logo
ЭУМК Философия Мартынов М

Тема 5. Философия бытия

1. Развитие понятия бытия в истории философии: от антропоморфизма к антропокосмизму.

2. Понятие философского метода. Метафизика и диалектика в их историческом развитии. Проблема метода в философии XX века.

3. Формы бытия. Пространственно-временные характеристики бытия.

4. Концепции материи в истории науки и философии.

5. Современные представления о структуре и эволюции материи. Принцип глобального эволюционизма.

6. Деятельность как специфически человеческий способ бытия и отношения к миру.

Самостоятельная работа студентов

К первому вопросу:

Т. Имамичи // Гайдадымов Е.Б. Практикум по философии. Ч.1. – Мн., 2004.С. 486-490.

1. В чем заключаются отличия в понимании бытия в Западной и Восточной философии? Какие следствия из этого могут быть сделаны?

2. Каковы основные вехи истории учений о бытии в Западной философии?

3. Каковы характеристики представлений о бытии в современной мысли? Что автор понимает под термином «метатехника»?

4. Каковы опасности существования человека в современном техногенном обществе?

Н.А. Бердяев // Практикум по философии: Социальная философия / А.В. Кузнецов, В.В. Кузнецов. – Мн., 2007.С. 58-61.

1. Вопросы к тексту: см. на стр. 58.

М. Хайдеггер // Практикум по философии: Социальная философия / А.В. Кузнецов, В.В. Кузнецов. – Мн., 2007.С. 61-62.

1. Вопросы к тексту: см. на стр. 61.

Ж.-Л. Нанси // Гайдадымов Е.Б. Практикум по философии. Ч.1. – Мн., 2004.С. 474.

1. Почему бытие возможно только как со-бытие?

Э. Фромм // Гайдадымов Е.Б. Практикум по философии. Ч.1. – Мн., 2004. С. 477-480.

1. Каковы два основных способа существования человека?

2. Чем отличаются друг от друга экзистенциальная форма обладания от социальной?

3. Почему тенденция «иметь» играет доминирующую роль в жизни современного человека?

4. Что означает для человека «быть»?

Н.Ф. Федоров // Практикум по философии: Социальная философия / А.В. Кузнецов, В.В. Кузнецов. – Мн., 2007.С. 621-623.

1. Вопросы к тексту: см. на стр. 621.

Э. Ласло // Практикум по философии: Социальная философия / А.В. Кузнецов, В.В. Кузнецов. – Мн., 2007.С. 805-811.

1. Вопросы к тексту: см. на стр. 805.

Ко второму вопросу:

Аристотель // Гайдадымов Е.Б. Практикум по философии. Ч.1. – Мн., 2004.С. 505.

1. Какие пять целей преследуют софисты. Чем отличается софистика от диалектики?

Ф.Х. Кессиди // Гайдадымов Е.Б. Практикум по философии. Ч.1. – Мн., 2004.С. 505-506.

1. Что означает диалектика в понимании Сократа?

2. В чем заключается философский смысл иронии Сократа?

Ф. Ницше // Гайдадымов Е.Б. Практикум по философии. Ч.1. – Мн., 2004.С. 506-507.

1. Каковы социальные предпосылки и следствия диалектики Сократа?

Г.В.Ф. Гегель // Гайдадымов Е.Б. Практикум по философии. Ч.1. – Мн., 2004.С. 508-510.

1. Вопросы к тексту по Практикуму на с. 508.

Ф. Энгельс // Гайдадымов Е.Б. Практикум по философии. Ч.1. – Мн., 2004.С. 510-512.

1. Чем отличается диалектика Ф. Энгельса от диалектики Г.В.Ф. Гегеля?

2. Какое Энгельс дает определение понятию «диалектика»?

3. Как Энгельс интерпретирует закон диалектики «отрицание отрицания»?

К. Поппер // Гайдадымов Е.Б. Практикум по философии. Ч.1. – Мн., 2004.С. 512-513.

1. В чем К. Поппер упрекает сторонников диалектики в области познания?

2. Что является реальной движущей силой в познавательной деятельности человека?

Г. Лукач // Практикум по философии: Социальная философия / А.В. Кузнецов, В.В. Кузнецов. – Мн., 2007.С. 75-78.

1. Вопросы к тексту: см. на стр. 75.

М. Хайдеггер // Практикум по философии: Социальная философия / А.В. Кузнецов, В.В. Кузнецов. – Мн., 2007.С. 67-69.

1. Вопросы к тексту: см. на стр. 67.

Х.-Г. Гадамер // Гайдадымов Е.Б. Практикум по философии. Ч.1. – Мн., 2004.С. 587-589.

1. Вопросы к тексту: см. на стр. 587.

