Актуальные вопросы совершенствования преподавания правовых дисциплин
Бошукова Е.В., старший преподаватель
(г. Витебск, УО «ВГУ им. П.М. Машерова»)
В настоящее время модернизация социально-экономической, политической и правовой системы общества определяется объективными закономерностями инновационного развития государств и процессами сближения правовых систем. В связи с чем необходимо совершенствовать методических и методологических подходы к преподаванию юридических дисциплин. Поэтому потребность в интеграции новейших достижений теории и методологии, системы юридического образования и юридической практики требует профессионального обсуждения и исследования.
Концепция совершенствования высшего образования определяет основные требования к выпускнику юридического факультета: способность к эффективной работе по специальности на уровне мировых стандартов, готовность к постоянному профессиональному росту, социальной и профессиональной мобильности, компетентность, ответственность, конкурентоспособность на рынке труда.
Особенность юриспруденции как сферы профессиональной деятельности состоит в том, что теоретические знания и практические навыки, умения в ней тесно связаны.
Основная цель обучения состоит в усвоении теоретических знаний, выработке умений и навыков работы с нормативным материалом, анализа различных источников права и их применения при рассмотрении конкретных правовых споров.
При этом выделяют следующие приоритетные направления развития юридического образования:
содержательная связь теоретического обучения и профессиональной деятельности будущего юриста;
наличие базисного уровня обязательных для каждого студента знаний и умений, необходимых для его полноценной профессиональной деятельности;
увеличение доли интеллектуального труда;
включение студентов в разнообразные виды деятельности.
Выдвигаются новые требования - информационное образование, непосредственно связанное с интенсивной научно-исследовательской деятельностью, тесная связь вузовских исследований с практикой.
Выполнение этих требований обеспечит выпускнику юридического факультета овладение содержанием общепрофессиональных и специальных дисциплин, понимание сущности правовых явлений, социальной значимости профессии юриста, практическую подготовку к деятельности юриста.
Достижение этих целей невозможно без внедрения новых эффективных технологий обучения. В этих условиях перед преподавателями ставится задача наиболее эффективной организации учебного процесса. Существенные изменения должна претерпеть методика преподавания.
Следует отметить, некоторые проблемы, связанные с общими особенностями преподавания правовых дисциплин.
Так в учебный процесс привлекаются специалисты без педагогического опыта - выпускники факультета, либо юристы-практики, не имеющие педагогического образования и не владеющие методикой преподавания учебной дисциплины, а осуществляющие свою преподавательскую деятельность на ситуативно-практическом уровне. Педагогические способности, а уж тем более методические умения и навыки, как правило, в расчет не берутся. Как следствие, отсутствие элементарных педагогических знаний у профессиональных юристов приводит к низкой эффективности преподавания.
Видятся проблемы и в особенностях преподавания юридических дисциплин в тесной связи с информационным образованием. Это требует от современного преподавателя мастерского владения методологией ведения учебного процесса, касающегося стремительно развивающихся новейших информационно-правовых отношений, владения современными обучающими средствами.
Не редко обучение строится по вполне традиционной схеме, в соответствии с которой студент юридического факультета пассивно воспринимает учебный материал, не имея достаточно полного представления о специфике юридической деятельности.
Однако основной целью обучения является не только обеспечение фундаментальной теоретической подготовки студента, а обучение его навыкам юридической аргументации, умению вести собственные размышления, давать оценку принятым решениям, сопоставлять, анализировать материал, составлять процессуальные документы.
Для того чтобы в ходе обучения студенты не замыкались на нескольких учебных пособиях, а научились сопоставлять различные точки зрения, мыслить самостоятельно, делать грамотные и аргументированные выводы, необходимо проводить обзор актуальных публикаций в юридических журналах, значимых трудов по праву.
Эффективное изучение правовых дисциплин возможно посредством грамотно построенных занятий, чередования теоретических семинаров и практических заданий (деловых игр, диспутов, дискуссий, обсуждений нормативных правовых актов, использование справочно-информационных программ и информационно-правовых баз).
Преимуществом данного подхода является получение знаний о роли и функциях деятельности юриста, развитие у студентов аналитических способностей, способности к независимому мышлению и принятию самостоятельных решений.
Особенно остро встает вопрос формирования у студентов умений и навыков. Проблема в том, чтобы ясно и четко определить, каким навыкам необходимо обучать студентов, когда и как обучать их профессиональной деятельности.
Обучение умениям и навыкам профессиональной деятельности студенты должны проходить в процессе всего обучения. При этом обучение навыкам должно предшествовать учебным практикам. На практике студенты лишь закрепляют те навыки, которыми должны уже овладеть. Как юридическая теория становится бесполезной, если нет умения применить ее на практике, так и юридические навыки без знаний теории также малополезны, потому что юрист должен уметь разбираться в конкретной ситуации в соответствии с определенными нормами.
