logo search
ЭУМК Философия Мартынов М

1.3. Соотношение между субъектом и объектом творчества

  1. К. Маркс писал, что, "воздействуя на окружающую природу и

изменяя ее", человек "в то же самое время изменяет свою собственную природу'. Почему воздействие субъекта на объект приводит к изменению субъекта?

  1. Подумайте, какой характер, на взгляд мыслителей, чьи размышления приведены ниже, носит связь между автором и его; произведением?

"...Человек есть второй бог. Как бог-творец реальных сущностей так человек-творец мысленных сущностей и форм искусства, которые есть аналоги его интеллекта, как сотворения бога - аналоги божьего Интеллекта".

"Есть великая печаль и горечь, которая связана с творчеством. Творчество есть большая неудача, даже в своих самых совершенные продуктах, всегда не соответствует творческому замыслу"

"...Будучи настолько требовательной к языку, поэзия тем не менее пересиливает ее как язык, как лингвистическую очерченность. Поэзия не является исключением из общего для всех искусств положения: художественное творчество, определяемое в отношении к материалу, есть его преодоление".

  1. Многие писатели и литературоведы высказывали мысль, что не только автор определяет содержание и форму, ход событий в своем произведении, но и само произведение, его персонажи влияют на развитие замысла автора, меняют его первоначальную задумку. Почему автор не имеет полной свободы в отношении к своему произведению?

  2. Прочитайте приведенные ниже слова К. Юнга и ответьте, можно ли утверждать, что произведение создает автора?

"...Работа есть судьба автора и определяет его психологию. Не Гете производит "Фауста", но какой-то психический компонент "Фауст" производит Гете". "Автор представляет собой в наиболее глубоком смысле Инструмент и в силу этого подчинен своему творению... "

  1. Некоторые ученые считают, что научные знания - это результаты творчества разума, что они не зависят от действительности. Среди ниженазванных философско-методологических течений выделите те, Которым соответствует это определение:

Иррационализм. Конвенционализм. Позитивизм. Прагматизм. Сенсуализм. Неотомизм.

  1. Прочитайте нижеприведенные строки и ответьте, откуда ученые черпают уверенность в том, что законы, которые они открывают, существуют в объективной реальности, а не являются плодом только их творческой фантазии? Всегда ли такая уверенность находит подтверждение?

"Без веры в то, что можно охватить реальность нашими теоретическими построениями, без веры во внутреннюю гармонию нашего мира не могло бы быть никакой науки. Эта вера есть и всегда останется основным мотивом всякого научного творчества".

"Ощущение красоты в науке обычно возникает в том случае, когда под великое множество разнородных явлений удается подвести единую теоретическую основу, выяснить их происхождение при помощи одного-двух принципов. Объективными предпосылками подобной эстетической доскональности в конечном результате является соразмерность, гармония, упорядоченность, симметрия, материальное единство самого познаваемого мира".

  1. Кто является субъектом творчества? При ответе на этот вопрос снова нужно вернуться к размышлениям философов разных эпох и направлений, которые уже приводились выше, и проанализировать их с этой точки зрения. Можно выделить несколько основных вариантов ответа:

  1. человек как личность;

  2. человечество в целом;

  3. Бог;

  4. Мировой дух;

  5. природа как одушевленное существо.

  1. Можно заметить, что для каждой исторической эпохи характерно свое понятие движущих сил творчества. Попробуйте сопоставить варианты субъекта творчества (см. предыдущее упражнение) с философией той или иной эпохи. Как бы вы могли объяснить исторические изменения в определениях субъекта творчества?

  2. Деятельность всегда предметная, в ней есть субъект (кто действует) и объект (то, на что воздействует субъект). Что является объектом творчества? - этот вопрос не менее сложный, чем вопрос о субъекте. Рассмотрите предложенные ниже варианты и попробуйте определить свою позицию.

  1. В художественном творчестве:

  1. В научном творчестве:

  1. "Интеллект и основанная на нем наука служат потребностям... человека, создающего искусственные орудия. Интеллект способен познать не сами вещи, а лишь отношения между ними. В силу этого, по Бергсону, относительна и истина, которую дает наука. Лишь интуиции, вырастающей из непосредственного жизненного инстинкта, дано постичь абсолютную истину-жизнь в ее глубинных проявлениях..."

    • Как вы относитесь к пониманию автором роли интуиции в познании?

    • Можно ли абсолютно разделять познание самих вещей и отношений между ними?