Л.В. Лесков // Практикум по философии: Социальная философия / А.В. Кузнецов, В.В. Кузнецов. – Мн., 2007.

С.423-428.

1. Вопросы к тексту: см. на стр. 423.

К третьему вопросу:

Н. Гартман // Гайдадымов Е.Б. Практикум по философии. Ч.1. – Мн., 2004.С. 435-437.

1. Какие формы бытия выделяет Н. Гартман?

2. Как взаимосвязаны эти формы бытия?

С. Эспиноза // Гайдадымов Е.Б. Практикум по философии. Ч.1. – Мн., 2004.С. 534-537.

1. Чем отличается понятие «пространство» в области антропологии и социологии от естественнонаучного понятия пространства?

2. Чем отличается понятие времени в антропологии от понятия времени в естествознании?

М. Хайдеггер // Гайдадымов Е.Б. Практикум по философии. Ч.1. – Мн., 2004.С. 529-532.

1. В чем отличие техническо-научного и художественного понимания пространства?

К четвертому вопросу:

Аристотель, Лукреций Кар // Гайдадымов Е.Б. Практикум по философии. Ч.1. – Мн., 2004.С. 631-633.

1. Как Аристотель и Лукреций Кар доказывают вечность существования материи?

Ф. Вольтер, Ж. Ламетри // Гайдадымов Е.Б. Практикум по философии. Ч.1. – Мн., 2004.

С. 634-636.

1. Вопросы к тексту: см. на стр. 634.

Ф. Энгельс // Гайдадымов Е.Б. Практикум по философии. Ч.1. – Мн., 2004.С. 637-638.

1. Почему, с точки зрения Энгельса, единство мира состоит не в его бытии, а в его материальности?

2. В чем заключается принципиальная ошибочность попыток некоторых естествоиспытателей найти некую единообразную материю?

В.И. Ленин // Гайдадымов Е.Б. Практикум по философии. Ч.1. – Мн., 2004.С. 631-633.

1. Чем отличается философское определение понятия материи от естественнонаучных определений?

В. Гейзенберг // Гайдадымов Е.Б. Практикум по философии. Ч.1. – Мн., 2004.С. 641-648.

1. Вопросы к тексту: см. на стр. 641.

И. Пригожин // Гайдадымов Е.Б. Практикум по философии. Ч.1. – Мн., 2004.С. 648-649.

1. Каковы современные физические концепции о природе и структуре материи?

К пятому вопросу:

Ф. Энгельс // Гайдадымов Е.Б. Практикум по философии. Ч.1. – Мн., 2004.С. 543-544.

1. Почему с точки зрения Энгельса движение является неотъемлемым свойством материи?

2. Какие формы движения выделяются Энгельсом?

Г. Башляр // Гайдадымов Е.Б. Практикум по философии. Ч.1. – Мн., 2004.

С. 544-545.

1. В чем заключаются принципиальные отличия в понимании вещей и процессов в современной и классической науке?

2. Что такое логика процессов современного научного знания?

И. Пригожин, И. Стенгерс // Гайдадымов Е.Б. Практикум по философии. Ч.1. – Мн., 2004.С. 475-477.

1. Какие радикальные изменения в научной картине мира произошли в конце ХХ века?

2. Как понимаются материя и движение в современной науке?

3. Какую роль концепция развития нестабильных систем может сыграть в обществознании?

К.Э. Циолковский // Гайдадымов Е.Б. Практикум по философии. Ч.1. – Мн., 2004.С. 548-549.

1. По каким законам развивается космос?

2. Почему человеческое сознание, с точки зрения Циолковского, является итогом эволюции Вселенной?

А.П. Назаретян // Практикум по философии: Социальная философия / А.В. Кузнецов, В.В. Кузнецов. – Мн., 2007.С. 639-643.

1. Вопросы к тексту: см. на стр. 639.

К шестому вопросу:

К. Маркс, Э. Фромм // Практикум: Ч. 2. Философия человека.– Мн., 2005.С. 169-171.

1. В чем, согласно Марксу, заключена сущность бытия человека?

2. Как Э. Фромм рассматривает уникальность бытия человека?

Г. Лукач // Практикум по философии: Социальная философия / А.В. Кузнецов, В.В. Кузнецов. – Мн., 2007.С. 82-85.

1. Вопросы к тексту: см. на стр. 82.

Г. Маркузе, Э. Фромм // Практикум: Ч. 2. Философия человека.– Мн., 2005.С. 408-409, 411.

1. Каковы возможные перспективы развития творческой деятельности человека?

2. Что мешает осуществлению этих возможностей?

Дополнительная литература к теме:

1. Гайдадымов Е.Б. Практикум по философии. Ч.1. – Мн., 2004. – С. 419-490, 515-590.

2. Практикум: Ч. 2. Философия человека.– Мн., 2005. – С. 396-414.