19.Критическая философия и.Канта.
Основоположником классической немецкой философии является Иммануил Кант (1724—1804 гг.), в деятельности которого различают «докритический» и «критический» периоды. В первом из них он проявлял интерес к естественно-философской проблематике, космологическим и космогоническим проблемам. Их творческое осмысление на основе глубоких знаний естественно-научных достижений своего времени позволило ему сформулировать ряд смелых гипотез о возникновении Вселенной, происхождении Солнечной системы. С позиций естественно-научного материализма Кант довольно глубоко разработал диалектический взгляд на природу.
В сочинении «Всеобщая естественная история и теория неба» (1755) Кант, опираясь на общие законы движения материи, создал глобальную концепцию возникновения, развития и гибели миров во Вселенной. Нет, следовательно, никакой необходимости вмешательства Бога в мировой процесс ни в какой момент его существования. Происхождение жизни на Земле Кант считал естественным процессом, как и само происхождение этой планеты. Земля, утверждал философ, просуществовала довольно долгое время, прежде чем оказалась в состоянии дать жизнь людям, животным и растениям. Философско-мировоззренческое значение естественной истории Земли и неба стало большим завоеванием астрономии со времени Коперника. Впервые не только пошатнулось представление, будто бы природа не имеет никакой истории во времени, но и был наконец «снят» вопрос о божественном «первотолчке».
Во второй период своей теоретической деятельности (с 80-х гг.) Кант издал три «Критики», по которым этот период и был назван «критическим». Это «Критика чистого разума» (1781), «Критика практического разума» (1788) и «Критика способности суждения» (1790). В них излагалась гносеологическая концепция Канта, которая опиралась на утверждение об априорной (лат. apriori — первоначальное, данное до опыта) природе, основе всех научных истин. Они существуют как какая-то начальная основа интеллекта, чувственности и неразрывно связанного с нею опыта. Тем самым снимался критерий соответствия знаний о предметах самим предметам. Но Кант допускал существование независимого от сознания людей окружающего мира, который является источником ощущений. Однако этот мир выступал в отношении человека как мир «вещей в себе» и как «мир явлений». Все попытки разума проникнуть в мир вещей, как он существует сам по себе, неизбежно приводят его к противоречиям, т. е. разум не может выйти за пределы чувственного опыта и познать «вещи в себе».
Кроме того, его положение о том, что и чувственное, и разумное (высшая познавательная способность человека) опираются на «трансцендентальную идеальность» пространства и времени, неизбежно приводит Канта к агностицизму Этому содействуют и заимствованные в средневековой схоластике понятия «трансцендентное» и «трансцендентальное». Первое понятие означает то, что существует вне сознания и непознаваемо, а второе — то, что имманентно (внутренне присуще) самому сознанию, может быть познано и действительно познается. И потому то, что многие считают законами природы, на самом деле, по мысли Канта, есть только связь, которая вносится в мир явлений рассудком. Критерием закономерности этих связей выступает разум. Такое понимание процесса познания подводит его к абсолютному размежеванию чувственности и интеллекта. Усмотрев крайности рационализма и эмпиризма, философ не смог выявить действительной практической основы связи чувств и разума, опытного происхождения аксиом математики и естественных наук.
Расщепление действительности на мир «вещей в себе» (объективно существующих, но принципиально наукой не познаваемых) и мир существующих в человеческом сознании познаваемых «явлений» приводит к абсолютному разрыву сущности и явления. Принимая этот «разрыв» как надлежащее и необходимое условие (принцип), теоретический разум, по сути, познает только то, что сам же формулирует, конструирует. Таким образом, гносеологическая концепция Канта приобретает эклектический характер. Вместе с тем следует отметить, что кантовское учение об активности сознания, противоречивости познания содействовало становлению диалектики как способа мышления.
