logo search
Конференция_мир детства_2

Возможности использования метода проектов в экологическом образовании дошкольников с нарушениями зрения

Морозова Л.Е., старший преподаватель

Луканская Ю.А., студентка 5 курса

(г. Минск, УО «БГПУ им. М. Танка»)

Актуальность проблемы формирования культуры отношения к природе, начиная с раннего детства, обуславливает необходимость поиска педагогических средств, способных обеспечить переход новых поколений к гармоничному взаимодействию с природой. Современная экологическая культура базируется на принципах самоценности любой жизни, будь то жизнь человека, животного или растения [1].

Анализ состояния теории и практики экологического образования показал перспективность использования метода проектов, как способа организации деятельности детей, построенной на их активном участии в планировании и организации проекта.

Историко-педагогический анализ научной разработанности метода проектов (П.А. Агутов, И.А. Зимняя, Г.И. Ильин, Н.В. Матяш, В.А. Голяков, Л.П. Петуховой, А. Фураевой, Н.П. Шипицина и др.); анализ психолого-педагогических концепций, философских подходов к воспитанию экологической культуры и методических основ экологического воспитания (Б.Т. Лихачев, Н.С. Дежникова, Н.Ф. Виноградов, С.Н. Николаева и др.) анализ литературы по педагогической, возрастной и специальной психологии показал потребность теории и практики экологического воспитания в эффективных технологиях формирования экологической культуры личности дошкольника, невостребованность потенциала метода проектов в решении этой проблемы и широкие возможности использования данного метода в развитии ребенка с нарушениями зрения [1].

Данный метод ориентирует весь воспитательно-образовательный процесс на ребенка, т. к. опирается на его интересы, жизненный опыт и индивидуальные способности. Эти особенности технологии делают возможным ее использование в специальном дошкольном учреждении для детей с нарушениями зрения. При использовании данной технологии педагог учитывает опыт ребенка, его возможности и интересы; обучает в действии; побуждает к совместному, а далее и к самостоятельному наблюдению и экспериментированию; чередует индивидуальную и коллективную работу; содействует развитию сотрудничества и сотворчества, что значительно повышает эффективность процесса обучения, воспитания и развития детей со зрительной депривацией, повышает их познавательную активность, благотворно сказывается на развитии их эмоциональной сферы [3].

Это и определило актуальность данного исследования, цель которого: выявить потенциал метода проектов в экологическом воспитании детей старшего дошкольного возраста с нарушениями зрения и условия его эффективной реализации. Гипотеза исследования состояла в том, что применение метода проектов обеспечит повышение эффективности процесса экологического воспитания дошкольников с нарушениями зрения если:

В ходе экспериментального исследования анализировались практика экологического воспитания дошкольников с нарушениями зрения, реализуемые в специальных дошкольных учреждениях программы экологического воспитания, уровень экологической воспитанности детей с нарушениями зрения старшего дошкольного возраста.

Проведенный нами анализ практики экологического воспитания дошкольников с нарушениями зрения показал, что метод проектов вызывает у педагогов интерес, однако его использование в работе с дошкольниками, имеющими нарушения зрения, практически отсутствует.

В ходе констатирующего эксперимента анализировался уровень экологической воспитанности старших дошкольников с нарушениями зрения («экологические знания» и «отношения»).

Диагностика экологических знаний осуществлялась при помощи разработанных нами заданий, переведенных в компьютерный вариант в виде программы «МY Test». Преимуществом разработанных тестов является возможность увеличить предлагаемые изображения, сделать их ярче или отконтурировать нужные детали и т.д. (учитывая особенности восприятия дошкольников). Другим преимуществом данной программы является возможность повысить познавательный интерес дошкольников с нарушениями зрения к предстоящей деятельности, их активность, и третьим преимуществом является возможность четко и точно фиксировать результаты исследования, быстро и более точно определять уровень экологической воспитанности испытуемых.

Диагностика «отношения» осуществлялась с помощью стандартизированных схем наблюдения за поведением детей в разных видах деятельности: в сюжетно-ролевой игре, практической деятельности по созданию и поддержанию условий для живых объектов, в процессе создания изопродукции на основе впечатлений от природы, общения с природой, речевой деятельности, самостоятельном наблюдении [2].

