К вопросу о свободе человека как объекта преступных посягательств в преступлениях против личной свободы
Берестень М.А., студентка 5 курса
(г. Витебск, УО «ВГУ им. П.М. Машерова»)
Научный руководитель – Сергеенко Н.Л., старший преподаватель
В соответствии со статьей 2 Конституции Республики Беларусь человек, его права, свободы и гарантии их реализации являются высшей ценностью и целью общества и государства.
Право на личную свободу – право каждого человека, которое гарантирует Конституция Республики Беларусь независимо от возраста, состояния здоровья, вменяемости. Охрану личной свободы нельзя ставить в зависимость от реальной возможности ее реализации. Под охраной уголовного закона находится право человека на свободу как естественное правовое благо. И государство обязано принимать необходимые меры для защиты этого блага. Поэтому действия лиц, посягающих на личную свободу человека независимо от его возраста, а также способности осознавать факт такого посягательства, должны признаваться преступлениями против личной свободы.
Для квалификации преступлений против личной свободы, при их разграничении и отграничении от неприступных деяний имеет большое значение правильное определение их непосредственного объекта.
Подходы к этому вопросу авторы строят на разграничении понятий свободы личности и свободы человека, рассматривая вместе с тем объект преступлений против личной свободы как осознаваемое человеком состояние, а также естественное право на защиту государством от посягательств на его физическую неприкосновенность.
Свобода с философской точки зрения тесно связана с такими категориями, как необходимость, возможность, действительность, выбор, воля. Познавая действительность, человек строит свою деятельность на основе знаний о природе и обществе в соответствии с законами материальной действительности, с необходимостью. Свобода всегда основывается на разуме, сознании и воле. Существование необходимости в реальном мире создает условия для сознательной деятельности человека, для выбора.
Когда речь идет о выборе как о составном элементе свободы личности, то имеется в виду разумный и желанный выбор, когда человек осознает полезность выбираемого действия.
В рамках данного вопроса представляется целесообразным обратить внимание на соотношение понятий «свободы» и «воли». Необходимо отметить, что свободой обладает лишь человек, наделенный волей, которая позволяет ему реализовать свои внутренние силы и возможности. Свобода воли проявляется в желанном выборе цели, путей и способов, ведущих к ней. Ее можно определить как мыслящее, сознательное существо в состоянии направлять свою волю на решение поставленных задач. При реализации свободы у человека появляется воля на добровольное совершение каких-либо действий.
Исходя из отмеченного, можно говорить о том, что категории «выбор», «воля» являются необходимыми атрибутами свободы личности, без которых невозможна реализация естественных прав на свободу. Следовательно, свободу можно определить как поведение, действия индивидуума, совершаемое по своей воле и желаемому выбору в соответствии с установленными обществом правилами поведения.
Следует отметить, что многие теоретики права не проводят грань между «свободой личности» и «свободой человека», как и не отождествляют понятия «личность» и «человек».
Необходимо обратить внимание на то, что человеческий индивид выступает в разных ипостасях – либо как живое существо, которому присущи свои природные признаки (человек), либо как субъект с многими социальными качествами, способный отличать себя от других, выделять себя из коллектива (личность). Личность выступает как человек, наделенный совокупностью определенных социально значимых свойств, которые проявляются во взаимодействии с другими людьми. Конкретный же человек как продукт природы – это материальная и биологическая основа личности. Человеком рождаются, личностью становятся.
Необходимость разграничения понятий «свобода личности» и «свобода человека» можно трактовать как желание определить присутствие элемента осознанности человека своего свободного состояния обладание свободой лицами, находившимися в «уязвимом положении».
Для решения этих вопросов представляется целесообразным наиболее широко подходить к понятию личной свободы человека и личной свободы личности. В связи с этим уместен подход белорусского законодателя, определившего единым объектом преступлений, предусмотренных в разделе VII (Преступления против человека) Уголовного кодекса Республики Беларусь от 9.07.1999г. №275-З не личность, а человек. Это обусловлено, в первую очередь, необходимостью уголовно-правовой охраны человека не только как личности, но и как биологического индивида.
Представляется интересным определение свободы человека, предложенная Н.А. Бабием. Он определяет свободу человека из двух составляющих:
- физической свободы;
- свободы поступать сообразно со своей волей, руководствуясь при этом разумом и совестью.
Физическая свобода как составляющая свобода человека должна охватывать естественные, возникшие с момента рождения человека, право на защиту государством от посягательств на его физическую неприкосновенность. При этом следует заметить, что физическая неприкосновенность определяется состоянием человека в условиях отсутствия противоправных насильственных действий, влекущих нарушение целостности организма.
Свобода поступать сообразно со своей волей, руководствуясь при этом разумом и совестью, и есть свобода личности.