Концепция непознаваемой «вещи в себе» явилась для Канта теоретической основой практической философии или этики. Человек двойственен по своей природе: он не только «явление» среди других явлений природы, но и моральное существо, которое принадлежит миру «вещей в себе». Как явление, человек вынужден согласовывать свои действия с законами природы, тем самым оставаясь несвободным. Являясь «вещью в себе», человек действует в соответствии с категорическим императивом, требования которого теоретически недоказуемы, но допускают существование сверхчувственного миропорядка — Бога, бессмертие души, свободу воли. Этот мир — мир «вещей в себе». В него можно только верить, но он не может быть познан. В результате возникает противоречивая по своей социальной роли концепция, согласно которой не только знания ограничиваются в пользу религиозной веры, но и вера ограничивается за счет того, что не мораль основывается на религии, а религия — на морали. При этом он утверждал, что все в мире есть только средство, и только человек — цель в себе самом. Поэтому и наивысшее назначение философии — содействовать интеллектуальному и моральному самоопределению личности.
Этот пафос гуманизма нашел свое завершение в социально-политической концепции Канта. Принимая просветительскую идею о прогрессе человечества, он стремился понять поступательное движение истории как закономерное, отбрасывая теологическое объяснение. Социальный характер истории для него полностью очевиден. Прогресс есть результат деятельности самих людей, потому что именно они создают то, чего нет в природе. Самой большой проблемой для человеческого рода является достижение всеобщего правового гражданского государства, которое диктуется самой природой. Логическим завершением этого положения выступает обоснование необходимости установления вечного мира между народами. Любая война не только задерживает поступательное движение человечества, но может и вообще его остановить. Поэтому моральная обязанность политиков, говорил Кант, заключается в активных действиях для достижения вечного мира.
Теоретическое наследие Канта оставило значительный след в духовном развитии человечества. Философская позиция Канта по многим вопросам противоречива, эклектична, включает и материалистические тенденции, и идеализм, и агностицизм. И поэтому она уже с середины XIX в. явилась объектом философского рассмотрения «слева» (материалисты) и «справа» (идеалисты). Однако проблемы, разработанные Кантом, и сегодня не утратили своей актуальности. В стремлении развить кантовское учение, преодолеть свойственные ему противоречия возникли учения субъективного идеализма И. Г. Фихте (1762—1814 гг.) и объективного (абсолютного) идеализма Ф. В. Шеллинга (1775—1854 гг.).
Исходным пунктом философии Фихте стал тезис об автономности субъекта («Я»), провозглашение его единственной реальностью, которую и надо исследовать (изучать). Причем субъект не пассивное созерцательное существо, а активное, которое непрестанно действует. Отказавшись от кантовской идеи «вещи в себе», Фихте стремился доказать, что весь представляемый субъектом мир является результатом самореализации его сознания. «Я» предполагает себя и свою противоположность — «не — Я» — основополагающее кредо его философской позиции.
Иначе говоря, наличие у субъекта мысли об определенной вещи и является свидетельством ее существования как данной, как таковой. Поэтому недопустимо, говорил он, разделять сознание и вещь, мыслящее и мыслимое, субъективное и объективное. Вместе с тем положение Фихте об активной творческой деятельности сознания содержит ценные диалектические идеи. По Фихте, именно в процессе взаимодействия «Я» и «не — Я» возникают представления и формируются определенные категории реальности — основания, отрицания, делимости, части и целого, взаимодействия и причинности, конечного и бесконечного, границы количественной и качественной определенности, противоположности, противоречивости.
Это стало своеобразным первым эскизом диалектической логики, замысел создания которой был высказан еще Кантом. Однако осуществили ее разработку только Шеллинг и Гегель с позиций объективного идеализма. Заслуживает внимания и указание Фихте на существо различий материализма и идеализма в решении основного вопроса философии. Он давал достаточно четкое его определение, которое затем стало доминирующим в последующей традиции классической философии и в переработанном виде было принято марксистской философией.
