Тема 5. Философия бытия
1. Развитие понятия бытия в истории философии: от антропоморфизма к антропокосмизму.
2. Понятие философского метода. Метафизика и диалектика в их историческом развитии. Проблема метода в философии XX века.
3. Формы бытия. Пространственно-временные характеристики бытия.
4. Концепции материи в истории науки и философии.
5. Современные представления о структуре и эволюции материи. Принцип глобального эволюционизма.
6. Деятельность как специфически человеческий способ бытия и отношения к миру.
Самостоятельная работа студентов
К первому вопросу:
Т. Имамичи // Гайдадымов Е.Б. Практикум по философии. Ч.1. – Мн., 2004.С. 486-490.
1. В чем заключаются отличия в понимании бытия в Западной и Восточной философии? Какие следствия из этого могут быть сделаны?
2. Каковы основные вехи истории учений о бытии в Западной философии?
3. Каковы характеристики представлений о бытии в современной мысли? Что автор понимает под термином «метатехника»?
4. Каковы опасности существования человека в современном техногенном обществе?
Н.А. Бердяев // Практикум по философии: Социальная философия / А.В. Кузнецов, В.В. Кузнецов. – Мн., 2007.С. 58-61.
1. Вопросы к тексту: см. на стр. 58.
М. Хайдеггер // Практикум по философии: Социальная философия / А.В. Кузнецов, В.В. Кузнецов. – Мн., 2007.С. 61-62.
1. Вопросы к тексту: см. на стр. 61.
Ж.-Л. Нанси // Гайдадымов Е.Б. Практикум по философии. Ч.1. – Мн., 2004.С. 474.
1. Почему бытие возможно только как со-бытие?
Э. Фромм // Гайдадымов Е.Б. Практикум по философии. Ч.1. – Мн., 2004. С. 477-480.
1. Каковы два основных способа существования человека?
2. Чем отличаются друг от друга экзистенциальная форма обладания от социальной?
3. Почему тенденция «иметь» играет доминирующую роль в жизни современного человека?
4. Что означает для человека «быть»?
Н.Ф. Федоров // Практикум по философии: Социальная философия / А.В. Кузнецов, В.В. Кузнецов. – Мн., 2007.С. 621-623.
1. Вопросы к тексту: см. на стр. 621.
Э. Ласло // Практикум по философии: Социальная философия / А.В. Кузнецов, В.В. Кузнецов. – Мн., 2007.С. 805-811.
1. Вопросы к тексту: см. на стр. 805.
Ко второму вопросу:
Аристотель // Гайдадымов Е.Б. Практикум по философии. Ч.1. – Мн., 2004.С. 505.
1. Какие пять целей преследуют софисты. Чем отличается софистика от диалектики?
Ф.Х. Кессиди // Гайдадымов Е.Б. Практикум по философии. Ч.1. – Мн., 2004.С. 505-506.
1. Что означает диалектика в понимании Сократа?
2. В чем заключается философский смысл иронии Сократа?
Ф. Ницше // Гайдадымов Е.Б. Практикум по философии. Ч.1. – Мн., 2004.С. 506-507.
1. Каковы социальные предпосылки и следствия диалектики Сократа?
Г.В.Ф. Гегель // Гайдадымов Е.Б. Практикум по философии. Ч.1. – Мн., 2004.С. 508-510.
1. Вопросы к тексту по Практикуму на с. 508.
Ф. Энгельс // Гайдадымов Е.Б. Практикум по философии. Ч.1. – Мн., 2004.С. 510-512.
1. Чем отличается диалектика Ф. Энгельса от диалектики Г.В.Ф. Гегеля?
2. Какое Энгельс дает определение понятию «диалектика»?
3. Как Энгельс интерпретирует закон диалектики «отрицание отрицания»?
К. Поппер // Гайдадымов Е.Б. Практикум по философии. Ч.1. – Мн., 2004.С. 512-513.
