6.Концепция отомизма и материалистические тенденции в древнегреческой философии
Решение проблемы о достоверности чувственного познания, о соотношении этого рода познания с мышлением было одним из главных вопросов философии Демокрита. Демокрит, в принципе, согласен с Парменидом и другими представителями школы элеатов, что чувственное познание не дает и не может дать достоверного знания о вещах, окружающих человека. Но в то же время он выступает против их утверждения о том, что чувственное познание является простой иллюзией и вообще не имеет никакого отношения к истинному знанию. Хотя качества вещей, постигаемые с помощью чувств (цвет, звук, вкус), не имеют никакого отношения к сущности вещей самих по себе, но они, по мнению Демокрита, все же указывают на характерные изменения этих сущностей. Другими словами, Демокрит устанавливает взаимосвязь между явлением, через которые вещи воспринимаются органами чувств и сущностью вещей самих по себе. Демокрит согласен с элейцами в том, что истинную сущность бытия можно постичь только умозрительно, но чувства не только не мешают умозрению, разуму постичь эту сущность, но и оказывают помощь в этом познании.
Различия подходов Демокрита и элеатов к проблеме взаимосвязи мышления и бытия коренятся в различном понимании ими самого бытия. Если для элеатов бытие едино, вечно и неизменно, то Демокрит как бы разбивает единое бытие элеатов на множество мелких осколков — атомов, из которых он затем конструирует всю вселенную. В сущности, атом — это копия элейского бытия. Он также вечен, неделим и неизменен как элейское бытие. Но если элеаты допускают существование как бы одного атома, то Демокрит говорит о бесконечном множестве атомов, вводя в философию и естествознание понятие актуальной бесконечности. Пустота, которую отрицают, элеаты, играет важную роль в космологических концепциях Демокрита, поскольку атомы в единстве с пустотой составляет весь материальный мир и порождает все вещи.
Та или иная комбинация атомов создаст ту или иную вещь, которая воспринимается чувствами. Изменения, которые улавливаются нашими чувствами (возникновение или исчезновение вещи) указывают на реальные процессы, происходящие в ее внутреннем атомарном строении. Поскольку за исключением размеров и конфигурации атомы по своему качественному составу одинаковы, то для истинного познания вещей, согласно Демокриту, необходимо с помощью разума свести все их качественные к количественным и пространственным характеристикам расположения и взаимодействия. Так, Демокрит делает важнейший шаг по тому направлению, которое в конечном счете в ХVII—ХVIII вв. приведет к возникновению науки Нового времени.
Совершенно иной подход к решению проблемы, поставленной элеатами о взаимосвязи бытия и мышления, предлагает великий древнегреческий философ Платон. Он, как и элеаты, проводит резкую границу между истинным бытием — миром умопостигаемых вечных и неизменных идей и вечно меняющимся миром чувственно постигаемых вещей. Но если элеаты рассматривали чувственно-познаваемый мир как простую иллюзию, то Платон рассматривает этот мир как, с одной стороны, причастный к сфере сверхчувственных идей, а с другой стороны, причастный к материи как условию пространственной разделенности и множественности вещей.
Согласно Платону, если идеи составляют истинно сущее бытие, то материя сама по себе есть ничто, чувственно же воспринимаемый мир есть порождение мира идей и мира материи, а каждая вещь этого чувственно воспринимаемого мира причастна одновременно к идее — своей родовой сущности, причине и образцу, и к материи — чистому ничто. Образно говоря, вещь чувственно постигаемого мира — это материализованная идея, а точнее сказать, исполненная в материи идея. Каждому классу вещей чувственно постигаемого мира соответствует вечная причина, делающая вещь именно этой вещью.
Таким образом, идея — это некий сверхчувственный образец любой вещи чувственно постигаемого мира, и, в то же время, мысль, родовое понятие. Оно определяется тем видом бытия, на которое направлена познавательная деятельность. Поэтому истинное знание — это знание истинного бытия — мира сверхчувственных нематериальных идей, знание же чувственно постигаемого мира никогда не может быть вполне истинным, ибо чувственный мир сам не является истинным бытием.
По-своему решая проблему взаимосвязи бытия и мышления, Платон и Демокрит стали основателями двух главных направлений в европейской и мировой философии. Хотя, согласно Демокриту, атомарное строение вещей невозможно познать с помощью органов чувств, да и само понятие атома как вечной, неизменной сущности, отличающейся от других атомов только по пространственно-геометрическим характеристикам, представляет из себя чисто умозрительную конструкцию, с помощью которой Демокрит пытается объяснить качественную разнородность и разнообразие чувственно воспринимаемых вещей, тем не менее, понятие атома обозначает некую материально существующую сущность. В дальнейшем вся космология, психология и даже вопросы теории познания (знаменитая теория истечений) строятся именно на концепции атомарного состояния всего сущего, то есть на материалистических основаниях. На основной вопрос философии о первичности материи или сознания Демокрит дает четкий и ясный материалистический ответ.
