logo search
ЭУМК Философия Мартынов М

3.Философская герменевтика как методология гуманитарного познания.

Основоположниками современной философской герменевтики (истолковывающий) являются немецкие философы Ф. Шлейермахер (1768—1834 гг.), В. Дильтей (1833—1911 гг.), Э. Гуссерль (1859—1938 гг.), М. Хайдеггер (1889—1976 гг.). Герменевтика рассматривается как метод «включения» в позиции автора того или иного текста, что дает возможность воспроизводить картины, описанные в ней, с такой же степенью достоверности, как это представлялось свидетелям событий, как мастерство понимания письменно зафиксированных жизненных явлений. Движение по герменевтическому кругу означает бесконечный процесс возникновения и разрешения противоречий познания.

Вводится понятие жизненного мира, личностного контекста культуры, в котором только и можно понять тот или иной памятник, тот ли иной текст автора. Жизненный мир представляется как языковая среда, открывающая исследователю определенный горизонт понимания. Бытие культуры выражается в языковой форме, и задача науки, которая познает бытие культуры, заключается в поисках точного шифра к толкованию языковых символов. Являясь средством передачи опыта от поколения к поколению, язык содействует культурной традиции, а диалог между традициями есть поиск общего языка. Он приобретает значение особенной реальности, внутри которой индивид сознает себя и которую нельзя охватить внешними по отношению к ней или субъекту средствами. Поскольку слово многозначно, постольку важно установить его адекватное значение. В этом и видится задача герменевтической философии.

Проблемы, поставленные философской герменевтикой, — предпонимание, интуиция, предпосылочное познание, интерпретация и др. — важнейшие вопросы теоретико-познавательной деятельности. Однако претензия герменевтики выступить не просто в форме одного из методов, а в качестве «универсальной философии» явилась сверхзадачей, которую нельзя выполнить.

Литература

  1. Западная философия ХХ века. М., 1994.

  2. Курбатов В. И. История философии. Конспект. Ростов н/Д., 1997. С. 365—394.

Контрольные вопросы и задания (практикум)

I. Позитивистская тенденция в философии

  1. В 30—40-е гг. XIX в. О. Конт (1798—1857) провозгласил о создании им новой философии, названная им позитивизмом. В чем гносеологический смысл такого утверждения? Дайте современную трактовку термина «позитивизм». Как трактуется позитивизмом взаимосвязь науки и философии? Какова роль философского знания в познавательном процессе?

  2. Одним из крупнейших представителей английского позитивизма является Дж. Милль (1806—1873). Назовите его основные философские произведения и проблемы, которые рассматриваются в них.

  3. В чем сущность эволюционизма Г. Спенсера (1820—1903)? Почему его эволюционистскую концепцию называют классическим примером метафизической, механистической теории развития?

  4. В чем гносеологический смысл «принципа экономии мышления» Э. Маха (1838—1916)? Дайте определение эмпириокритицизма, или махизма. Почему основные философские тезисы эмпириокритицизма в содержательно-гносеологическом аспекте являются своеобразной разновидностью субъективного идеализма?

  5. Назовите предпосылки возникновения неопозитивизма и его представителей. Охарактеризуйте основные черты и особенности решения ими философских проблем науки, отношения к предмету самой философии. Почему в центре внимания данной школы — проблема критерия истинности научного знания? В чем суть принципа верификации и его рациональные моменты?

  6. Какие проблемы находятся в центре внимания аналитической философии (неопозитивизма)? Назовите его представителей. Как они определяют предмет философии? Почему исторически первым вариантом неопозитивизма стал логический позитивизм? Каковы его научные и философские предпосылки?

  7. Почему представители философии лингвистического анализа (Дж. Мур, Л. Витгенштейн) считают, что философские проблемы возникают в результате непонимания логики естественного языка, словоупотребления? Так ли это? Найдите способы опровержения данного тезиса, а также действительные жизнесмысловые основы философских проблем.

  8. Известно, что позитивистское мышление как порождение бурного научно-технического прогресса оказало существенное влияние на формирование сциентистски и техницистски ориентированной культуры Западной Европы. Дайте определение сциентизма и техницизма. Каким образом принципы физико-математического знания как критерий научности привели к мировоззренческому самоотречению философии? Для выполнения практического задания используйте статью М. Кагана.

  9. Как Вы думаете, можно ли устранить из науки мировоззренческие проблемы? Докажите правоту Вашего суждения.

II. Иррационалистическая тенденция в европейской философии: «философия жизни» и экзистенциализм

    1. Как и почему субъективно-идеалистическая ориентация философии во второй половине XIX в. привела к возникновению иррационалистических и пессимистических философских систем? Дайте определение термина «иррационализм».

    2. Почему философское учение А. Шопенгауэра (1788—1860) можно охарактеризовать как волюнтаризм? Что понимает мыслитель под волей и представлением и почему его «афоризмы житейской мудрости» имеют сегодня определенный успех? Прокомментируйте:

«Каждый усматривает в другом лишь то, что содержится в нем самом, ибо он может постичь его и понять его лишь в меру своего собственного интеллекта».

«Каждое деяние человека есть необходимое произведение его характера и насущного мотива».

«Жизнь — коротка, а правда действует далеко и живет долго; будем же говорить правду!».

«То, что есть в человеке, несомненно, важнее того, что есть у человека».

«”Почему” можно назвать матерью всех наук».

