Социальное обслуживание лиц старших возрастных групп
Пташник А.Ю., студентка 5 курса
(г. Витебск, УО «ВГУ им. П.М. Машерова»)
Научный руководитель – Бумаженко Н.И., кандидат педагогических наук, доцент
Сегодня ни один человек не может себя чувствовать полностью защищенными от экономических, политических, социальных и других потрясений, которые ухудшают условия жизнедеятельности, негативно сказываются на реализации нравственного, духовного и трудового потенциала личности.
Как следствие этого, актуальной становится проблема социальной защищенности всех членов общества, реализации целостной системы законодательно закрепленных экономических, юридических и социальных гарантий, прав и свобод, противодействующих дестабилизирующим факторам жизни человека и обеспечивающих охрану его жизненных интересов. Практическая реализация данной проблемы представляется возможной при достаточно развитой системе социальной защиты и социального обслуживания населения [1, с. 248].
Механизм социальной защиты пожилых людей реализуется на государственном и региональном уровнях. Государственный уровень социальной защиты обеспечивает гарантированное предоставление законодательно установленных пенсий, услуг и льгот в соответствии с денежными и социальными нормативами; социальное обслуживание и социальную помощь. На региональном уровне с учетом местных условий и возможностей решаются вопросы дополнительного повышения уровня обеспечения сверх государственного.
Социальная работа с пожилыми людьми осуществляется, исходя из особенностей этого возраста: пожилые люди не могут удовлетворительно реализовать не только свои социальные потребности и запросы, выражающиеся в приспособлении человека к обществу, но и первичные витальные, физиологические потребности [2, c. 103].
Особое место в работе отводится учреждениям социального обслуживания, где пожилые люди могут получить различные консультативно-информационные, социально-реабилитационные, посреднические и иные социальные услуги, социальное обслуживание на дому, материальную помощь в денежной и натуральной форме, временное место пребывания в учреждениях социального обслуживания.
Социальное обслуживание пожилых людей осуществляется через стационарные, полустационарные и нестационарные формы. Так, социальное обслуживание на дому относится к нестационарным формам. Его главная цель – максимально продлить пребывание лиц пожилого возраста в привычной для них среде обитания, поддержать их личностный и социальный статус, защитить права и законные интересы.
Перечень возможных услуг предоставляемых отделениями социальной помощи на дому, включают: доставка продуктов питания, лекарств, промышленных товаров первой необходимости, содействие в уборке жилых помещений, оплата жилья и коммунальных услуг, помощь в написании писем и оформлении документов, сопровождение в поликлинику, морально-психологическая поддержка. К нестационарным формам социального обслуживания относятся также срочное обслуживание, социально-консультативная помощь, социально-психологическая помощь [3, c. 244]..
Социально-консультативная помощь гражданам пожилого и старческого возраста направлена на их адаптацию в обществе, ослабление социальной напряженности, создание благоприятных отношений в семье, а также на обеспечение взаимодействия личности, семьи, общества и государства. Данный вид помощи ориентирован на их психологическую реабилитацию, активизацию усилий в решении собственных проблем, предусматривает выявление лиц, нуждающихся в социально-консультативной помощи; профилактику различного рода социально-психологических отклонений; работу с семьями, в которых живут старые люди, организация их досуга.
Срочная социальная помощь представляет собой оказание поддержки разного характера остро нуждающимся пожилым людям. Она включает разовое обеспечение горячим питанием или продуктовыми наборами; обеспечение одеждой, обувью, предметами первой необходимости; разовое оказание материальной помощи; содействие в получении временного жилья; оказание экстренной психологической помощи (по телефону доверия) и юридической помощи в пределах своей компетенции.
К стационарным формам социального обслуживания относятся пансионаты для ветеранов труда и инвалидов, ветеранов ВОВ, отдельных профессиональных категорий престарелых; специальные дома-интернаты для престарелых и инвалидов общего типа. Стационарное социальное обслуживание направленно на оказание разносторонней социально-бытовой помощи гражданам пожилого и старческого возраста, частично или полностью утратившим способность к самообслуживанию и нуждающимся по состоянию здоровья условий жизнедеятельности, реабилитационные мероприятия медицинского, социального и лечебно-трудового характера, обеспечение ухода и медицинской помощи, организацию отдыха и досуга пожилых и старых людей [4, c. 33].
В Витебской области функционируют 5 домов-интернатов общего типа и 9 домов-интернатов психоневрологического профиля и 1 специальный дом-интернат для бывших заключенных. В интернатных учреждениях области проживают 3 тысячи человек. Это самый высокий показатель из всех регионов.
Граждане принимаются в дома-интернаты на полное или неполное государственное обеспечение, либо на полное платное содержание. Вопрос о направлении пожилого человека в интернатное учреждение находится в компетенции отделов защиты по месту прописки.
