Возможности использования метода проектов в экологическом образовании дошкольников с нарушениями зрения
Морозова Л.Е., старший преподаватель
Луканская Ю.А., студентка 5 курса
(г. Минск, УО «БГПУ им. М. Танка»)
Актуальность проблемы формирования культуры отношения к природе, начиная с раннего детства, обуславливает необходимость поиска педагогических средств, способных обеспечить переход новых поколений к гармоничному взаимодействию с природой. Современная экологическая культура базируется на принципах самоценности любой жизни, будь то жизнь человека, животного или растения [1].
Анализ состояния теории и практики экологического образования показал перспективность использования метода проектов, как способа организации деятельности детей, построенной на их активном участии в планировании и организации проекта.
Историко-педагогический анализ научной разработанности метода проектов (П.А. Агутов, И.А. Зимняя, Г.И. Ильин, Н.В. Матяш, В.А. Голяков, Л.П. Петуховой, А. Фураевой, Н.П. Шипицина и др.); анализ психолого-педагогических концепций, философских подходов к воспитанию экологической культуры и методических основ экологического воспитания (Б.Т. Лихачев, Н.С. Дежникова, Н.Ф. Виноградов, С.Н. Николаева и др.) анализ литературы по педагогической, возрастной и специальной психологии показал потребность теории и практики экологического воспитания в эффективных технологиях формирования экологической культуры личности дошкольника, невостребованность потенциала метода проектов в решении этой проблемы и широкие возможности использования данного метода в развитии ребенка с нарушениями зрения [1].
Данный метод ориентирует весь воспитательно-образовательный процесс на ребенка, т. к. опирается на его интересы, жизненный опыт и индивидуальные способности. Эти особенности технологии делают возможным ее использование в специальном дошкольном учреждении для детей с нарушениями зрения. При использовании данной технологии педагог учитывает опыт ребенка, его возможности и интересы; обучает в действии; побуждает к совместному, а далее и к самостоятельному наблюдению и экспериментированию; чередует индивидуальную и коллективную работу; содействует развитию сотрудничества и сотворчества, что значительно повышает эффективность процесса обучения, воспитания и развития детей со зрительной депривацией, повышает их познавательную активность, благотворно сказывается на развитии их эмоциональной сферы [3].
Это и определило актуальность данного исследования, цель которого: выявить потенциал метода проектов в экологическом воспитании детей старшего дошкольного возраста с нарушениями зрения и условия его эффективной реализации. Гипотеза исследования состояла в том, что применение метода проектов обеспечит повышение эффективности процесса экологического воспитания дошкольников с нарушениями зрения если:
применение метода проектов как способа организации поэтапной практической деятельности детей с нарушениями зрения по выявлению и достижению экологических целей будет ориентировано на гармонизацию их взаимоотношений с окружающим миром (с учетом их возможностей и особенностей), на формирование экологически развитых эмоционально-чувственной, интеллектуальной и деятельной сфер личности;
содержание экологической проектной деятельности дошкольников с нарушениями зрения будет заключаться в создании и реализации детьми различных видов экологических проектов: исследовательских (как правило, это мини-пректы), игровых, сказочных, практических, познавательных, творческих и др., направленных на систематическое и доступное для них взаимодействие с объектами окружающей социоприродной среды;
будут созданы необходимые педагогические условия эффективного применения метода проектов в экологическом воспитании дошкольников с нарушениями зрения с учетом их возрастных и индивидуальных возможностей, способностей и потребностей [4].
В ходе экспериментального исследования анализировались практика экологического воспитания дошкольников с нарушениями зрения, реализуемые в специальных дошкольных учреждениях программы экологического воспитания, уровень экологической воспитанности детей с нарушениями зрения старшего дошкольного возраста.
Проведенный нами анализ практики экологического воспитания дошкольников с нарушениями зрения показал, что метод проектов вызывает у педагогов интерес, однако его использование в работе с дошкольниками, имеющими нарушения зрения, практически отсутствует.
В ходе констатирующего эксперимента анализировался уровень экологической воспитанности старших дошкольников с нарушениями зрения («экологические знания» и «отношения»).