1. В чем К. Поппер упрекает сторонников диалектики в области познания?
2. Что является реальной движущей силой в познавательной деятельности человека?
Г. Лукач // Практикум по философии: Социальная философия / А.В. Кузнецов, В.В. Кузнецов. – Мн., 2007.С. 75-78.
1. Вопросы к тексту: см. на стр. 75.
М. Хайдеггер // Практикум по философии: Социальная философия / А.В. Кузнецов, В.В. Кузнецов. – Мн., 2007.С. 67-69.
1. Вопросы к тексту: см. на стр. 67.
Х.-Г. Гадамер // Гайдадымов Е.Б. Практикум по философии. Ч.1. – Мн., 2004.С. 587-589.
1. Вопросы к тексту: см. на стр. 587.
Л.В. Лесков // Практикум по философии: Социальная философия / А.В. Кузнецов, В.В. Кузнецов. – Мн., 2007.
С.423-428.
1. Вопросы к тексту: см. на стр. 423.
К третьему вопросу:
Н. Гартман // Гайдадымов Е.Б. Практикум по философии. Ч.1. – Мн., 2004.С. 435-437.
1. Какие формы бытия выделяет Н. Гартман?
2. Как взаимосвязаны эти формы бытия?
С. Эспиноза // Гайдадымов Е.Б. Практикум по философии. Ч.1. – Мн., 2004.С. 534-537.
1. Чем отличается понятие «пространство» в области антропологии и социологии от естественнонаучного понятия пространства?
2. Чем отличается понятие времени в антропологии от понятия времени в естествознании?
М. Хайдеггер // Гайдадымов Е.Б. Практикум по философии. Ч.1. – Мн., 2004.С. 529-532.
1. В чем отличие техническо-научного и художественного понимания пространства?
К четвертому вопросу:
Аристотель, Лукреций Кар // Гайдадымов Е.Б. Практикум по философии. Ч.1. – Мн., 2004.С. 631-633.
1. Как Аристотель и Лукреций Кар доказывают вечность существования материи?
Ф. Вольтер, Ж. Ламетри // Гайдадымов Е.Б. Практикум по философии. Ч.1. – Мн., 2004.
С. 634-636.
1. Вопросы к тексту: см. на стр. 634.
Ф. Энгельс // Гайдадымов Е.Б. Практикум по философии. Ч.1. – Мн., 2004.С. 637-638.
1. Почему, с точки зрения Энгельса, единство мира состоит не в его бытии, а в его материальности?
2. В чем заключается принципиальная ошибочность попыток некоторых естествоиспытателей найти некую единообразную материю?
В.И. Ленин // Гайдадымов Е.Б. Практикум по философии. Ч.1. – Мн., 2004.С. 631-633.
1. Чем отличается философское определение понятия материи от естественнонаучных определений?
В. Гейзенберг // Гайдадымов Е.Б. Практикум по философии. Ч.1. – Мн., 2004.С. 641-648.
1. Вопросы к тексту: см. на стр. 641.
И. Пригожин // Гайдадымов Е.Б. Практикум по философии. Ч.1. – Мн., 2004.С. 648-649.
1. Каковы современные физические концепции о природе и структуре материи?
К пятому вопросу:
Ф. Энгельс // Гайдадымов Е.Б. Практикум по философии. Ч.1. – Мн., 2004.С. 543-544.
1. Почему с точки зрения Энгельса движение является неотъемлемым свойством материи?
2. Какие формы движения выделяются Энгельсом?
Г. Башляр // Гайдадымов Е.Б. Практикум по философии. Ч.1. – Мн., 2004.
С. 544-545.
1. В чем заключаются принципиальные отличия в понимании вещей и процессов в современной и классической науке?
2. Что такое логика процессов современного научного знания?
И. Пригожин, И. Стенгерс // Гайдадымов Е.Б. Практикум по философии. Ч.1. – Мн., 2004.С. 475-477.
