1.2. Особенности философии, ее предмет
Аристотель считал, что "есть конкретная наука, которая исследует бытие как само по себе, а также то, что ему свойственно само по себе. Эта наука не тождественна ни одной из так называемых частных наук, так как ни одна из них не исследует общую природу бытия как такового, а все они, выбирая себе какую-нибудь часть его, исследуют то, что свойственно этой части...".
О каких чертах, свойственных философии, идет речь в тексте?
Дайте развернутый анализ следующих определений философии:
"Философия есть познание, которое достигается через правильные размышления (...) и которое выясняет действия, или явления, из известных нам причин, или образующих основ, и, наоборот, образующие основы – из известных нам действий".
"Философия – это познание внутреннего мира человека, причин природы, отношение человека к природе и его связи с ней, или поскольку еще нет реальной законченной философии, стремление к такому познанию".
"Философия не есть наука, не есть даже наука об сущности, а есть творческое осмысление духом смысла человеческого существования".
"Основной вопрос всей, особенно новейшей, философии есть вопрос об отношении мышления к бытию, духа к природе...".
Согласны ли вы с позицией автора? Существует ли основной вопрос философии?
"... для других наук определяется предмет исследования; предмет философии как таковой не может быть ограничен, потому что он включает в себя все, что существует в мире. Именно потому, что он не может быть ограничен, его можно по существу обозначить как "искомый, бесконечно искаемый".
О каких особенностях предмета философии идет разговор в тексте?
"Остродискуссионным является вопрос о том, можно ли назвать философию наукой. Сторонники сциентизма считают, что отрекаясь от построения и развития философии как науки, философы осуждают себя на долю колдунов и пророков, которые не могут отыгрывать значительную роль в современном мире. И, безусловно, рассматривая вопрос о возможности развития философии как науки, важно иметь в виду, что характер науки очень разнообразный. Диапазон реализации критериев научности большой: от физики до литературоведения".
Существует и противопоставленное суждение: "Философия с логикой не должна иметь ничего общего; философия – это искусство, которое стремится прорваться через логическую цепь знаний и которое выносит человека в бескрайнее море фантазии, фантастического, где все одинаково возможно и невозможно".
Дайте оценку размышлениям философов. Какая идея вам более близка?
"Когда, однако, философия вообще и в принципе не наука, для чего она тогда, зачем она тогда, на что она тогда еще имеет право среди университетских наук? Не является ли тогда философия, проповедью какого-то мировоззрения? А мировоззрение? Что оно такое, как не личное убеждение отдельного мыслителя, приведенное в систему и на какое-то время объединившее горстку сторонников, которые в ближайшем времени сами построят свои системы? Не получится ли тогда дело с философией, будто она на какой-нибудь большой ярмарке?
В конце концов, объяснение философии как мировоззренческой проповеди – нисколько не меньшая ошибка, чем ее характеристика как науки. Философия (метафизика) – ни наука, ни мировоззренческая проповедь.
Что в таком случае выпадает на ее долю?"
Как бы вы ответили на поставленный вопрос?
В современной философской литературе не успокаивается дискуссия о предмете философии. Высказываются разные, временами диаметрально противоположные мысли. Одна из них: "Предмет философии "не имеет образа", как тот поручик Киже, хотя он поручик, считается по всем бумагам и поднимается по служебной лестнице. Предмет философии "в потенциале" спрятан в процессе философствования, в философском мышлении. По этой причине определить нужно не предмет, который либо изучает, либо должна изучать философия – в отличие от математики, физики, или социологии и, так сказать, рядом с ними – а особенную установку мысли, манеру размышления".
Можно ли согласиться с высказанной мыслью? Аргументируйте свою позицию.
На семинаре возникла дискуссия. Часть студентов утверждала, что в эпоху НТР может существовать только научная философия. Другая часть отмечала, что такая постановка вопроса вызывает, самое меньшее удивление: ненаучная философия просто существует, как существуют совсем ненаучные эмоции, чувственность, которая не считается с наукой, обыкновенный опыт и другие ненаучные феномены духовной жизни общества.