Полустационарные формы социального обслуживания включают отделения дневного и ночного пребывания, реабилитационные центры, медико-социальные отделения. Полустационарное социальное обслуживание включает в себя социально бытовое, медицинское и культурное обслуживание пожилых и старых людей, организацию их питания, отдыха, обеспечения их участия в посильной трудовой деятельности и поддержание активного образа жизни. Реализуют эту деятельность центры социального обслуживания населения. В Республике Беларусь особое распространение получили Территориальные центры социального обслуживания населения.
Центры социального обслуживания населения имеют в своей структуре: отделение социальной помощи на дому; отделения дневного пребывания; отделение срочной помощи; отделение временного проживания.
Отделения социальной помощи на дому оказывают следующие услуги:
- доставка на дом продуктов питания и горячих обедов, товаров первой необходимости;
- содействие в оплате жилья, коммунальных и других услуг;
- сдача вещей и предметов домашнего обихода в стирку, химчистку, ремонт;
- содействие в получении медицинской помощи, в том числе сопровождение в лечебно-профилактические учреждения, посещение в стационарах;
- содействие в прохождении медико-социальной экспертизы;
- помощь в получении путевок на санаторно-курортное лечение, в том числе льготных;
- оказание помощи в вопросах пенсионного обеспечения и предоставления других социальных выплат;
- организация ремонта жилья, обеспечение топливом, обработка приусадебных участков, а также доставка воды;
- содействие в обеспечении книгами, журналами, газетами, в посещении концертов, киносеансов, выставок;
- помощь в написании писем, оформлении документов, в том числе при обмене и приватизации жилых помещений.
Другая форма работы – отделения дневного пребывания. Смысл таких отделений в том, чтобы помочь пожилым людям преодолеть одиночество, замкнутость. Здесь можно получить доврачебную помощь, оздоровительные процедуры, бесплатное или льготное питание. Организуются различные виды трудотерапии. Клиенты дневного отделения совместно отмечают праздники, дни рождения и т.д.
Главная задача отделения срочной социальной помощи состоит в оказании неотложной поддержки всем остронуждающимся. Основными направлениями этой деятельности являются:
- обеспечение бесплатным горячим питанием или продуктам питания;
- оказание денежной и вещевой помощи;
- направление в медико-социальные отделения;
- оказание бытовой, юридической и психологической помощи;
- содействие в прописке и трудоустройстве;
- организация проката бытовой техники и хозяйственного инвентаря;
- создание кассы взаимопомощи и др.
Для тех, кто испытывает серьезные трудности в организации своего быта, ведении собственного хозяйства, по тем или иным причинам не желает проживать в домах-интернатах, в ряде регионов на базе Территориального центра социального обслуживания населения создаются специальные медико-социальные отделения, куда в первую очередь направляются одиноко проживающие пенсионеры, частично или полностью утратившие мобильность и способность к самообслуживанию [5, c.42].
С целью выявления эффективности социального обслуживания пожилых людей нами было проведено исследование на базе ТЦСОН Первомайского района г. Витебска среди респондентов в возрасте от 60 до 80 лет. Из них 80% составили женщины, 20% - мужчины. В результате исследования были получены следующие результаты.
Для 34% респондентов актуальными являются проблемы связанные со здоровьем. Бытовые проблемы являются важнее остальных для 30% исследуемых, материальные – 20%, психологические и социально-культурные – 8%. Большинство опрошенных (44%) привыкли полагаться на родственников при решении своих проблем, 34% - самостоятельно справляются с трудностями, 22% - прибегают к помощи различных организаций.
62% опрошенных обращались за помощью в ТЦСОН, 28% никогда не сталкивались с данной организацией. Представленные цифры говорят о том, что территориальный центр социального обслуживания населения является востребованной организацией для пожилых людей.
Большинство респондентов, прибегая к помощи Территориального центра социального обслуживания населения, чаще всего пользуются бытовыми услугами (20%), 18% - помощью материального порядка, 16% опрошенных обращались за различного рода консультированием, 14% - медико-социальные услуги, 8% - в организации отдыха и досуга. 28% опрошенных получали помощь в отделении срочной помощи, 24% - в отделении социальной помощи на дому, 18% - помощь материального порядка, 14% - в отделении дневного проживания, 6% - в отделении временного проживания, 28% - не прибегали к услугам Территориального центра социального обслуживания населения.
Как показало исследование, 62% опрошенных уверенны в том, что сегодня население нуждается в организациях, оказывающих социальную помощь, 20% - затруднились ответить на предложенный вопрос, 18% - не видят необходимости в создании данных учреждений. 70% респондентов хотели бы узнать больше о ТЦСОН и видах оказываемых там услуг, 52% респондентов считают, что необходимо увеличить перечень оказываемых услуг в Территориальном центре социального обслуживания населения.