1. Какие радикальные изменения в научной картине мира произошли в конце ХХ века?
2. Как понимаются материя и движение в современной науке?
3. Какую роль концепция развития нестабильных систем может сыграть в обществознании?
К.Э. Циолковский // Гайдадымов Е.Б. Практикум по философии. Ч.1. – Мн., 2004.С. 548-549.
1. По каким законам развивается космос?
2. Почему человеческое сознание, с точки зрения Циолковского, является итогом эволюции Вселенной?
А.П. Назаретян // Практикум по философии: Социальная философия / А.В. Кузнецов, В.В. Кузнецов. – Мн., 2007.С. 639-643.
1. Вопросы к тексту: см. на стр. 639.
К шестому вопросу:
К. Маркс, Э. Фромм // Практикум: Ч. 2. Философия человека.– Мн., 2005.С. 169-171.
1. В чем, согласно Марксу, заключена сущность бытия человека?
2. Как Э. Фромм рассматривает уникальность бытия человека?
Г. Лукач // Практикум по философии: Социальная философия / А.В. Кузнецов, В.В. Кузнецов. – Мн., 2007.С. 82-85.
1. Вопросы к тексту: см. на стр. 82.
Г. Маркузе, Э. Фромм // Практикум: Ч. 2. Философия человека.– Мн., 2005.С. 408-409, 411.
1. Каковы возможные перспективы развития творческой деятельности человека?
2. Что мешает осуществлению этих возможностей?
Дополнительная литература к теме:
1. Гайдадымов Е.Б. Практикум по философии. Ч.1. – Мн., 2004. – С. 419-490, 515-590.
2. Практикум: Ч. 2. Философия человека.– Мн., 2005. – С. 396-414.
- Философия Электронный учебно-методический комплекс
- Введение
- Организация управляемой самостоятельной работы студентов с первоисточниками
- Пояснительная записка
- Общие требования к формированию социально-личностных компетенций выпускника
- Цели и задачи учебных дисциплин интегрированного модуля «Философия»
- Структура содержания интегрированного модуля «Философия»
- Примерный тематический план дисциплины «Философия»
- Организация самостоятельной работы студентов
- Методы (технологии) обучения
- Диагностика сформированности компетенций студента
- Содержание интегрированного модуля «философия» учебная дисциплина «философия»
- Раздел I
- Раздел II
- Раздел I
- 2. Проблемное поле философии
- 3. Функции философии
- Задания и упражнения
- 1 .1. Исторические типы мировоззрения: миф, религия, философия
- 1.2. Особенности философии, ее предмет
- 1.3. Взаимосвязь философии и науки
- 1.4. Функции философии
- Модуль 2. Исторические типы классической философии
- 1. Предмет истории философии
- 2. Становление философии в культурах Древнего мира.
- 3. Философия Китая
- 4. Характер древнегреческой культуры и особенности античной философской традиции
- 5.Проблема первоначала в философии до сократиков.
- 6.Концепция отомизма и материалистические тенденции в древнегреческой философии
- 7.Рационально-идеалистичекое направление в классической античной философии (Сократ, Платон, Аристотель)
- 8.Проблема отношения человека и космоса в эллинистической философии
- 9. Статус и функции философии в средневековой европейской культуре
- 10.Соотношение разума и веры в философской традиции средних веков.
- 11.Философия Фомы Аквинского.
- 12. Философия эпохи Ренессанса.
- 13.Развитие гелиоцентрической модели Вселенной.
- 14. Философия и наука: поиски самоопределения философии в новоевропейской культуре.
- 15.Правила рационалистического метода р.Декарта.
- 16.Опытно-индуктивная методология ф.Бэкона.
- 17.Философская эпохи Просвещения.
- 18. Немецкая классическая философия и её роль в развитии европейской философской мысли.
- 19.Критическая философия и.Канта.
- 20.Диалектическая философия Гегеля.