    1. В чем, по Вашему мнению, состоит основное содержание философии жизни Ф. Ницше (1844—1900)? Почему он назвал свою философию антихристианской и что она есть «заступнический инстинкт жизни»? С позиции абсолютной ценности человеческой жизни (цель человека — это жизнь) объясните суждения философа:

«Человек есть нечто, что должно преодолеть».

«К независимости способны очень немногие — это преимущество сильных».

    1. Дайте определение термина «экзистенциализм». Почему это направление философии иррационалистично в своих мировоззренчески-методологических основаниях? Назовите наиболее известных представителей экзистенциализма в Европе и России. Как объясняет экзистенциализм дилемму «свобода и необходимость», «свобода и отчуждение», «свобода и ответственность», «выбор и поиск себя», «смысл жизни и сущность человеческого существования», «счастье и ценность человеческого бытия»?

    2. Почему мы говорим, что предтечей экзистенциализма является философское учение С. Кьеркегора (1813—1855)? Что является центральной проблемой мыслителя? Как он понимает предмет философии и философствования?

    3. Как решается проблема взамосвязи существования и сущности в философском учении Ж. П. Сартра (1905—1985)? Что он понимает под свободой личности? Как и каким образом эта проблема проявилась в его отношении к политике и морали, к философии и эстетике, к поведению человека и художественной практике? Как Вы понимаете тезис Ж. П. Сартра:

«Человек, приговоренный быть свободным, возлагает тяжесть всего мира на свои плечи»?

    1. Какое влияние на формирование экзистенциалистского мировоззрения оказали философские учения Э. Гуссерля (1859—1938) и М. Хайдеггера (1889—1976)? Как решается экзистенциализмом проблема «отчужденного» человека, проблема отчуждения индивида от общества? Используйте для этого литературные произведения С. де Бовуар и А. Камю.

    2. Почему проблемы морального выбора, свободы, жизни и смерти как центральные в экзистенциалистском мировоззрении обретают форму абсолютного индивидуализма, тотального релятивизма, крайнего нарциссического эгоцентризма?

III. Фрейдизм и неофрейдизм

  1. В чем философско-гносеологический смысл учения Фрейда о человеке в толпе? Как он интерпретирует понятия «массовая душа» и «массовый идеал»? Почему он считает, что философский разум не имеет непосредственного влияния на большие массы людей?

  2. Ответьте на следующие вопросы, прочитав статью З. Фрейда «Будущее одной иллюзии»:

    • О каких функциях религии говорит автор?

    • Почему массовое сознание в основе своей всегда, по мнению автора, иррационально?

    • Почему он говорит о религии как об иррациональной иллюзии?

  3. К. Г. Юнг (1875—1964) ввел в научный оборот понятие «коллективное бессознательное». Дайте его общую содержательную характеристику, а также и понятию «архетип».

Как понимал Юнг эволюцию культурных ценностей человечества, отдельных народов, разных исторических эпох? Как он понимал отношения личности и общества, индивидуального и внеиндивидуального, общественного, коллективного сознания?

  1. Как понимает отношения личности и общества А. Адлер (1870—1937)? Правомерно ли его утверждение об извечном антагонизме между индивидом и «контекстом социальных отношений»? Приведите доказательства субъективно-идеалистической позиции автора этой концепции.

Прокомментируйте его суждение:

«Коллективное бессознательное является огромным духовным наследием, возрожденным в каждой индивидуальной структуре мозга. Все самые мощные идеи и представления человечества сводимы к архетипам. Особенно это касается религиозных представлений. Но центральные научные, философские и моральные понятия не являются здесь исключительными» (К. Г. Юнг).

  1. Назовите отличительные черты неофрейдизма. Какие проблемы в центре внимания его представителей? Почему они делают акцент на культурно-социальных факторах становления и развития человеческой субъективности? В чем суть понятий «социальная перспектива» и «стремление к самореализации»?

  2. В чем суть социальной критики Э. Фроммом (1900—1980) фрейдизма? Как он рассматривает проблему человеческого существования и в чем его противоречивость? Какие способы преодоления предлагает ученый для разрешения дихотомий человеческого бытия, ликвидации различных форм отчуждения человека?

  3. Почему его книгу «Иметь или быть?» можно назвать гуманистическим манифестом? Что он понимает под «гуманизацией» современного общества и в чем социально-философская несостоятельность концепции гуманизаторского подхода к решению проблемы свободы и отчуждения, взаимоотношений общества и человека?

  4. В чем утопичность теоретических рассуждений неофрейдизма и разнообразных психоаналитических концепций освобождения человека неомарксистов и их последователей (Г. Маркузе, Т. Адорно)? Возможно ли изменение общества путем «трансформации сознания»? В чем суть проблемы отношений индивида и общества, свободы и отчуждения человека?

  5. Прокомментируйте следующее высказывание: «Психоанализ хорош, если он — орудие просвещения и цивилизации, хорош, поскольку он расшатывает глупые взгляды, уничтожает врожденные предрассудки, подрывает авторитеты, — словом, хорош, когда он освобождает, утончает, очеловечивает и делает зрелыми для свободы. И он вреден, очень вреден, поскольку тормозит деяния, подтачивает корни жизни оттого, что не в силах дать ей форму».

Определите историко-культурное значение психоаналитической философии и укажите, что в ней есть ненаучного и иллюзорного.