В эксперименте принимали участие 15 дошкольников старшей группы с нарушениями зрения, составляющие экспериментальную группу. Для проверки эффективности использования метода проектов в экологическом воспитании дошкольников экспериментальной группы была выделена контрольная группа из 15 детей с нарушениями зрения старшего дошкольного возраста.

Анализ практики экологического воспитания дошкольного учреждения показал, что данный вид педагогической деятельности организуется и проводится на должном уровне. Однако в экологическом опыте дошкольников с нарушениями зрения очевиден дефицит опыта непосредственного общения с природой, практической экологической деятельности, позитивного наблюдения, самостоятельного принятия решений в ситуации выбора.

Оценка результатов экспериментального исследования позволила распределить дошкольников с нарушениями зрения по уровням экологической воспитанности:

На низком уровне находятся 20% детей экспериментальной группы и 5% контрольной. Эти дети имеют знания только о некоторых сторонах объектов природы, часто допускают ошибки при выполнении заданий, не всегда аргументируют свой выбор, затрудняются отвечать на поставленные вопросы, не проявляют интереса к явлениям и событиям в природе и не выражают своего отношения к явлениям и объектам природы.

На среднем уровне находятся дети, имеющие знания о наиболее существенных сторонах объектов природы (50% детей экспериментальной группы и 15% контрольной группы). Они знают характерные признаки, но допускают неточности в ответах, не всегда отвечают на поставленные вопросы, проявляют некоторый интерес к явлениям и событиям в природе, их внимание сосредоточено на внешних качествах явлений, что влечет за собой оценочные суждения.

Дети с уровнем выше среднего (23% детей экспериментальной группы и 45% контрольной) устанавливают закономерные взаимосвязи в природе, иногда допускают ошибки при ответах. Часто их ответы бывают слишком краткими. Дети проявляют интерес и эмоциональное отношение к объектам природы, выражая иногда обеспокоенность и готовность к оказанию помощи.

Дети с высоким уровнем сформированности экологических знаний (7% экспериментальной и 45% контрольной группы) устанавливают системные связи без особого труда, связно и последовательно отвечают на поставленные вопросы. Проявляют ярко выраженный интерес к явлениям и событиям в природе, эмоционально выражают свое отношение к объектам живой природы, проявляя гуманистическую направленность.

Из результатов исследования видно, что дошкольники экспериментальной группы имеют более низкий уровень экологической воспитанности по сравнению с дошкольниками контрольной группы.

Причинами сложившегося положения могут быть:

- особенности восприятия окружающего мира (замедленность, фрагментарность, схематизм);

- снижение познавательной активности, самостоятельности дошкольников с нарушениями зрения;

- нарушения чувствительности, при которых обычные по силе ощущения и восприятие сопровождаются неадекватно ослабленной эмоциональной окраской.

Специальное внимание в ходе исследования было уделено выявлению условий эффективного применения метода проектов в экологическом воспитании дошкольников с нарушениями зрения с целью дальнейшего учета их при проведении формирующего эксперимента:

- соблюдение технологической цепочки последовательных действий (анализа ситуации, целеполагания и оформления проектного замысла, планирования и создания условий для достижения цели, реализации проекта, оценки результативности деятельности и прогнозирования перспектив развития проектов);

- соответствие содержания и видов проектов возрастным особенностям и возможностям дошкольников с нарушениями зрения, стимулирование познавательной активности и самодеятельности детей;

- обеспечение педагогического сопровождения экологической проектной деятельности дошкольников с нарушениями зрения с учетом их возможностей , способностей и интересов.

Список цитированных источников:

  1. Морозова, Л.Е. Современные подходы к формированию экологической культуры дошкольников с нарушениями зрения / Л.Е.Морозова // Дефектологическое образование в РБ: состояние и перспективы: материалы Республеканских науч.-практ. Конф., г. Минск, 29-30 мая 2001 / Бел. гос. Пед. ун-т им. М. Танка – Минск: БГПУ, 2001.-245 с.

  2. Николаева, С.Н. Методика экологического воспитания дошкольников. М.-2001.с.184

  3. Петрикевич, А.А. Метод проектов в образовании дошкольников / А.А. Петрикевич. – Мозырь: 2008 (3с.)

  4. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования / Под ред. Е.С. Полат - М., 2000