Диагностика экологических знаний осуществлялась при помощи разработанных нами заданий, переведенных в компьютерный вариант в виде программы «МY Test». Преимуществом разработанных тестов является возможность увеличить предлагаемые изображения, сделать их ярче или отконтурировать нужные детали и т.д. (учитывая особенности восприятия дошкольников). Другим преимуществом данной программы является возможность повысить познавательный интерес дошкольников с нарушениями зрения к предстоящей деятельности, их активность, и третьим преимуществом является возможность четко и точно фиксировать результаты исследования, быстро и более точно определять уровень экологической воспитанности испытуемых.
Диагностика «отношения» осуществлялась с помощью стандартизированных схем наблюдения за поведением детей в разных видах деятельности: в сюжетно-ролевой игре, практической деятельности по созданию и поддержанию условий для живых объектов, в процессе создания изопродукции на основе впечатлений от природы, общения с природой, речевой деятельности, самостоятельном наблюдении [2].
В эксперименте принимали участие 15 дошкольников старшей группы с нарушениями зрения, составляющие экспериментальную группу. Для проверки эффективности использования метода проектов в экологическом воспитании дошкольников экспериментальной группы была выделена контрольная группа из 15 детей с нарушениями зрения старшего дошкольного возраста.
Анализ практики экологического воспитания дошкольного учреждения показал, что данный вид педагогической деятельности организуется и проводится на должном уровне. Однако в экологическом опыте дошкольников с нарушениями зрения очевиден дефицит опыта непосредственного общения с природой, практической экологической деятельности, позитивного наблюдения, самостоятельного принятия решений в ситуации выбора.
Оценка результатов экспериментального исследования позволила распределить дошкольников с нарушениями зрения по уровням экологической воспитанности:
На низком уровне находятся 20% детей экспериментальной группы и 5% контрольной. Эти дети имеют знания только о некоторых сторонах объектов природы, часто допускают ошибки при выполнении заданий, не всегда аргументируют свой выбор, затрудняются отвечать на поставленные вопросы, не проявляют интереса к явлениям и событиям в природе и не выражают своего отношения к явлениям и объектам природы.
На среднем уровне находятся дети, имеющие знания о наиболее существенных сторонах объектов природы (50% детей экспериментальной группы и 15% контрольной группы). Они знают характерные признаки, но допускают неточности в ответах, не всегда отвечают на поставленные вопросы, проявляют некоторый интерес к явлениям и событиям в природе, их внимание сосредоточено на внешних качествах явлений, что влечет за собой оценочные суждения.
Дети с уровнем выше среднего (23% детей экспериментальной группы и 45% контрольной) устанавливают закономерные взаимосвязи в природе, иногда допускают ошибки при ответах. Часто их ответы бывают слишком краткими. Дети проявляют интерес и эмоциональное отношение к объектам природы, выражая иногда обеспокоенность и готовность к оказанию помощи.
Дети с высоким уровнем сформированности экологических знаний (7% экспериментальной и 45% контрольной группы) устанавливают системные связи без особого труда, связно и последовательно отвечают на поставленные вопросы. Проявляют ярко выраженный интерес к явлениям и событиям в природе, эмоционально выражают свое отношение к объектам живой природы, проявляя гуманистическую направленность.
Из результатов исследования видно, что дошкольники экспериментальной группы имеют более низкий уровень экологической воспитанности по сравнению с дошкольниками контрольной группы.
Причинами сложившегося положения могут быть:
- особенности восприятия окружающего мира (замедленность, фрагментарность, схематизм);
- снижение познавательной активности, самостоятельности дошкольников с нарушениями зрения;
- нарушения чувствительности, при которых обычные по силе ощущения и восприятие сопровождаются неадекватно ослабленной эмоциональной окраской.
Специальное внимание в ходе исследования было уделено выявлению условий эффективного применения метода проектов в экологическом воспитании дошкольников с нарушениями зрения с целью дальнейшего учета их при проведении формирующего эксперимента:
- соблюдение технологической цепочки последовательных действий (анализа ситуации, целеполагания и оформления проектного замысла, планирования и создания условий для достижения цели, реализации проекта, оценки результативности деятельности и прогнозирования перспектив развития проектов);
- соответствие содержания и видов проектов возрастным особенностям и возможностям дошкольников с нарушениями зрения, стимулирование познавательной активности и самодеятельности детей;
- обеспечение педагогического сопровождения экологической проектной деятельности дошкольников с нарушениями зрения с учетом их возможностей , способностей и интересов.
