели цивилизованности общества
- 4.Социальные отношения. Природа социальных противоречий.
- 5. Формационная и цивилизационная парадигмы в философии истории.
- Задания и упражнения
- 1.1. Системная характеристика общества
- 1.2. Историческая закономерность и сознательная деятельность людей. Свобода и необходимость
- 1.3. Природа как объект философского анализа
- 1.4. Отношения в системе "общество - природа - человек"
- 1.5. Экологическая проблема. Формирование экологического сознания
- 1.6. Способ производства и две его стороны: производительные силы и производственные отношения
- 1.7. Производительные силы: элементы, структура и параметры
- 1.8. Производственные отношения
- 1.9. Диалектика производительных сил и производственных отношений
- 1.10. Общественное бытие и общественное сознание
- 1.11. Базис и надстройка
- 1.12. Проблема выделения типов общества
- 1.13. Элементы общественно-экономической формации
- 1.14. Структура общественно-экономической формации
- 1.15. Проблема развития общества. Критерии прогресса
- 1.16. Понятие "социальная группа". Системные представления социальной группы
- 1.17. Характеристика и типология социальных групп
- 1.18. Общая характеристика типов и форм общности людей
- 1.19. Общая характеристика семьи как общественного явления
- 1.20. Определение социальной организации
- 1.21. Понятия "класс" и "страта"
- 1.22. Типология классов и социальных слоев
- 1.23. Социально-классовая структура современного западного общества
- 1.24. Определение политической системы общества
- 1.25. Отношение политического управления к другим видам управленческой деятельности
- 1.26. Происхождение и сущность государства. Его основные признаки и функции. Власть и свобода
- Духовная подсистема.
- 6. Духовная жизнь общества, основные формы общественного сознания. Идеология, её роль в жизни общества.
- 7. Диалектика общественного и индивидуального сознания
- 8. Структура общественного сознания. Возникновение и развитие основных форм общественного сознания
- Задания и упражнения.
- 1.1. Определение общественного сознания
- 1.2. Уровни общественного сознания
- 1.3. Элементы и структура общественного сознания
- 1.4. Формы общественного сознания
- 1.5. Закономерности развития духовной жизни общества
- 1.6. Общественное и индивидуальное сознание
- 1.7. Определение обыденного сознания
- 1.8. Уровни обыденного сознания, его элементы и структура
- 1.9. Развитие обыденного сознания
- 1.10. Определение общественной психологии
- 1.11. Уровни общественной психологии
- 1.12. Элементы и структура общественной психологи.
- 1.13. Определение идеологии
- 1.14. Функции идеологии
- 1.15. Формы идеологии
- 9. Понятие культуры. Роль духовной культуры в жизни общества.
- Задания и упражнения
- 1.1. Определение культуры
- 1.2. Характеристика культуры. Элементы и структура культуры
- 1.3. Типология культуры
- 1.4. Роль науки в развитии культуры
- Вопрос 22
- Вопрос 25
- Вопрос 26
- Вопрос 1
- Вопрос 3
- Вопрос 4
- Вопрос 5
- Вопрос 6
- 3. Фрейд
- 4,5 Млрд. Лет
- Вопрос 15
- Вопрос 16
- Вопрос 17
- Вопрос 7
- Вопрос 8
- Вопрос 9
- Вопрос 12
- Вопрос 10
- К россворды:
- Практикумы Тема 1. Философия как социокультурный феномен
- Тема 2. Исторические типы классической философии
- Новоевропейская философия XVII-XVIII вв. Формирование и развитие естественно-правовой парадигмы социального знания
- Тема 3. Становление и основные стратегии развития постклассической философии
- Тема 4. Философия культуры
- Тема 5. Философия бытия
- Тема 6. Философия природы
- Тема 7. Проблема человека в философии и науке
- Тема 8. Сознания человека как предмет философского анализа
- Тема 9. Познание как ценность культуры и предмет философского анализа
- Тема 10. Философия и национальное самосознание. Философская мысль Беларуси. Русская философия
- Тема 11. Природа социальной реальности и основные стратегии исследования в философии
- Особенности мифологического мышления и генезис философии
- Философия и формирование космоцентрической парадигмы социального знания. Особенности исторического развития восточной философии
- История античной и средневековой философии. Формирование и развитие теоцентрической парадигмы социального знания
- Роль поздней схоластики и философской мысли эпохи Возрождения (XIV – нач. XVI вв.) в идейной подготовке великих научных и социальных революций в Европе (20-е годы XVI – первая пол. XVII вв.)
- История философии конца XVIII – начала XX вв. Формирование и развитие культуро-исторической парадигмы социального знания
- Заключение. Философия и ценностные приоритеты в культуре XXI века
- Уровни организации материи