Таким образом, на сегодняшний день пожилые люди нуждаются в организациях, оказывающих социальную помощь. Наиболее важными, как показало исследование, для данной категории населения являются бытовые проблемы, что говорит о необходимости усилить мероприятия направленные на оказание помощи именно в этой области. Поскольку большинство опрошенных респондентов привыкли полагаться на близких людей при решении возникающих проблем, то целесообразно привлекать родственников для организации полноценной поддержки и реабилитации пожилых людей.
Список цитированных источников:
Холостова, Е.И. Социальная работа: теория и практика: учебное пособие. / Е.И Холостова, А.С. Сорвина – Москва: ИНФРА-М, 2004. – 427 с.
Холостова, Е.И. Настольная книга специалиста: социальная работа с пожилыми людьми. / под ред. Е.И. Холостова. – Москва: Институт социальной работы, 1995. – 148 с.
Басов, Н.Ф. Социальная работа с людьми пожилого возраста. – Москва: Феникс, 2009. – 346 с.
Шелях, А.К., Павленок, А.П. Технологии социальной работы. – Москва: ИНФРА-М, 2001. – 400 с.
Холостова, Е.И. Социальная геронтология. – Москва: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2004. – 320 с.
- С.Л. Богомаз, н.И. Бумаженко, о.В. Данич, с.А. Карташев, а.Н. Акулович
- Предисловие
- Часть III. Теория и методика
- Специального образования
- Своеобразие коммуникативной деятельности
- У детей с интеллектуальной недостаточностью
- Школьная адаптация первоклассников с общим недоразвитием речи в личностной сфере
- Начальные этапы коррекционной работы
- Социализация детей с интеллектуальной недостаточностью
- Практическая работа с семьей ребенка с аутизмом
- Работа с семьей детей с рда
- Особенности развития личности школьников с интеллектуальной недостаточностью в условиях обучения во вспомогательной школе
- К вопросу изучения самоконтроля и его формирования у младших школьников с тяжелыми нарушениями речи
- Особенности взаимодействия дошкольного учреждения с семьями детей с нарушениями зрения
- Моделирование как способ познавательного развития младших школьников с нарушениями зрения
- К проблеме формирования коммуникативных умений у дошкольников с тяжелыми нарушениями речи в условиях образовательной интеграции
- Особенности реабилитации детей после кохлеарной имплантации
- Педагогические условия гендерного воспитания дошкольников с нарушениями зрения
- Своеобразие эмоциональной сферы младших школьников с интеллектуальной недостаточностью: теоретический аспект
- Коррекция специальной готовности к школе детей с нарушением зрения
- Взаимосвязь стиля материнского воспитания и восприятия взаимоотношений в семье школьниками с нарушением зрения
- Формирование у учащихся первого отделения вспомогательной школы практической математической компетенции
- Роль мультимедийных презентаций в логопедической работе по формированию префиксального словообразования глаголов у старших дошкольников с общим недоразвитием речи
- Электронный справочник для педагогов и родителей детей с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью и нарушениями зрения
- Использование дыхательной гимнастики
- Занятиях
- В процессе коррекционно-педагогической работы с детьми раннего возраста с фактором риска в речевом развитии
- Офтальмотренажеры как средство развития зрительного восприятия младших школьников с нарушениями зрения
- Особенности осязательной деятельности тотально слепых младших школьников
- Методика проведения была следующей:
- У учащихся с интеллектуальной недостаточностью
- Особенности адаптации к школе детей с речевой патологией
- В работе с дошкольниками с онр
- Особенности поведения в конфликтных ситуациях подростков с нарушением слуха
- Метод наглядного моделирования в коррекционно-педагогической работе с дошкольниками с общим недоразвитием речи
- Использование невербальных средств общения педагогами в школе-интернате для детей с нарушением слуха в образовательном процессе
- Особенности сенсорно-перцептивной сферы школьников с интеллектуальной недостаточностью
- Формирование номинативной функции речи у дошкольников с нарушениями зрения
- Формирование профессиональных навыков у студентов-дефектологов в рамках программы «от студента к специалисту»
- Фрагмент программы «от студента к специалисту»
- Особенности формирования диалогической речи старших дошкольников с нарушениями зрения в процессе сюжетно-ролевой игры
- Возможности использования метода проектов в экологическом образовании дошкольников с нарушениями зрения
- К проблеме обучения младших школьников с интеллектуальной недостаточностью рассуждению как типу связной речи
- Дифференциальная диагностика моторной алалии и схожих состояний
- Особенности общения школьников с интеллектуальной недостаточностью
- Школьников с интеллектуальной недостаточностью
- Выявление факторов риска в речевом развитии у детей раннего возраста
- Игровая деятельность дошкольников с особенностями психофизического развития
- Формирование диалогической речи у учащихся с интеллектуальной недостаточностью
- Особенности лексики дошкольников с трудностями в обучении, воспитывающихся в детских домах
