logo
УМК Методика преподавания предмета ОМ

Тема 11. Практические методы преподавания курса «Окружающий мир».

Виды практических методов обучения окружающему миру, их специфика: наблюдение, опыт, эксперимент, распознавание и определение объектов. Самостоятельная работа, ее значение для реализации практических методов на уроках окружающего мира. Основные виды практической самостоятельной работы, условия ее эффективного применения. Возможности практических методов в формировании начальных понятий курса «Окружающий мир».

Наблюдение – основной метод изучения природы в начальных классах. Отличие наблюдения от наблюдательности. Умение и навыки наблюдения, необходимые для детей младшего школьного возраста. Роль наблюдений в формировании регулятивных и познавательных УУД. Разновидности наблюдений, их значение, требования к их проведению. Этапы организации наблюдений. Роль индивидуальных фенологических дневников наблюдений, исследовательских тетрадей и классного «Календаря природы и труда людей» для организации наблюдений учащихся, методика работы с ними. Способы фиксации результатов наблюдений.

Значение опытов для развития учащихся. Отличие опыта от наблюдения. Общие требования к проведению уроков с опытами. Приемы активизации учебной деятельности учащихся, используемые при проведении опытов на уроках окружающего мира. Роль опытов в формировании регулятивных и познавательных УУД. Разновидности опытов на уроках окружающего мира, их значение, требования к проведению опытов разных видов.

Практические работы на уроках окружающего мира. Типология, последовательность проведения и место их проведения на уроках «Окружающий мир» в начальных классах.