Список цитированных источников:
Морозова, Л.Е. Современные подходы к формированию экологической культуры дошкольников с нарушениями зрения / Л.Е.Морозова // Дефектологическое образование в РБ: состояние и перспективы: материалы Республеканских науч.-практ. Конф., г. Минск, 29-30 мая 2001 / Бел. гос. Пед. ун-т им. М. Танка – Минск: БГПУ, 2001.-245 с.
Николаева, С.Н. Методика экологического воспитания дошкольников. М.-2001.с.184
Петрикевич, А.А. Метод проектов в образовании дошкольников / А.А. Петрикевич. – Мозырь: 2008 (3с.)
Новые педагогические и информационные технологии в системе образования / Под ред. Е.С. Полат - М., 2000
- С.Л. Богомаз, н.И. Бумаженко, о.В. Данич, с.А. Карташев, а.Н. Акулович
- Предисловие
- Часть III. Теория и методика
- Специального образования
- Своеобразие коммуникативной деятельности
- У детей с интеллектуальной недостаточностью
- Школьная адаптация первоклассников с общим недоразвитием речи в личностной сфере
- Начальные этапы коррекционной работы
- Социализация детей с интеллектуальной недостаточностью
- Практическая работа с семьей ребенка с аутизмом
- Работа с семьей детей с рда
- Особенности развития личности школьников с интеллектуальной недостаточностью в условиях обучения во вспомогательной школе
- К вопросу изучения самоконтроля и его формирования у младших школьников с тяжелыми нарушениями речи
- Особенности взаимодействия дошкольного учреждения с семьями детей с нарушениями зрения
- Моделирование как способ познавательного развития младших школьников с нарушениями зрения
- К проблеме формирования коммуникативных умений у дошкольников с тяжелыми нарушениями речи в условиях образовательной интеграции
- Особенности реабилитации детей после кохлеарной имплантации
- Педагогические условия гендерного воспитания дошкольников с нарушениями зрения
- Своеобразие эмоциональной сферы младших школьников с интеллектуальной недостаточностью: теоретический аспект
- Коррекция специальной готовности к школе детей с нарушением зрения
- Взаимосвязь стиля материнского воспитания и восприятия взаимоотношений в семье школьниками с нарушением зрения
- Формирование у учащихся первого отделения вспомогательной школы практической математической компетенции
- Роль мультимедийных презентаций в логопедической работе по формированию префиксального словообразования глаголов у старших дошкольников с общим недоразвитием речи
- Электронный справочник для педагогов и родителей детей с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью и нарушениями зрения
- Использование дыхательной гимнастики
- Занятиях
- В процессе коррекционно-педагогической работы с детьми раннего возраста с фактором риска в речевом развитии
- Офтальмотренажеры как средство развития зрительного восприятия младших школьников с нарушениями зрения
- Особенности осязательной деятельности тотально слепых младших школьников
- Методика проведения была следующей:
- У учащихся с интеллектуальной недостаточностью
- Особенности адаптации к школе детей с речевой патологией
- В работе с дошкольниками с онр
- Особенности поведения в конфликтных ситуациях подростков с нарушением слуха
- Метод наглядного моделирования в коррекционно-педагогической работе с дошкольниками с общим недоразвитием речи
- Использование невербальных средств общения педагогами в школе-интернате для детей с нарушением слуха в образовательном процессе
- Особенности сенсорно-перцептивной сферы школьников с интеллектуальной недостаточностью
- Формирование номинативной функции речи у дошкольников с нарушениями зрения
- Формирование профессиональных навыков у студентов-дефектологов в рамках программы «от студента к специалисту»
- Фрагмент программы «от студента к специалисту»
- Особенности формирования диалогической речи старших дошкольников с нарушениями зрения в процессе сюжетно-ролевой игры
- Возможности использования метода проектов в экологическом образовании дошкольников с нарушениями зрения
- К проблеме обучения младших школьников с интеллектуальной недостаточностью рассуждению как типу связной речи
- Дифференциальная диагностика моторной алалии и схожих состояний
- Особенности общения школьников с интеллектуальной недостаточностью
- Школьников с интеллектуальной недостаточностью
- Выявление факторов риска в речевом развитии у детей раннего возраста
- Игровая деятельность дошкольников с особенностями психофизического развития
- Формирование диалогической речи у учащихся с интеллектуальной недостаточностью
- Особенности лексики дошкольников с трудностями в обучении, воспитывающихся в детских домах
- Социальное становление личности младших школьников с тяжелыми нарушениями речи
- Исследование памяти детей младшего школьного возраста с интеллектуальной недостаточностью
- Особенности памяти детей с особенностями психофизического развития
