logo
ЭУМК Философия Мартынов М

История античной и средневековой философии. Формирование и развитие теоцентрической парадигмы социального знания

1. Социокультурные предпосылки становления и развития античной философии. Космоцентризм и натурфилософия досократического этапа развития античной философии.

2. Софисты и Сократ: антропологический поворот в развитии древнегреческой философии.

3. Роль классической античной философии (Платон и Аристотель) в формировании теоцентрической парадигмы социального знания.

4. Эллинистический этап развития античной философии. Роль неоплатонизма в формировании христианской теологии.

5. Возникновение христианства как духовная революция античного общества. Трансформация христианства в эпоху поздней Римской империи.

6. Социокультурные условия и этапы развития средневековой философии. Теоцентрическая парадигма социального знания в системе схоластической философии.

Самостоятельная работа студентов

К первому, второму, третьему и четвертому вопросам:

Текст // Практикум по философии: Социальная философия / А.В. Кузнецов, В.В. Кузнецов. – Мн., 2007.С. 182-186, 209-216.

1. Каковы социокультурные предпосылки становления и развития древнегреческой философии?

2. Почему философию досократиков можно считать космоцентрической?

3. Каковы социокультурные предпосылки появления школы софистов? В чем заключаются особенности мышления софистов?

4. Какова роль Сократа в развитии античной философии? В чем заключается сущность его учения?

5. Почему философские концепции Платона и Аристотеля можно считать идейным источником теоцентрической парадигмы социального знания?

6. Каковы социокультурные предпосылки эллинистического этапа развития античной философии? В чем особенности философских учений основных школ эллинистической философии (стоиков, скептиков, эпикурейцев)?

7. Почему философские учения неоплатоников стали идейным источником христианской теологии?

К пятому вопросу:

Текст // Практикум по философии: Социальная философия / А.В. Кузнецов, В.В. Кузнецов. – Мн., 2007.С. 216-226.

1. Каковы идейные источники христианства?

2. Почему возникновение христианства можно считать духовной революцией античного общества?

3. Как трансформируется христианство в эпоху поздней римской империи?

4. Какую роль в формировании христианской теологии эпохи средневековья сыграл Аврелий Августин? Каковы основные идеи теологии Августина?

Д.Е. Фурман // Практикум по философии: Социальная философия / А.В. Кузнецов, В.В. Кузнецов. – Мн., 2007.С. 218-221.

1. Вопросы к тексту: см. на стр. 218.

С. Жижек // Практикум по философии: Социальная философия / А.В. Кузнецов, В.В. Кузнецов. – Мн., 2007.С. 776-779.

1. Вопросы к тексту: см. на стр. 776.

К шестому вопросу:

Текст // Практикум по философии: Социальная философия / А.В. Кузнецов, В.В. Кузнецов. – Мн., 2007.С. 227-233.

1. Как взаимосвязаны стадии развития средневекового европейского общества с этапами развития средневековой философии?

Ж.Л. Гофф // Практикум по философии: Социальная философия / А.В. Кузнецов, В.В. Кузнецов. – Мн., 2007.С. 229-233.

1. Вопросы к тексту: см. на стр. 228.

Дополнительная литература к теме:

Гайдадымов Е.Б. Практикум по философии. Ч.1. – Мн., 2004. С. 172-220.