- 21.Истоки и основные черты философии к.Маркса. Взаимосвязь философских, экономических и социально-политических идей в учении марксизма.
- Модуль 3. Становление и основные направления неклассической философии.
- 1.Основные исторические формы позитивистской философии: классический позитивизм, неопозитивизм, постпозитивизм.
- 2.Философия экзистенциализма, её основные темы.
- 3.Философская герменевтика как методология гуманитарного познания.
- Модуль 4. Философия и национальное самосознание. Философская мысль Беларуси.
- 1.Основные этапы развития философской мысли в Беларуси.
- Заключение.
- Раздел II. Основные проблемы современной философии. Модуль 5. Философия бытия.
- 1. Онтология как философское учение о бытии.
- 2. Основные структурные уровни организации материального бытия.
- 3. Пространственно-временная организация бытия.
- 4. Понятие природы. Естественная и искусственная среда обитания.
- 5. Глобальные проблемы современности
- Задания и упражнения
- 1.1. Категория "бытие", ее смысл и специфика
- 1.2. Материя и проблема субстанции в философии
- 4. Диалектика как философская теория развития. Исторические формы диалектики.
- 5. Категории диалектики. Диалектика и синергетика.
- Задания и упражнения
- 1.1. Диалектика, как философская теория развития.
- 1.2. Законы и категории диалектики
- Модуль 6. Философская антропология. Модуль 6. Философская антропология.
- 1.Оснолвные стратегии осмысления природы человека в классической философии.
- 2.Личность и общество.
- 3. Формы свободы. Внутренняя и внешняя свобода.
- 4.Философский анализ отчуждения: сущность, социально-исторические причины и формы
- 5. Проблема смысла жизни и смерти в духовном опыте современного человечества.
- 6. Ценности, их классификация и роль в жизни общества и человека
- 7. Многомерность и системная природа сознания. Сознание и эволюция форм отражения. Индивидуальное и общественное сознание.
- 8. Отражательно-информационная и социальная природа сознания
- 9.Активно-творческий характер сознания. Сознание и самосознание
- Задания и упражнения
- 1.1. Человек, индивид, личность
- 1.2. Характеристика и типология личности
- 1.3. Политическая система общества и личность
- 1.4. Проблема сознания в философии. Детерминанты сознания
- 1.5. Самосознание. Структура самосознания
- Модуль 7. Теория познания и философия науки.
- 1. Социально-историческая, деятельная природа знаний
- 2. Чувственное познание и его формы
- 3. Рациональное познание. Формы мышления
- 4. Понятие и объективность истины
- 5. Понятие практики. Практика - основной и всеобщий критерий истины
- 6. Методы и формы научного познания
- З адания и упражнения
- 1.1. Творчество - высшая форма познавательного отношения человека к миру
- 1.2. Роль подсознания в творчестве
- 1.3. Соотношение между субъектом и объектом творчества
- Модуль 8. Социальная философия.
- 1. Особенности познания социальной реальности.
- 2. Эволюция представления об обществе в истории философской мысли.
- 3. Общество как система. Основные сферы общественной жизни, их взаимосвязь.
- Гражданское общество и правовое государство - показатели цивилизованности общества
- 4.Социальные отношения. Природа социальных противоречий.
- 5. Формационная и цивилизационная парадигмы в философии истории.