- Организация культурно-досуговой деятельности молодых инвалидов как одно из условий их успешной социализации
- У детей с интеллектуальной недостаточностью
- Экспериментальное изучение памяти у детей с интеллектуальной недостаточностью
- Метод релаксации в коррекционной работе с детьми старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи
- Анализ феномена материнской депривации:
- Интерактивные презентации power point как средство формирования пространственных представлений у младших школьников с нарушениями зрения
- Особенности формирования самооценки у детей с нарушениями зрения
- Часть IV. Социальные проблемы современного общества и пути их решения специфика национального усыновления
- Детская и молодежная политика в швейцарии
- Приоритетные направления социальной работы в сша
- К вопросу о свободе человека как объекта преступных посягательств в преступлениях против личной свободы
- К вопросу об основных подходах к пониманию правовой культуры
- Анализ проблемы профессионального становления в психологических исследованиях
- Международно-правовые основы противодействия торговле детьми, детской проституции и детской порнографии
- Актуальные вопросы совершенствования преподавания правовых дисциплин
- Государство и личность: взаимная ответственность
- Профилактики подросткового алкоголизма
- О состоянии преступности несовершеннолетних в беларуси и россии (опыт сравнительного анализа)
- Особенности методики расследования преступлений, совершенных молодежными организованными группами и преступными организациями
- Бытовой терроризм, как проблема современного общества
- С коррупцией
- Сравнительная характеристика деятельности волонтерских организаций в республике беларусь и в республике туркменистан
- Психологическое сопровождение молодежной субкультуры как основа психологического здоровья нации
- Международно-правовая защита прав женщин на современном этапе
- Конституционная характеристика государства как светского в зарубежных странах
- Проблемы института семьи в республике беларусь на современном этапе
- Мотивы выбора профессии
- К вопросу о защите прав несовершеннолетних участников уголовного процесса
- Одинокого материнства
- Антиципационные способности студентов педагогических специальностей.
- К вопросу о необходимости изучения основ предпринимательской деятельности в общеобразовательных учреждениях
- Приобретение гражданства детьми в республике беларусь
- Модель социально-педагогической работы с семьями, находящимися в социально опасном положении
- Социальный интеллект в структуре профессиограммы менеджеров
- Формирование имиджа специалиста по социальной работе
- Правовая охрана материнства в республике беларусь
- Ценностные ориентации студентов-медиков в структуре образовательного пространства
- К вопросу о криминалистической характеристике преступлений, связанных с незаконным оборотом оружия, боеприпасов и взрывчатых веществ
- Сущность рыночной экономики в современных условиях и роль государства в экономической политике
- К вопросу о программе непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи в республике беларусь на 2011–2015 годы
- Роль социально-педагогических технологий в профессиональной подготовке студенческой молодежи к осознанному родительству
- Правовые основы формирования готовности студенческой молодежи к семейной жизни
- Последствия лишения родительских прав
- Сравнительный анализ института усыновления в республике беларусь и зарубежных странах
- К вопросу об истории дисциплинарной ответственности обучающихся в республике беларусь
- Социальное обслуживание лиц старших возрастных групп
- Причины правонарушений несовершеннолетних
- Находящихся в неблагоприятных семейных условиях
- Отношение современной молодежи к проблемам социальной рекламы
- К вопросу об определении сексуальных действий при характеристике насильственных действий сексуального характера
- Роль органов местного управления и самоуправления в области образования
- О совершенствовании уголовного законодательства с учетом гендерных аспектов
- Формирование профессиональной компетентности социального педагога в области защиты прав ребенка
- Утрата права пользования жилым помещением несовершеннолетним
- Виды соучастников преступления
- Применение интерактивных средств при изучении правовых дисциплин (на примере дисциплины «Криминалистика»)
- Позитивная дискриминация по половому признаку (гендерная ассимметрия) как принцип уголовного законодательства
- К вопросу о преподавании курса «правовое регулирование национальной безопасности республики беларусь»
- Содержание
- Часть III. Теория и методика специального образования
- Часть IV. Социальные проблемы современного общества и пути их решения
- Мир детства в современном образовательном пространстве
- 210038, Г. Витебск, Московский проспект, 33.