При решении вопросов о квалификации деяний, подпадающих под признаки преступления, объектом которых является свобода, следует принимать во внимание вторую составляющую свободы человека, то есть свободу поступать сообразно со своей волей. Очевидно, что такие деяния в отношении совершеннолетних и вменяемых лиц, которые добровольно дали согласие на совершение с ними сделок, охватываемых таким составом, как, например, торговля людьми, не является указанным преступлением. Названное положение напрямую вытекает из Палермского протокола.
Таким образом, можно определить, что личная свобода как объект преступного посягательства представляет собой осознаваемое человеком состояние. В данной ситуации у него есть реальная возможность действовать в соответствии со своей волей и желаниями, опираясь на собственные убеждения и потребности. Кроме того под личной свободой следует понимать естественное, возникшее с момента рождения человека право на защиту государством от посягательств на его физическую неприкосновенность.
Такое понимание личной свободы исключает трудности при решении вопроса в связи с обладанием личной свободой малолетними и невменяемыми. Так, свобода должна признаваться объектом преступления и при совершении его в отношении невменяемого или малолетнего. Данная точка зрения подкрепляется Палермским протоколом, который, используя термин «уязвимое положение», включает в понятие этого преступления также и злоупотребление со стороны лиц, которым подконтрольны лица, находящиеся в таком положении.
- С.Л. Богомаз, н.И. Бумаженко, о.В. Данич, с.А. Карташев, а.Н. Акулович
- Предисловие
- Часть III. Теория и методика
- Специального образования
- Своеобразие коммуникативной деятельности
- У детей с интеллектуальной недостаточностью
- Школьная адаптация первоклассников с общим недоразвитием речи в личностной сфере
- Начальные этапы коррекционной работы
- Социализация детей с интеллектуальной недостаточностью
- Практическая работа с семьей ребенка с аутизмом
- Работа с семьей детей с рда
- Особенности развития личности школьников с интеллектуальной недостаточностью в условиях обучения во вспомогательной школе
- К вопросу изучения самоконтроля и его формирования у младших школьников с тяжелыми нарушениями речи
- Особенности взаимодействия дошкольного учреждения с семьями детей с нарушениями зрения
- Моделирование как способ познавательного развития младших школьников с нарушениями зрения
- К проблеме формирования коммуникативных умений у дошкольников с тяжелыми нарушениями речи в условиях образовательной интеграции
- Особенности реабилитации детей после кохлеарной имплантации
- Педагогические условия гендерного воспитания дошкольников с нарушениями зрения
- Своеобразие эмоциональной сферы младших школьников с интеллектуальной недостаточностью: теоретический аспект
- Коррекция специальной готовности к школе детей с нарушением зрения
- Взаимосвязь стиля материнского воспитания и восприятия взаимоотношений в семье школьниками с нарушением зрения
- Формирование у учащихся первого отделения вспомогательной школы практической математической компетенции
- Роль мультимедийных презентаций в логопедической работе по формированию префиксального словообразования глаголов у старших дошкольников с общим недоразвитием речи
- Электронный справочник для педагогов и родителей детей с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью и нарушениями зрения
- Использование дыхательной гимнастики
- Занятиях
- В процессе коррекционно-педагогической работы с детьми раннего возраста с фактором риска в речевом развитии
- Офтальмотренажеры как средство развития зрительного восприятия младших школьников с нарушениями зрения
- Особенности осязательной деятельности тотально слепых младших школьников
- Методика проведения была следующей:
- У учащихся с интеллектуальной недостаточностью
- Особенности адаптации к школе детей с речевой патологией
- В работе с дошкольниками с онр
- Особенности поведения в конфликтных ситуациях подростков с нарушением слуха
- Метод наглядного моделирования в коррекционно-педагогической работе с дошкольниками с общим недоразвитием речи
- Использование невербальных средств общения педагогами в школе-интернате для детей с нарушением слуха в образовательном процессе
- Особенности сенсорно-перцептивной сферы школьников с интеллектуальной недостаточностью
- Формирование номинативной функции речи у дошкольников с нарушениями зрения
- Формирование профессиональных навыков у студентов-дефектологов в рамках программы «от студента к специалисту»
- Фрагмент программы «от студента к специалисту»
- Особенности формирования диалогической речи старших дошкольников с нарушениями зрения в процессе сюжетно-ролевой игры
- Возможности использования метода проектов в экологическом образовании дошкольников с нарушениями зрения
- К проблеме обучения младших школьников с интеллектуальной недостаточностью рассуждению как типу связной речи
- Дифференциальная диагностика моторной алалии и схожих состояний
- Особенности общения школьников с интеллектуальной недостаточностью
- Школьников с интеллектуальной недостаточностью
- Выявление факторов риска в речевом развитии у детей раннего возраста
- Игровая деятельность дошкольников с особенностями психофизического развития
