logo
ЭУМК Философия Мартынов М

1 .1. Исторические типы мировоззрения: миф, религия, философия

  1. Аристотель писал: "...имя мудрости необходимо отнести к одной и той же науке: это должна быть наука, которая исследует первоосновы и причины: и добро, и "то, для чего" есть один из видов причин. А что это ее мастерство творения, объяснили уже первые философы. Потому что и теперь, и раньше удивление вынуждает людей философствовать... Но тот, кто не понимает и удивляется, признается в своем неведении (и поэтому тот, кто любит мифы, есть в некотором смысле философ, потому что миф возникает на основе чудесного). Когда, таким образом, начали философствовать, чтобы избавиться от неведения, то, очевидно, к знаниям стали стремиться, для понимания, а не для какой-нибудь выгоды".

  1. "Философия – мировоззренческая форма сознания. Однако не всякое мировоззрение можно назвать философским. У человека могут быть достаточно, связные, но фантастические представления об окружающем мире и о себе самом. Каждый, кто знаком с мифами Древней Греции (или с мифами других народов мира – египтян, вавилонян, ассирийцев), знает, что на протяжении сотен и тысяч лет люди жили как бы в особом мире грез и фантазий. Эти верования и представления играли в их жизни очень важную роль: они были своеобразным выражением и хранением исторической памяти, регулятивом их социальной организации".

  1. "Для мифологии не существует вопроса о том, как ее боги и герои конструируют объекты реального бытия... Соответственно, для мифологии бытие есть образ-символ, реальность, а для философов бытие (а значит, и реальность) есть проблема".

  1. Существует мысль, что революция мировоззрения, осуществленная философией, заключалась не в смене арсенала знаний, а в преобразовании личности субъекта познания. В сравнении с мифологией впервые в истории культуры субъект знаний стал субъектом рефлексии, а знания – приобретением личности.

  1. При каком условии следующие суждения являются истинными:

  1. философия – это вытонченная религия;

  1. религия – это грубая философия.

  1. Проанализируйте и дайте оценку высказываниям знаменитых философов:

  1. "Религия, чтобы остаться правдивой, имеет потребность в философии. Философия, чтобы остаться наполненной, нуждается в субстанции религия" (К.Ясперс).

  1. "Все, кто владеет настоящей религией, вместе с тем, владеет истиной науки, искусства и философии" (Э.А.Жильсон).

  1. "...Если трезво подумать, то после слова божьего природоведческая философия – это наиболее надежные лекарства против забобонов и тем самым наилучшая подпитка для веры. Поэтому ее справедливо считают самой верной служанкой религии: если одна изъявляет волю бога, то вторая – его могущество... Не удивительно, что натурфилософия была задержана в развитии, так как религия, которая имеет наибольшую власть над мыслями людей, по причине необразованности и неосмотрительной предвзятости некоторых была отведена от натурфилософии и перешла на противоположную сторону".

  1. "Своеобразная сущность религии оставалась вне ее, она претендовала только на форму мысли. Если философия должна заменить религию, то философия, оставаясь философией, должна стать религией, она должна включать в себя в соответствующей форме то, что составляет суть религии, должна включить преимущества религии".

  1. Английский философ и ученый Б.Рассел считал, что церковная концепция праведности нежелательна по той причине, что она принижает разум и науку: "Возможно, что человечество уже стоит на пороге золотого века, но если так, то сначала необходимо будет убить дракона, который стережет вход, и дракон этот – религия".

  1. Белорусский первопечатник, ученый-просветитель эпохи Возрождения Ф.Скорина стремился выяснить происхождение моральных представлений человека. Согласно Скорине, понятия морали имеют двойственную основу: индивидуальный разум и божье откровение. Природный моральный закон имеет приоритет: "прежде всех законов или прав писанных закон, прирожденный всем людям от господа бога дан есть".

  1. "Суть дела в том, что философское мышление, и религиозное сознание существует и взаимодействует в поле мировоззренческого сознания. По-своему, в рамках характерного им стиля сознания они отвечают на одни и те же коренные духовные запросы. Потому что исторически религия и философия все время находились в тесном взаимодействии. Понять историю философии просто невозможно без знания истории религии".

  1. "Человек несчастен только потому, что отрекся от природы. Он захотел быть метафизиком, прежде чем стать физиком, оставил в стороне реальность, чтобы размышлять над явлениями, пренебрег опытом, чтобы увлекаться абстрактными системами и гипотезами. Одним словом, человек отвернулся от изучения природы и отдал предпочтение погоне за явлениями. Пора начать черпать в природе необходимые средства против бедствий, причиненных нам буйной фантазией. Пользуясь опытом, разум должен, наконец, победить предрассудки, жертвой которых так долго был человеческий род".

  1. Как, на Ваш взгляд, соотносятся мировоззрение и философия?

  1. философия – это теоретическая основа, ядро мировоззрения;

  1. философия обладает мировоззренческой функцией;

  1. полностью совпадает по содержанию и объему с мировоззрением.