- Философия Электронный учебно-методический комплекс
- Введение
- Организация управляемой самостоятельной работы студентов с первоисточниками
- Пояснительная записка
- Общие требования к формированию социально-личностных компетенций выпускника
- Цели и задачи учебных дисциплин интегрированного модуля «Философия»
- Структура содержания интегрированного модуля «Философия»
- Примерный тематический план дисциплины «Философия»
- Организация самостоятельной работы студентов
- Методы (технологии) обучения
- Диагностика сформированности компетенций студента
- Содержание интегрированного модуля «философия» учебная дисциплина «философия»
- Раздел I
- Раздел II
- Раздел I
- 2. Проблемное поле философии
- 3. Функции философии
- Задания и упражнения
- 1 .1. Исторические типы мировоззрения: миф, религия, философия
- 1.2. Особенности философии, ее предмет
- 1.3. Взаимосвязь философии и науки
- 1.4. Функции философии
- Модуль 2. Исторические типы классической философии
- 1. Предмет истории философии
- 2. Становление философии в культурах Древнего мира.
- 3. Философия Китая
- 4. Характер древнегреческой культуры и особенности античной философской традиции
- 5.Проблема первоначала в философии до сократиков.
- 6.Концепция отомизма и материалистические тенденции в древнегреческой философии
- 7.Рационально-идеалистичекое направление в классической античной философии (Сократ, Платон, Аристотель)
- 8.Проблема отношения человека и космоса в эллинистической философии
- 9. Статус и функции философии в средневековой европейской культуре
- 10.Соотношение разума и веры в философской традиции средних веков.
- 11.Философия Фомы Аквинского.
- 12. Философия эпохи Ренессанса.
- 13.Развитие гелиоцентрической модели Вселенной.
- 14. Философия и наука: поиски самоопределения философии в новоевропейской культуре.
- 15.Правила рационалистического метода р.Декарта.
- 16.Опытно-индуктивная методология ф.Бэкона.
- 17.Философская эпохи Просвещения.
- 18. Немецкая классическая философия и её роль в развитии европейской философской мысли.
- 19.Критическая философия и.Канта.
- 20.Диалектическая философия Гегеля.
- 21.Истоки и основные черты философии к.Маркса. Взаимосвязь философских, экономических и социально-политических идей в учении марксизма.
- Модуль 3. Становление и основные направления неклассической философии.
- 1.Основные исторические формы позитивистской философии: классический позитивизм, неопозитивизм, постпозитивизм.
- 2.Философия экзистенциализма, её основные темы.
- 3.Философская герменевтика как методология гуманитарного познания.
- Модуль 4. Философия и национальное самосознание. Философская мысль Беларуси.
- 1.Основные этапы развития философской мысли в Беларуси.
- Заключение.
- Раздел II. Основные проблемы современной философии. Модуль 5. Философия бытия.
- 1. Онтология как философское учение о бытии.
- 2. Основные структурные уровни организации материального бытия.
- 3. Пространственно-временная организация бытия.
- 4. Понятие природы. Естественная и искусственная среда обитания.
- 5. Глобальные проблемы современности
- Задания и упражнения
- 1.1. Категория "бытие", ее смысл и специфика
- 1.2. Материя и проблема субстанции в философии
- 4. Диалектика как философская теория развития. Исторические формы диалектики.
- 5. Категории диалектики. Диалектика и синергетика.
- Задания и упражнения
- 1.1. Диалектика, как философская теория развития.
- 1.2. Законы и категории диалектики
- Модуль 6. Философская антропология. Модуль 6. Философская антропология.
- 1.Оснолвные стратегии осмысления природы человека в классической философии.
- 2.Личность и общество.
- 3. Формы свободы. Внутренняя и внешняя свобода.
- 4.Философский анализ отчуждения: сущность, социально-исторические причины и формы
- 5. Проблема смысла жизни и смерти в духовном опыте современного человечества.
- 6. Ценности, их классификация и роль в жизни общества и человека
- 7. Многомерность и системная природа сознания. Сознание и эволюция форм отражения. Индивидуальное и общественное сознание.
- 8. Отражательно-информационная и социальная природа сознания
- 9.Активно-творческий характер сознания. Сознание и самосознание
- Задания и упражнения
- 1.1. Человек, индивид, личность
- 1.2. Характеристика и типология личности
- 1.3. Политическая система общества и личность
- 1.4. Проблема сознания в философии. Детерминанты сознания
- 1.5. Самосознание. Структура самосознания
- Модуль 7. Теория познания и философия науки.
- 1. Социально-историческая, деятельная природа знаний
- 2. Чувственное познание и его формы
- 3. Рациональное познание. Формы мышления
- 4. Понятие и объективность истины
- 5. Понятие практики. Практика - основной и всеобщий критерий истины
- 6. Методы и формы научного познания
- З адания и упражнения
- 1.1. Творчество - высшая форма познавательного отношения человека к миру
- 1.2. Роль подсознания в творчестве
- 1.3. Соотношение между субъектом и объектом творчества
- Модуль 8. Социальная философия.