- Задания и упражнения
- 1.1. Системная характеристика общества
- 1.2. Историческая закономерность и сознательная деятельность людей. Свобода и необходимость
- 1.3. Природа как объект философского анализа
- 1.4. Отношения в системе "общество - природа - человек"
- 1.5. Экологическая проблема. Формирование экологического сознания
- 1.6. Способ производства и две его стороны: производительные силы и производственные отношения
- 1.7. Производительные силы: элементы, структура и параметры
- 1.8. Производственные отношения
- 1.9. Диалектика производительных сил и производственных отношений
- 1.10. Общественное бытие и общественное сознание
- 1.11. Базис и надстройка
- 1.12. Проблема выделения типов общества
- 1.13. Элементы общественно-экономической формации
- 1.14. Структура общественно-экономической формации
- 1.15. Проблема развития общества. Критерии прогресса
- 1.16. Понятие "социальная группа". Системные представления социальной группы
- 1.17. Характеристика и типология социальных групп
- 1.18. Общая характеристика типов и форм общности людей
- 1.19. Общая характеристика семьи как общественного явления
- 1.20. Определение социальной организации
- 1.21. Понятия "класс" и "страта"
- 1.22. Типология классов и социальных слоев
- 1.23. Социально-классовая структура современного западного общества
- 1.24. Определение политической системы общества
- 1.25. Отношение политического управления к другим видам управленческой деятельности
- 1.26. Происхождение и сущность государства. Его основные признаки и функции. Власть и свобода
- Духовная подсистема.
- 6. Духовная жизнь общества, основные формы общественного сознания. Идеология, её роль в жизни общества.
- 7. Диалектика общественного и индивидуального сознания
- 8. Структура общественного сознания. Возникновение и развитие основных форм общественного сознания
- Задания и упражнения.
- 1.1. Определение общественного сознания
- 1.2. Уровни общественного сознания
- 1.3. Элементы и структура общественного сознания
- 1.4. Формы общественного сознания
- 1.5. Закономерности развития духовной жизни общества
- 1.6. Общественное и индивидуальное сознание
- 1.7. Определение обыденного сознания
- 1.8. Уровни обыденного сознания, его элементы и структура
- 1.9. Развитие обыденного сознания
- 1.10. Определение общественной психологии
- 1.11. Уровни общественной психологии
- 1.12. Элементы и структура общественной психологи.
- 1.13. Определение идеологии
- 1.14. Функции идеологии
- 1.15. Формы идеологии
- 9. Понятие культуры. Роль духовной культуры в жизни общества.
- Задания и упражнения
- 1.1. Определение культуры
- 1.2. Характеристика культуры. Элементы и структура культуры
- 1.3. Типология культуры
- 1.4. Роль науки в развитии культуры
- Вопрос 22
- Вопрос 25
- Вопрос 26
- Вопрос 1
- Вопрос 3
- Вопрос 4
- Вопрос 5
- Вопрос 6
- 3. Фрейд
- 4,5 Млрд. Лет
- Вопрос 15
- Вопрос 16
- Вопрос 17
- Вопрос 7
- Вопрос 8
- Вопрос 9
- Вопрос 12
- Вопрос 10
- К россворды:
- Практикумы Тема 1. Философия как социокультурный феномен
- Тема 2. Исторические типы классической философии
- Новоевропейская философия XVII-XVIII вв. Формирование и развитие естественно-правовой парадигмы социального знания
- Тема 3. Становление и основные стратегии развития постклассической философии
- Тема 4. Философия культуры
- Тема 5. Философия бытия
- Тема 6. Философия природы
- Тема 7. Проблема человека в философии и науке
- Тема 8. Сознания человека как предмет философского анализа
- Тема 9. Познание как ценность культуры и предмет философского анализа
- Тема 10. Философия и национальное самосознание. Философская мысль Беларуси. Русская философия
- Тема 11. Природа социальной реальности и основные стратегии исследования в философии
- Особенности мифологического мышления и генезис философии
- Философия и формирование космоцентрической парадигмы социального знания. Особенности исторического развития восточной философии
- История античной и средневековой философии. Формирование и развитие теоцентрической парадигмы социального знания
- Роль поздней схоластики и философской мысли эпохи Возрождения (XIV – нач. XVI вв.) в идейной подготовке великих научных и социальных революций в Европе (20-е годы XVI – первая пол. XVII вв.)
- История философии конца XVIII – начала XX вв. Формирование и развитие культуро-исторической парадигмы социального знания
- Заключение. Философия и ценностные приоритеты в культуре XXI века
- Уровни организации материи