Разрешите их спор.
Античный скептицизм, констатируя факт плюрализма философских учений, утверждал, что философы, поскольку они обосновывают несовместимые друг с другом взгляды, которые в одинаковой степени оказываются отвергнутыми, никогда не достигают истины и тем самым демонстрируют нежизнеспособность любых философских положений. Противники скептицизма, соглашаясь с тем, что предыдущие философские учения были действительно ошибочными, но не принимая тезиса о равнозначности всех философских высказываний, стремились создать настоящую философию, которая б закончила с разнообразностью несовместимых взглядов, с тем, как они считали, перманентным философским скандалом. Так, например, И.Кант отмечал: "... Критическая философия объявляет себя такой философией, до которой еще вообще не существовала никакая философия".
Где же истина? Аргументируйте свою позицию.
Во вступлении к "Логике" Гегель говорил, что нет множества философий, есть одна философия как наука о всеобщем. А все системы, все течения и направления являются разными уровнями развития этой единственной философии.
Разделяете ли вы взгляды великого философа?
"Великий философ, – пишет французский ученый П.Рикер, – это тот, кто открывает новый способ ставить проблемы. Таким образом, сингулярность, которая стоит выше за любую типологию, это в первую очередь сингулярность самой проблематики".
Можно ли сказать, что новая постановка философских проблем, которых не знала предшествующая философия, вытекает из интеллектуальной особенности личности ученого?
Философская проблематика возникает:
в философии как особой форме профессиональной деятельности;
в самой реальной жизнедеятельности людей.
Какое из мнений вам более приемлемо? Аргументируйте свой ответ.
Господин Журден, герой комедии Мольера "Мещанин во дворянстве", с удивлением узнал (уже в достаточно зрелом возрасте), что всю жизнь говорил прозой. "Феномен Журдена" еще более применим к философии: философствуют все люди — даже те, кто никогда не слышал этого слова.
Что общее и в чем различия между философствованием и философией?
- Философия Электронный учебно-методический комплекс
- Введение
- Организация управляемой самостоятельной работы студентов с первоисточниками
- Пояснительная записка
- Общие требования к формированию социально-личностных компетенций выпускника
- Цели и задачи учебных дисциплин интегрированного модуля «Философия»
- Структура содержания интегрированного модуля «Философия»
- Примерный тематический план дисциплины «Философия»
- Организация самостоятельной работы студентов
- Методы (технологии) обучения
- Диагностика сформированности компетенций студента
- Содержание интегрированного модуля «философия» учебная дисциплина «философия»
- Раздел I
- Раздел II
- Раздел I
- 2. Проблемное поле философии
- 3. Функции философии
- Задания и упражнения
- 1 .1. Исторические типы мировоззрения: миф, религия, философия
- 1.2. Особенности философии, ее предмет
- 1.3. Взаимосвязь философии и науки
- 1.4. Функции философии
- Модуль 2. Исторические типы классической философии
- 1. Предмет истории философии
- 2. Становление философии в культурах Древнего мира.
- 3. Философия Китая
- 4. Характер древнегреческой культуры и особенности античной философской традиции
- 5.Проблема первоначала в философии до сократиков.
- 6.Концепция отомизма и материалистические тенденции в древнегреческой философии
- 7.Рационально-идеалистичекое направление в классической античной философии (Сократ, Платон, Аристотель)
- 8.Проблема отношения человека и космоса в эллинистической философии
- 9. Статус и функции философии в средневековой европейской культуре
- 10.Соотношение разума и веры в философской традиции средних веков.
- 11.Философия Фомы Аквинского.
- 12. Философия эпохи Ренессанса.
- 13.Развитие гелиоцентрической модели Вселенной.
- 14. Философия и наука: поиски самоопределения философии в новоевропейской культуре.
- 15.Правила рационалистического метода р.Декарта.
- 16.Опытно-индуктивная методология ф.Бэкона.
- 17.Философская эпохи Просвещения.