К основным философским произведениям Фихте следует отнести «Наукоучение» (1794—1797 гг.), «Замкнутое торговое государство» (1800), «Ясное, как солнце, сообщение широкой публике о подлинной сущности новейшей философии» (1801), «Основные черты современной эпохи» (1806). В 1807—1808 гг. он опубликовал «Речи к немецкой нации», в которых горячо призывал немецкий народ к единению и активному отпору наполеоновским захватчикам. Патриотические призывы содействовали росту национального самосознания, но в них содержались и идеи возвеличивания немцев как некоего «избранного» народа, который должен духовно возглавить все европейские нации и спасти тем самым Европу от «внутреннего разложения» и надвигающегося упадка. Этот призыв позднее был своеобразно «услышан» и интерпретирован немецким фашизмом.
Историческая заслуга Шеллинга связана с разработкой им философии природы, которая отсутствовала у Фихте, ее диалектики. В своем основном произведении «Система трансцендентального идеализма» (1800) Шеллинг критически переработал принципы субъективного идеализма, отбросил спинозовское понимание материи как единой субстанции мира. Не принимал он и дуалистическое решение основного философского вопроса.
Первоначальным источником всего сущего, считал философ, является абсолютный, вечный Разум, или абсолютное «Я». Это «Я» есть все, оно — абсолютная тождественность субъективного и объективного. И поэтому материю и дух недопустимо противопоставлять друг другу. Сущность всякой действительности — это единство противоположных сил, «полярностей». К основным видам «полярности», по мысли Шеллинга, можно отнести положительные и отрицательные заряды электричества, кислоты и щелочи в среде химических веществ, возбуждение и торможение в органических процессах, индивидуальную раздражительность и родовое воспроизведение в существовании организмов, субъективное и объективное в сознании.
Противоположные силы находятся в активном взаимодействии, в «борьбе», результатом которой являются все основные типы природных образований. Таким образом, «полярность» трактовалась как глубинный источник активности всего сущего. Однако при этом Шеллинг подчеркивал: «Полярность есть «подлинная мировая душа» природы. Активный действенный характер «полярности» и выявляет идеальную сущность природы». Опираясь на это положение, Шеллинг говорил: «Весь мир духовен, все многообразие его форм есть проявление и наглядно-образное выражение абсолютного «Я», духа, разума, И поэтому «на самом деле материя не что иное, как дух, созерцаемый в равновесии своих деятельностей».
- Философия Электронный учебно-методический комплекс
- Введение
- Организация управляемой самостоятельной работы студентов с первоисточниками
- Пояснительная записка
- Общие требования к формированию социально-личностных компетенций выпускника
- Цели и задачи учебных дисциплин интегрированного модуля «Философия»
- Структура содержания интегрированного модуля «Философия»
- Примерный тематический план дисциплины «Философия»
- Организация самостоятельной работы студентов
- Методы (технологии) обучения
- Диагностика сформированности компетенций студента
- Содержание интегрированного модуля «философия» учебная дисциплина «философия»
- Раздел I
- Раздел II
- Раздел I
- 2. Проблемное поле философии
- 3. Функции философии
- Задания и упражнения
- 1 .1. Исторические типы мировоззрения: миф, религия, философия
- 1.2. Особенности философии, ее предмет
- 1.3. Взаимосвязь философии и науки
- 1.4. Функции философии
- Модуль 2. Исторические типы классической философии
- 1. Предмет истории философии
- 2. Становление философии в культурах Древнего мира.
- 3. Философия Китая
- 4. Характер древнегреческой культуры и особенности античной философской традиции
- 5.Проблема первоначала в философии до сократиков.
- 6.Концепция отомизма и материалистические тенденции в древнегреческой философии
- 7.Рационально-идеалистичекое направление в классической античной философии (Сократ, Платон, Аристотель)
- 8.Проблема отношения человека и космоса в эллинистической философии
- 9. Статус и функции философии в средневековой европейской культуре
- 10.Соотношение разума и веры в философской традиции средних веков.
- 11.Философия Фомы Аквинского.
- 12. Философия эпохи Ренессанса.
- 13.Развитие гелиоцентрической модели Вселенной.
- 14. Философия и наука: поиски самоопределения философии в новоевропейской культуре.
- 15.Правила рационалистического метода р.Декарта.
- 16.Опытно-индуктивная методология ф.Бэкона.