- 1. Особенности познания социальной реальности.
- 2. Эволюция представления об обществе в истории философской мысли.
- 3. Общество как система. Основные сферы общественной жизни, их взаимосвязь.
- Гражданское общество и правовое государство - показатели цивилизованности общества
- 4.Социальные отношения. Природа социальных противоречий.
- 5. Формационная и цивилизационная парадигмы в философии истории.
- Задания и упражнения
- 1.1. Системная характеристика общества
- 1.2. Историческая закономерность и сознательная деятельность людей. Свобода и необходимость
- 1.3. Природа как объект философского анализа
- 1.4. Отношения в системе "общество - природа - человек"
- 1.5. Экологическая проблема. Формирование экологического сознания
- 1.6. Способ производства и две его стороны: производительные силы и производственные отношения
- 1.7. Производительные силы: элементы, структура и параметры
- 1.8. Производственные отношения
- 1.9. Диалектика производительных сил и производственных отношений
- 1.10. Общественное бытие и общественное сознание
- 1.11. Базис и надстройка
- 1.12. Проблема выделения типов общества
- 1.13. Элементы общественно-экономической формации
- 1.14. Структура общественно-экономической формации
- 1.15. Проблема развития общества. Критерии прогресса
- 1.16. Понятие "социальная группа". Системные представления социальной группы
- 1.17. Характеристика и типология социальных групп
- 1.18. Общая характеристика типов и форм общности людей
- 1.19. Общая характеристика семьи как общественного явления
- 1.20. Определение социальной организации
- 1.21. Понятия "класс" и "страта"
- 1.22. Типология классов и социальных слоев
- 1.23. Социально-классовая структура современного западного общества
- 1.24. Определение политической системы общества
- 1.25. Отношение политического управления к другим видам управленческой деятельности
- 1.26. Происхождение и сущность государства. Его основные признаки и функции. Власть и свобода
- Духовная подсистема.
- 6. Духовная жизнь общества, основные формы общественного сознания. Идеология, её роль в жизни общества.
- 7. Диалектика общественного и индивидуального сознания
- 8. Структура общественного сознания. Возникновение и развитие основных форм общественного сознания
- Задания и упражнения.
- 1.1. Определение общественного сознания
- 1.2. Уровни общественного сознания
- 1.3. Элементы и структура общественного сознания
- 1.4. Формы общественного сознания
- 1.5. Закономерности развития духовной жизни общества
- 1.6. Общественное и индивидуальное сознание
- 1.7. Определение обыденного сознания
- 1.8. Уровни обыденного сознания, его элементы и структура
- 1.9. Развитие обыденного сознания
- 1.10. Определение общественной психологии
- 1.11. Уровни общественной психологии
- 1.12. Элементы и структура общественной психологи.
- 1.13. Определение идеологии
- 1.14. Функции идеологии
- 1.15. Формы идеологии
- 9. Понятие культуры. Роль духовной культуры в жизни общества.
- Задания и упражнения
- 1.1. Определение культуры
- 1.2. Характеристика культуры. Элементы и структура культуры
- 1.3. Типология культуры
- 1.4. Роль науки в развитии культуры
- Вопрос 22
- Вопрос 25
- Вопрос 26
- Вопрос 1
- Вопрос 3
- Вопрос 4
- Вопрос 5
- Вопрос 6
- 3. Фрейд
- 4,5 Млрд. Лет
- Вопрос 15
- Вопрос 16
- Вопрос 17
- Вопрос 7
- Вопрос 8
- Вопрос 9
- Вопрос 12
- Вопрос 10
- К россворды:
- Практикумы Тема 1. Философия как социокультурный феномен
- Тема 2. Исторические типы классической философии
- Новоевропейская философия XVII-XVIII вв. Формирование и развитие естественно-правовой парадигмы социального знания
- Тема 3. Становление и основные стратегии развития постклассической философии
- Тема 4. Философия культуры
- Тема 5. Философия бытия
- Тема 6. Философия природы
- Тема 7. Проблема человека в философии и науке
- Тема 8. Сознания человека как предмет философского анализа
- Тема 9. Познание как ценность культуры и предмет философского анализа
- Тема 10. Философия и национальное самосознание. Философская мысль Беларуси. Русская философия
- Тема 11. Природа социальной реальности и основные стратегии исследования в философии
- Особенности мифологического мышления и генезис философии
- Философия и формирование космоцентрической парадигмы социального знания. Особенности исторического развития восточной философии
- История античной и средневековой философии. Формирование и развитие теоцентрической парадигмы социального знания
- Роль поздней схоластики и философской мысли эпохи Возрождения (XIV – нач. XVI вв.) в идейной подготовке великих научных и социальных революций в Европе (20-е годы XVI – первая пол. XVII вв.)
- История философии конца XVIII – начала XX вв. Формирование и развитие культуро-исторической парадигмы социального знания
- Заключение. Философия и ценностные приоритеты в культуре XXI века
- Уровни организации материи