- 18. Немецкая классическая философия и её роль в развитии европейской философской мысли.
- 19.Критическая философия и.Канта.
- 20.Диалектическая философия Гегеля.
- 21.Истоки и основные черты философии к.Маркса. Взаимосвязь философских, экономических и социально-политических идей в учении марксизма.
- Модуль 3. Становление и основные направления неклассической философии.
- 1.Основные исторические формы позитивистской философии: классический позитивизм, неопозитивизм, постпозитивизм.
- 2.Философия экзистенциализма, её основные темы.
- 3.Философская герменевтика как методология гуманитарного познания.
- Модуль 4. Философия и национальное самосознание. Философская мысль Беларуси.
- 1.Основные этапы развития философской мысли в Беларуси.
- Заключение.
- Раздел II. Основные проблемы современной философии. Модуль 5. Философия бытия.
- 1. Онтология как философское учение о бытии.
- 2. Основные структурные уровни организации материального бытия.
- 3. Пространственно-временная организация бытия.
- 4. Понятие природы. Естественная и искусственная среда обитания.
- 5. Глобальные проблемы современности
- Задания и упражнения
- 1.1. Категория "бытие", ее смысл и специфика
- 1.2. Материя и проблема субстанции в философии
- 4. Диалектика как философская теория развития. Исторические формы диалектики.
- 5. Категории диалектики. Диалектика и синергетика.
- Задания и упражнения
- 1.1. Диалектика, как философская теория развития.
- 1.2. Законы и категории диалектики
- Модуль 6. Философская антропология. Модуль 6. Философская антропология.
- 1.Оснолвные стратегии осмысления природы человека в классической философии.
- 2.Личность и общество.
- 3. Формы свободы. Внутренняя и внешняя свобода.
- 4.Философский анализ отчуждения: сущность, социально-исторические причины и формы
- 5. Проблема смысла жизни и смерти в духовном опыте современного человечества.
- 6. Ценности, их классификация и роль в жизни общества и человека
- 7. Многомерность и системная природа сознания. Сознание и эволюция форм отражения. Индивидуальное и общественное сознание.
- 8. Отражательно-информационная и социальная природа сознания
- 9.Активно-творческий характер сознания. Сознание и самосознание
- Задания и упражнения
- 1.1. Человек, индивид, личность
- 1.2. Характеристика и типология личности
- 1.3. Политическая система общества и личность
- 1.4. Проблема сознания в философии. Детерминанты сознания
- 1.5. Самосознание. Структура самосознания
- Модуль 7. Теория познания и философия науки.
- 1. Социально-историческая, деятельная природа знаний
- 2. Чувственное познание и его формы
- 3. Рациональное познание. Формы мышления
- 4. Понятие и объективность истины
- 5. Понятие практики. Практика - основной и всеобщий критерий истины
- 6. Методы и формы научного познания
- З адания и упражнения
- 1.1. Творчество - высшая форма познавательного отношения человека к миру
- 1.2. Роль подсознания в творчестве
- 1.3. Соотношение между субъектом и объектом творчества
- Модуль 8. Социальная философия.
- 1. Особенности познания социальной реальности.
- 2. Эволюция представления об обществе в истории философской мысли.
- 3. Общество как система. Основные сферы общественной жизни, их взаимосвязь.
- Гражданское общество и правовое государство - показатели цивилизованности общества
- 4.Социальные отношения. Природа социальных противоречий.
- 5. Формационная и цивилизационная парадигмы в философии истории.