- 17.Философская эпохи Просвещения.
- 18. Немецкая классическая философия и её роль в развитии европейской философской мысли.
- 19.Критическая философия и.Канта.
- 20.Диалектическая философия Гегеля.
- 21.Истоки и основные черты философии к.Маркса. Взаимосвязь философских, экономических и социально-политических идей в учении марксизма.
- Модуль 3. Становление и основные направления неклассической философии.
- 1.Основные исторические формы позитивистской философии: классический позитивизм, неопозитивизм, постпозитивизм.
- 2.Философия экзистенциализма, её основные темы.
- 3.Философская герменевтика как методология гуманитарного познания.
- Модуль 4. Философия и национальное самосознание. Философская мысль Беларуси.
- 1.Основные этапы развития философской мысли в Беларуси.
- Заключение.
- Раздел II. Основные проблемы современной философии. Модуль 5. Философия бытия.
- 1. Онтология как философское учение о бытии.
- 2. Основные структурные уровни организации материального бытия.
- 3. Пространственно-временная организация бытия.
- 4. Понятие природы. Естественная и искусственная среда обитания.
- 5. Глобальные проблемы современности
- Задания и упражнения
- 1.1. Категория "бытие", ее смысл и специфика
- 1.2. Материя и проблема субстанции в философии
- 4. Диалектика как философская теория развития. Исторические формы диалектики.
- 5. Категории диалектики. Диалектика и синергетика.
- Задания и упражнения
- 1.1. Диалектика, как философская теория развития.
- 1.2. Законы и категории диалектики
- Модуль 6. Философская антропология. Модуль 6. Философская антропология.
- 1.Оснолвные стратегии осмысления природы человека в классической философии.
- 2.Личность и общество.
- 3. Формы свободы. Внутренняя и внешняя свобода.
- 4.Философский анализ отчуждения: сущность, социально-исторические причины и формы
- 5. Проблема смысла жизни и смерти в духовном опыте современного человечества.
- 6. Ценности, их классификация и роль в жизни общества и человека
- 7. Многомерность и системная природа сознания. Сознание и эволюция форм отражения. Индивидуальное и общественное сознание.
- 8. Отражательно-информационная и социальная природа сознания
- 9.Активно-творческий характер сознания. Сознание и самосознание
- Задания и упражнения
- 1.1. Человек, индивид, личность
- 1.2. Характеристика и типология личности
- 1.3. Политическая система общества и личность
- 1.4. Проблема сознания в философии. Детерминанты сознания
- 1.5. Самосознание. Структура самосознания
- Модуль 7. Теория познания и философия науки.
- 1. Социально-историческая, деятельная природа знаний
- 2. Чувственное познание и его формы
- 3. Рациональное познание. Формы мышления
- 4. Понятие и объективность истины
- 5. Понятие практики. Практика - основной и всеобщий критерий истины
- 6. Методы и формы научного познания
- З адания и упражнения
- 1.1. Творчество - высшая форма познавательного отношения человека к миру
- 1.2. Роль подсознания в творчестве
- 1.3. Соотношение между субъектом и объектом творчества
- Модуль 8. Социальная философия.
- 1. Особенности познания социальной реальности.
- 2. Эволюция представления об обществе в истории философской мысли.
- 3. Общество как система. Основные сферы общественной жизни, их взаимосвязь.
- Гражданское общество и правовое государство - показатели цивилизованности общества
- 4.Социальные отношения. Природа социальных противоречий.
- 5. Формационная и цивилизационная парадигмы в философии истории.
