logo
УМК Методика преподавания предмета ОМ

Тема 7. Внеурочная, внеклассная работа по предмету «Окружающий мир»

Цель: изучить методические основы проведения внеурочной и внеклассной работы с младшими школьниками, обусловленных спецификой предметной области «Окружающий мир».

Вопросы для обсуждения

1.Отличие внеурочной и внеклассной работы по предмету «Окружающий мир».

2.Домашняя работа по предмету «Окружающий мир»: функции, цели и задачи, особенности организации самостоятельной учебной деятельности школьников, руководство и контроль.

3. Возможности различных видов внеучебной работы в развитии у учащихся способности к осуществлению учебной деятельности (УУД).

3.Внеклассная работа по предмету «Окружающий мир»: цели, задачи, основные направления, виды и формы внеклассной работы, особенности проведения внеклассных занятий, занятий кружка, школьных олимпиад, конкурсов знаний, викторин.

4.Возможности внеклассной работы по предмету «Окружающий мир» в развитии учащихся, формировании у них интереса к предмету. Экологическая направленность внеклассной работы по курсу «Окружающий мир».

Задания

1. В учебнике по «окружающему миру» (УМК по выбору) найдите урок по теме «Лес». Обоснуйте выбор заданий для домашней работы и способ проверки его выполнения.

2. Изучите материал разделов 7 и 11 электронного учебного пособия «Методика преподавания предмета «Окружающий мир» в начальной школе»( Боровская Л.А., Азманова К.Р., Якимова Л.В. – Перм. гос.гуман-пед. ун-т. – Пермь, 2012) в аспекте возможностей организации внеклассной работы с младшими школьниками. Дайте характеристику каждой форме и виду внеклассной работы. По результатам анализа материалов заполните таблицу, содержащую описание целей и основных характеристик каждого вида и формы внеклассной работы.

3. Выполните анализ содержания материала по «окружающему миру»(автор, класс – по выбору) и выделите темы, изучение которых целесообразно осуществить в режиме внеклассной работы. Выбор тем обоснуйте.

4. Составьте конспект внеклассного занятия по теме (на выбор):

- Праздник «Осень золотая»;

- Путешествие капельки воды;

- Замечательная кладовая;

- Мир птиц в пословицах и поговорках;

- Природа вокруг нас;

- Симметрия в природе и архитектуре;

Список литературы

Основная:

1. Аквилева, Г.Н., Клепинина З.А. Методика преподавания естествознания в начальной школе / Г.Н.Аквилева, З.А.Клепинина – М.: Академия, 2012.

2. Григорьева, Е.В. Методика преподавания естествознания/ Е.В. Григорьева – М.: Владос, 2008(эл. версия представлена в ЭБС ЛитРес).

3. Симонова, Л.П. Экологическое образование в начальной школе / Л.П. Симонова – Л.: Академия. – 2009. – 155 с.

4. Миронов, А.В. «Окружающий мир» в начальной школе: как реализовать ФГОС / А.В. Миронов – М.: Баласс, 2012. – 96 с.

Дополнительная:

1. Алексахина, Е.М., Долгачева В.С. Методические рекомендации к работе по экологическому образованию и воспитанию младших школьников / Е.М. Алексахина, В.С. Долгачева – М.: 1996. – 198 с.

2. Организация работы школьников по созданию учебной экологической тропы: методич. рекомендации. / Сост. Л.Е. Куприна, Ю.А. Попович – М., 2011.

3. Боровская, Л.А., Жесткова, Н.С., Цветова О.Д., Наш Пермский край: учеб. пособие для нач. шк. / Боровская Л.А., Жесткова Н.С., Цветова О.Д. – Перм. гос.пед. ун-т. – Пермь, 2012. – 140с.