Соединение теоретического обучения с практической деятельностью дополняет традиционное обучение юристов, позволяет студентам приобрести наиболее важные профессиональные навыки.
Необходимо подчеркнуть, что особое внимание должно быть уделено индивидуальной работе со студентами. Совершенно очевидно, что обучение практическим навыкам требует индивидуального обучения каждого студента, проведение занятий в форме традиционных семинаров не даст желаемого результата. Практические занятия позволят использовать эффективную интерактивную методику обучения.
Многие преподаватели данным видом учебной работы пренебрегают по причине загруженности. Между тем только при индивидуальном подходе можно выявить склонности и интересы того или иного студента к научной деятельности, подготовить его к участию в конкурсе научных студенческих работ, к научно-практической конференции.
Основным принципом обучения должен стать принцип «сотрудничества». Самостоятельная, творческая работа студента, осуществляемая под контролем преподавателя, предполагает более активную позицию в образовательном процессе как преподавателя, так и студента.
Таким образом, интеграция современных методических подходов к преподаванию юридических дисциплин направлена на усвоение теоретических знаний, формирование у студентов практических навыков и умений, навыков толкования правовых норм, анализа и обобщения правоприменительной практики, выявления ее недостатков и способов совершенствования.
Настало время по-новому оценить методику преподавания правовых дисциплин, необходимо переместить акценты с количества подготовленных юридических кадров высшей квалификации на качество их подготовки.
- С.Л. Богомаз, н.И. Бумаженко, о.В. Данич, с.А. Карташев, а.Н. Акулович
- Предисловие
- Часть III. Теория и методика
- Специального образования
- Своеобразие коммуникативной деятельности
- У детей с интеллектуальной недостаточностью
- Школьная адаптация первоклассников с общим недоразвитием речи в личностной сфере
- Начальные этапы коррекционной работы
- Социализация детей с интеллектуальной недостаточностью
- Практическая работа с семьей ребенка с аутизмом
- Работа с семьей детей с рда
- Особенности развития личности школьников с интеллектуальной недостаточностью в условиях обучения во вспомогательной школе
- К вопросу изучения самоконтроля и его формирования у младших школьников с тяжелыми нарушениями речи
- Особенности взаимодействия дошкольного учреждения с семьями детей с нарушениями зрения
- Моделирование как способ познавательного развития младших школьников с нарушениями зрения
- К проблеме формирования коммуникативных умений у дошкольников с тяжелыми нарушениями речи в условиях образовательной интеграции
- Особенности реабилитации детей после кохлеарной имплантации
- Педагогические условия гендерного воспитания дошкольников с нарушениями зрения
- Своеобразие эмоциональной сферы младших школьников с интеллектуальной недостаточностью: теоретический аспект
- Коррекция специальной готовности к школе детей с нарушением зрения
- Взаимосвязь стиля материнского воспитания и восприятия взаимоотношений в семье школьниками с нарушением зрения
- Формирование у учащихся первого отделения вспомогательной школы практической математической компетенции
- Роль мультимедийных презентаций в логопедической работе по формированию префиксального словообразования глаголов у старших дошкольников с общим недоразвитием речи
- Электронный справочник для педагогов и родителей детей с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью и нарушениями зрения
- Использование дыхательной гимнастики
- Занятиях
- В процессе коррекционно-педагогической работы с детьми раннего возраста с фактором риска в речевом развитии
- Офтальмотренажеры как средство развития зрительного восприятия младших школьников с нарушениями зрения
- Особенности осязательной деятельности тотально слепых младших школьников
- Методика проведения была следующей:
- У учащихся с интеллектуальной недостаточностью
- Особенности адаптации к школе детей с речевой патологией
- В работе с дошкольниками с онр
- Особенности поведения в конфликтных ситуациях подростков с нарушением слуха
- Метод наглядного моделирования в коррекционно-педагогической работе с дошкольниками с общим недоразвитием речи
- Использование невербальных средств общения педагогами в школе-интернате для детей с нарушением слуха в образовательном процессе
- Особенности сенсорно-перцептивной сферы школьников с интеллектуальной недостаточностью
- Формирование номинативной функции речи у дошкольников с нарушениями зрения
- Формирование профессиональных навыков у студентов-дефектологов в рамках программы «от студента к специалисту»
- Фрагмент программы «от студента к специалисту»
- Особенности формирования диалогической речи старших дошкольников с нарушениями зрения в процессе сюжетно-ролевой игры
- Возможности использования метода проектов в экологическом образовании дошкольников с нарушениями зрения
- К проблеме обучения младших школьников с интеллектуальной недостаточностью рассуждению как типу связной речи
- Дифференциальная диагностика моторной алалии и схожих состояний
- Особенности общения школьников с интеллектуальной недостаточностью
- Школьников с интеллектуальной недостаточностью
- Выявление факторов риска в речевом развитии у детей раннего возраста