- Социальное становление личности младших школьников с тяжелыми нарушениями речи
- Исследование памяти детей младшего школьного возраста с интеллектуальной недостаточностью
- Особенности памяти детей с особенностями психофизического развития
- Организация культурно-досуговой деятельности молодых инвалидов как одно из условий их успешной социализации
- У детей с интеллектуальной недостаточностью
- Экспериментальное изучение памяти у детей с интеллектуальной недостаточностью
- Метод релаксации в коррекционной работе с детьми старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи
- Анализ феномена материнской депривации:
- Интерактивные презентации power point как средство формирования пространственных представлений у младших школьников с нарушениями зрения
- Особенности формирования самооценки у детей с нарушениями зрения
- Часть IV. Социальные проблемы современного общества и пути их решения специфика национального усыновления
- Детская и молодежная политика в швейцарии
- Приоритетные направления социальной работы в сша
- К вопросу о свободе человека как объекта преступных посягательств в преступлениях против личной свободы
- К вопросу об основных подходах к пониманию правовой культуры
- Анализ проблемы профессионального становления в психологических исследованиях
- Международно-правовые основы противодействия торговле детьми, детской проституции и детской порнографии
- Актуальные вопросы совершенствования преподавания правовых дисциплин
- Государство и личность: взаимная ответственность
- Профилактики подросткового алкоголизма
- О состоянии преступности несовершеннолетних в беларуси и россии (опыт сравнительного анализа)
- Особенности методики расследования преступлений, совершенных молодежными организованными группами и преступными организациями
- Бытовой терроризм, как проблема современного общества
- С коррупцией
- Сравнительная характеристика деятельности волонтерских организаций в республике беларусь и в республике туркменистан
- Психологическое сопровождение молодежной субкультуры как основа психологического здоровья нации
- Международно-правовая защита прав женщин на современном этапе
- Конституционная характеристика государства как светского в зарубежных странах
- Проблемы института семьи в республике беларусь на современном этапе
- Мотивы выбора профессии
- К вопросу о защите прав несовершеннолетних участников уголовного процесса
- Одинокого материнства
- Антиципационные способности студентов педагогических специальностей.
- К вопросу о необходимости изучения основ предпринимательской деятельности в общеобразовательных учреждениях
- Приобретение гражданства детьми в республике беларусь
- Модель социально-педагогической работы с семьями, находящимися в социально опасном положении
- Социальный интеллект в структуре профессиограммы менеджеров
- Формирование имиджа специалиста по социальной работе
- Правовая охрана материнства в республике беларусь
- Ценностные ориентации студентов-медиков в структуре образовательного пространства
- К вопросу о криминалистической характеристике преступлений, связанных с незаконным оборотом оружия, боеприпасов и взрывчатых веществ
- Сущность рыночной экономики в современных условиях и роль государства в экономической политике
- К вопросу о программе непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи в республике беларусь на 2011–2015 годы
- Роль социально-педагогических технологий в профессиональной подготовке студенческой молодежи к осознанному родительству
- Правовые основы формирования готовности студенческой молодежи к семейной жизни
- Последствия лишения родительских прав
- Сравнительный анализ института усыновления в республике беларусь и зарубежных странах
- К вопросу об истории дисциплинарной ответственности обучающихся в республике беларусь
- Социальное обслуживание лиц старших возрастных групп
- Причины правонарушений несовершеннолетних
- Находящихся в неблагоприятных семейных условиях
- Отношение современной молодежи к проблемам социальной рекламы
- К вопросу об определении сексуальных действий при характеристике насильственных действий сексуального характера
- Роль органов местного управления и самоуправления в области образования
- О совершенствовании уголовного законодательства с учетом гендерных аспектов
- Формирование профессиональной компетентности социального педагога в области защиты прав ребенка
- Утрата права пользования жилым помещением несовершеннолетним
- Виды соучастников преступления
- Применение интерактивных средств при изучении правовых дисциплин (на примере дисциплины «Криминалистика»)
- Позитивная дискриминация по половому признаку (гендерная ассимметрия) как принцип уголовного законодательства
- К вопросу о преподавании курса «правовое регулирование национальной безопасности республики беларусь»
- Содержание
- Часть III. Теория и методика специального образования
- Часть IV. Социальные проблемы современного общества и пути их решения
- Мир детства в современном образовательном пространстве
- 210038, Г. Витебск, Московский проспект, 33.