- Задания и упражнения
- 1.1. Системная характеристика общества
- 1.2. Историческая закономерность и сознательная деятельность людей. Свобода и необходимость
- 1.3. Природа как объект философского анализа
- 1.4. Отношения в системе "общество - природа - человек"
- 1.5. Экологическая проблема. Формирование экологического сознания
- 1.6. Способ производства и две его стороны: производительные силы и производственные отношения
- 1.7. Производительные силы: элементы, структура и параметры
- 1.8. Производственные отношения
- 1.9. Диалектика производительных сил и производственных отношений
- 1.10. Общественное бытие и общественное сознание
- 1.11. Базис и надстройка
- 1.12. Проблема выделения типов общества
- 1.13. Элементы общественно-экономической формации
- 1.14. Структура общественно-экономической формации
- 1.15. Проблема развития общества. Критерии прогресса
- 1.16. Понятие "социальная группа". Системные представления социальной группы
- 1.17. Характеристика и типология социальных групп
- 1.18. Общая характеристика типов и форм общности людей
- 1.19. Общая характеристика семьи как общественного явления
- 1.20. Определение социальной организации
- 1.21. Понятия "класс" и "страта"
- 1.22. Типология классов и социальных слоев
- 1.23. Социально-классовая структура современного западного общества
- 1.24. Определение политической системы общества
- 1.25. Отношение политического управления к другим видам управленческой деятельности
- 1.26. Происхождение и сущность государства. Его основные признаки и функции. Власть и свобода
- Духовная подсистема.
- 6. Духовная жизнь общества, основные формы общественного сознания. Идеология, её роль в жизни общества.
- 7. Диалектика общественного и индивидуального сознания
- 8. Структура общественного сознания. Возникновение и развитие основных форм общественного сознания
- Задания и упражнения.
- 1.1. Определение общественного сознания
- 1.2. Уровни общественного сознания
- 1.3. Элементы и структура общественного сознания
- 1.4. Формы общественного сознания
- 1.5. Закономерности развития духовной жизни общества
- 1.6. Общественное и индивидуальное сознание
- 1.7. Определение обыденного сознания
- 1.8. Уровни обыденного сознания, его элементы и структура
- 1.9. Развитие обыденного сознания
- 1.10. Определение общественной психологии
- 1.11. Уровни общественной психологии
- 1.12. Элементы и структура общественной психологи.
- 1.13. Определение идеологии
- 1.14. Функции идеологии
- 1.15. Формы идеологии
- 9. Понятие культуры. Роль духовной культуры в жизни общества.
- Задания и упражнения
- 1.1. Определение культуры
- 1.2. Характеристика культуры. Элементы и структура культуры
- 1.3. Типология культуры
- 1.4. Роль науки в развитии культуры
- Вопрос 22
- Вопрос 25
- Вопрос 26
- Вопрос 1
- Вопрос 3
- Вопрос 4
- Вопрос 5
- Вопрос 6
- 3. Фрейд
- 4,5 Млрд. Лет
- Вопрос 15
- Вопрос 16
- Вопрос 17
- Вопрос 7
- Вопрос 8
- Вопрос 9
- Вопрос 12
- Вопрос 10
- К россворды:
- Практикумы Тема 1. Философия как социокультурный феномен
- Тема 2. Исторические типы классической философии
- Новоевропейская философия XVII-XVIII вв. Формирование и развитие естественно-правовой парадигмы социального знания
- Тема 3. Становление и основные стратегии развития постклассической философии
- Тема 4. Философия культуры
- Тема 5. Философия бытия
- Тема 6. Философия природы
- Тема 7. Проблема человека в философии и науке
- Тема 8. Сознания человека как предмет философского анализа
- Тема 9. Познание как ценность культуры и предмет философского анализа
- Тема 10. Философия и национальное самосознание. Философская мысль Беларуси. Русская философия
- Тема 11. Природа социальной реальности и основные стратегии исследования в философии
- Особенности мифологического мышления и генезис философии
- Философия и формирование космоцентрической парадигмы социального знания. Особенности исторического развития восточной философии
- История античной и средневековой философии. Формирование и развитие теоцентрической парадигмы социального знания
- Роль поздней схоластики и философской мысли эпохи Возрождения (XIV – нач. XVI вв.) в идейной подготовке великих научных и социальных революций в Европе (20-е годы XVI – первая пол. XVII вв.)
- История философии конца XVIII – начала XX вв. Формирование и развитие культуро-исторической парадигмы социального знания
- Заключение. Философия и ценностные приоритеты в культуре XXI века
- Уровни организации материи