- Игровая деятельность дошкольников с особенностями психофизического развития
- Формирование диалогической речи у учащихся с интеллектуальной недостаточностью
- Особенности лексики дошкольников с трудностями в обучении, воспитывающихся в детских домах
- Социальное становление личности младших школьников с тяжелыми нарушениями речи
- Исследование памяти детей младшего школьного возраста с интеллектуальной недостаточностью
- Особенности памяти детей с особенностями психофизического развития
- Организация культурно-досуговой деятельности молодых инвалидов как одно из условий их успешной социализации
- У детей с интеллектуальной недостаточностью
- Экспериментальное изучение памяти у детей с интеллектуальной недостаточностью
- Метод релаксации в коррекционной работе с детьми старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи
- Анализ феномена материнской депривации:
- Интерактивные презентации power point как средство формирования пространственных представлений у младших школьников с нарушениями зрения
- Особенности формирования самооценки у детей с нарушениями зрения
- Часть IV. Социальные проблемы современного общества и пути их решения специфика национального усыновления
- Детская и молодежная политика в швейцарии
- Приоритетные направления социальной работы в сша
- К вопросу о свободе человека как объекта преступных посягательств в преступлениях против личной свободы
- К вопросу об основных подходах к пониманию правовой культуры
- Анализ проблемы профессионального становления в психологических исследованиях
- Международно-правовые основы противодействия торговле детьми, детской проституции и детской порнографии
- Актуальные вопросы совершенствования преподавания правовых дисциплин
- Государство и личность: взаимная ответственность
- Профилактики подросткового алкоголизма
- О состоянии преступности несовершеннолетних в беларуси и россии (опыт сравнительного анализа)
- Особенности методики расследования преступлений, совершенных молодежными организованными группами и преступными организациями
- Бытовой терроризм, как проблема современного общества
- С коррупцией
- Сравнительная характеристика деятельности волонтерских организаций в республике беларусь и в республике туркменистан
- Психологическое сопровождение молодежной субкультуры как основа психологического здоровья нации
- Международно-правовая защита прав женщин на современном этапе
- Конституционная характеристика государства как светского в зарубежных странах
- Проблемы института семьи в республике беларусь на современном этапе
- Мотивы выбора профессии
- К вопросу о защите прав несовершеннолетних участников уголовного процесса
- Одинокого материнства
- Антиципационные способности студентов педагогических специальностей.
- К вопросу о необходимости изучения основ предпринимательской деятельности в общеобразовательных учреждениях
- Приобретение гражданства детьми в республике беларусь
- Модель социально-педагогической работы с семьями, находящимися в социально опасном положении
- Социальный интеллект в структуре профессиограммы менеджеров
- Формирование имиджа специалиста по социальной работе
- Правовая охрана материнства в республике беларусь
- Ценностные ориентации студентов-медиков в структуре образовательного пространства
- К вопросу о криминалистической характеристике преступлений, связанных с незаконным оборотом оружия, боеприпасов и взрывчатых веществ
- Сущность рыночной экономики в современных условиях и роль государства в экономической политике
- К вопросу о программе непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи в республике беларусь на 2011–2015 годы
- Роль социально-педагогических технологий в профессиональной подготовке студенческой молодежи к осознанному родительству
- Правовые основы формирования готовности студенческой молодежи к семейной жизни
- Последствия лишения родительских прав
- Сравнительный анализ института усыновления в республике беларусь и зарубежных странах
- К вопросу об истории дисциплинарной ответственности обучающихся в республике беларусь
- Социальное обслуживание лиц старших возрастных групп
- Причины правонарушений несовершеннолетних
- Находящихся в неблагоприятных семейных условиях
- Отношение современной молодежи к проблемам социальной рекламы
- К вопросу об определении сексуальных действий при характеристике насильственных действий сексуального характера
- Роль органов местного управления и самоуправления в области образования
- О совершенствовании уголовного законодательства с учетом гендерных аспектов
- Формирование профессиональной компетентности социального педагога в области защиты прав ребенка
- Утрата права пользования жилым помещением несовершеннолетним
- Виды соучастников преступления
- Применение интерактивных средств при изучении правовых дисциплин (на примере дисциплины «Криминалистика»)
- Позитивная дискриминация по половому признаку (гендерная ассимметрия) как принцип уголовного законодательства
- К вопросу о преподавании курса «правовое регулирование национальной безопасности республики беларусь»
- Содержание
- Часть III. Теория и методика специального образования
- Часть IV. Социальные проблемы современного общества и пути их решения
- Мир детства в современном образовательном пространстве
- 210038, Г. Витебск, Московский проспект, 33.