- Задания и упражнения
- 1.1. Системная характеристика общества
- 1.2. Историческая закономерность и сознательная деятельность людей. Свобода и необходимость
- 1.3. Природа как объект философского анализа
- 1.4. Отношения в системе "общество - природа - человек"
- 1.5. Экологическая проблема. Формирование экологического сознания
- 1.6. Способ производства и две его стороны: производительные силы и производственные отношения
- 1.7. Производительные силы: элементы, структура и параметры
- 1.8. Производственные отношения
- 1.9. Диалектика производительных сил и производственных отношений
- 1.10. Общественное бытие и общественное сознание
- 1.11. Базис и надстройка
- 1.12. Проблема выделения типов общества
- 1.13. Элементы общественно-экономической формации
- 1.14. Структура общественно-экономической формации
- 1.15. Проблема развития общества. Критерии прогресса
- 1.16. Понятие "социальная группа". Системные представления социальной группы
- 1.17. Характеристика и типология социальных групп
- 1.18. Общая характеристика типов и форм общности людей
- 1.19. Общая характеристика семьи как общественного явления
- 1.20. Определение социальной организации
- 1.21. Понятия "класс" и "страта"
- 1.22. Типология классов и социальных слоев
- 1.23. Социально-классовая структура современного западного общества
- 1.24. Определение политической системы общества
- 1.25. Отношение политического управления к другим видам управленческой деятельности
- 1.26. Происхождение и сущность государства. Его основные признаки и функции. Власть и свобода
- Духовная подсистема.
- 6. Духовная жизнь общества, основные формы общественного сознания. Идеология, её роль в жизни общества.
- 7. Диалектика общественного и индивидуального сознания
- 8. Структура общественного сознания. Возникновение и развитие основных форм общественного сознания
- Задания и упражнения.
- 1.1. Определение общественного сознания
- 1.2. Уровни общественного сознания
- 1.3. Элементы и структура общественного сознания
- 1.4. Формы общественного сознания
- 1.5. Закономерности развития духовной жизни общества
- 1.6. Общественное и индивидуальное сознание
- 1.7. Определение обыденного сознания
- 1.8. Уровни обыденного сознания, его элементы и структура
- 1.9. Развитие обыденного сознания
- 1.10. Определение общественной психологии
- 1.11. Уровни общественной психологии
- 1.12. Элементы и структура общественной психологи.
- 1.13. Определение идеологии
- 1.14. Функции идеологии
- 1.15. Формы идеологии
- 9. Понятие культуры. Роль духовной культуры в жизни общества.
- Задания и упражнения
- 1.1. Определение культуры
- 1.2. Характеристика культуры. Элементы и структура культуры
- 1.3. Типология культуры
- 1.4. Роль науки в развитии культуры
- Вопрос 22
- Вопрос 25
- Вопрос 26
- Вопрос 1
- Вопрос 3
- Вопрос 4
- Вопрос 5
- Вопрос 6
- 3. Фрейд
- 4,5 Млрд. Лет
- Вопрос 15
- Вопрос 16
- Вопрос 17
- Вопрос 7
- Вопрос 8
- Вопрос 9
- Вопрос 12
- Вопрос 10
- К россворды:
- Практикумы Тема 1. Философия как социокультурный феномен
- Тема 2. Исторические типы классической философии
- Новоевропейская философия XVII-XVIII вв. Формирование и развитие естественно-правовой парадигмы социального знания
- Тема 3. Становление и основные стратегии развития постклассической философии
- Тема 4. Философия культуры
- Тема 5. Философия бытия
- Тема 6. Философия природы
- Тема 7. Проблема человека в философии и науке
- Тема 8. Сознания человека как предмет философского анализа
- Тема 9. Познание как ценность культуры и предмет философского анализа
- Тема 10. Философия и национальное самосознание. Философская мысль Беларуси. Русская философия
- Тема 11. Природа социальной реальности и основные стратегии исследования в философии
- Особенности мифологического мышления и генезис философии
- Философия и формирование космоцентрической парадигмы социального знания. Особенности исторического развития восточной философии
- История античной и средневековой философии. Формирование и развитие теоцентрической парадигмы социального знания
- Роль поздней схоластики и философской мысли эпохи Возрождения (XIV – нач. XVI вв.) в идейной подготовке великих научных и социальных революций в Европе (20-е годы XVI – первая пол. XVII вв.)
- История философии конца XVIII – начала XX вв. Формирование и развитие культуро-исторической парадигмы социального знания
- Заключение. Философия и ценностные приоритеты в культуре XXI века
- Уровни организации материи