- Формирование диалогической речи у учащихся с интеллектуальной недостаточностью
- Особенности лексики дошкольников с трудностями в обучении, воспитывающихся в детских домах
- Социальное становление личности младших школьников с тяжелыми нарушениями речи
- Исследование памяти детей младшего школьного возраста с интеллектуальной недостаточностью
- Особенности памяти детей с особенностями психофизического развития
- Организация культурно-досуговой деятельности молодых инвалидов как одно из условий их успешной социализации
- У детей с интеллектуальной недостаточностью
- Экспериментальное изучение памяти у детей с интеллектуальной недостаточностью
- Метод релаксации в коррекционной работе с детьми старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи
- Анализ феномена материнской депривации:
- Интерактивные презентации power point как средство формирования пространственных представлений у младших школьников с нарушениями зрения
- Особенности формирования самооценки у детей с нарушениями зрения
- Часть IV. Социальные проблемы современного общества и пути их решения специфика национального усыновления
- Детская и молодежная политика в швейцарии
- Приоритетные направления социальной работы в сша
- К вопросу о свободе человека как объекта преступных посягательств в преступлениях против личной свободы
- К вопросу об основных подходах к пониманию правовой культуры
- Анализ проблемы профессионального становления в психологических исследованиях
- Международно-правовые основы противодействия торговле детьми, детской проституции и детской порнографии
- Актуальные вопросы совершенствования преподавания правовых дисциплин
- Государство и личность: взаимная ответственность
- Профилактики подросткового алкоголизма
- О состоянии преступности несовершеннолетних в беларуси и россии (опыт сравнительного анализа)
- Особенности методики расследования преступлений, совершенных молодежными организованными группами и преступными организациями
- Бытовой терроризм, как проблема современного общества
- С коррупцией
- Сравнительная характеристика деятельности волонтерских организаций в республике беларусь и в республике туркменистан
- Психологическое сопровождение молодежной субкультуры как основа психологического здоровья нации
- Международно-правовая защита прав женщин на современном этапе
- Конституционная характеристика государства как светского в зарубежных странах
- Проблемы института семьи в республике беларусь на современном этапе
- Мотивы выбора профессии
- К вопросу о защите прав несовершеннолетних участников уголовного процесса
- Одинокого материнства
- Антиципационные способности студентов педагогических специальностей.
- К вопросу о необходимости изучения основ предпринимательской деятельности в общеобразовательных учреждениях
- Приобретение гражданства детьми в республике беларусь
- Модель социально-педагогической работы с семьями, находящимися в социально опасном положении
- Социальный интеллект в структуре профессиограммы менеджеров
- Формирование имиджа специалиста по социальной работе
- Правовая охрана материнства в республике беларусь
- Ценностные ориентации студентов-медиков в структуре образовательного пространства
- К вопросу о криминалистической характеристике преступлений, связанных с незаконным оборотом оружия, боеприпасов и взрывчатых веществ
- Сущность рыночной экономики в современных условиях и роль государства в экономической политике
- К вопросу о программе непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи в республике беларусь на 2011–2015 годы
- Роль социально-педагогических технологий в профессиональной подготовке студенческой молодежи к осознанному родительству
- Правовые основы формирования готовности студенческой молодежи к семейной жизни
- Последствия лишения родительских прав
- Сравнительный анализ института усыновления в республике беларусь и зарубежных странах
- К вопросу об истории дисциплинарной ответственности обучающихся в республике беларусь
- Социальное обслуживание лиц старших возрастных групп
- Причины правонарушений несовершеннолетних
- Находящихся в неблагоприятных семейных условиях
- Отношение современной молодежи к проблемам социальной рекламы
- К вопросу об определении сексуальных действий при характеристике насильственных действий сексуального характера
- Роль органов местного управления и самоуправления в области образования
- О совершенствовании уголовного законодательства с учетом гендерных аспектов
- Формирование профессиональной компетентности социального педагога в области защиты прав ребенка
- Утрата права пользования жилым помещением несовершеннолетним
- Виды соучастников преступления
- Применение интерактивных средств при изучении правовых дисциплин (на примере дисциплины «Криминалистика»)
- Позитивная дискриминация по половому признаку (гендерная ассимметрия) как принцип уголовного законодательства
- К вопросу о преподавании курса «правовое регулирование национальной безопасности республики беларусь»
- Содержание
- Часть III. Теория и методика специального образования
- Часть IV. Социальные проблемы современного общества и пути их решения
- Мир детства в современном образовательном пространстве
- 210038, Г. Витебск, Московский проспект, 33.