1.2. Роль подсознания в творчестве
В каких отношениях находятся рациональное мышление и творчество?
Возможно ли формирование фундаментальных научных принципов, постулатов, аксиом методами дедукции и индукции?
Почему многие современные ученые считают, что только рациональное мышление и эмпирические исследования не в силах обеспечить возникновение новых научных теорий, и что в теоретическом поиске с необходимостью должна присутствовать так же интуиция? В качестве примера ознакомимся с суждением А. Эйнштейна:
"В настоящее время известно, что наука не может вырасти на основе одного только опыта и что при построении науки, мы вынуждены обращаться к свободно созданным понятиям, пригодность которых можно проверить опытным путем. Эти обстоятельства проходили вне внимания предыдущих поколений, которым казалось, что теорию можно построить чисто индуктивно, не обращаясь к свободному, творческому созданию понятий, чем более примитивно состояние науки, тем легче исследователю сохранить иллюзию на счет того, что он будто является эмпириком. Еще в XIX в. многие верили, что ньютоновский принцип "hypotheses non figno" должен служить фундаментом всякой здоровой природоведческой науки.
В последнее время перестройка всей системы теоретической физики в целом привела к тому, что признание умственного характера науки сделалось всеобщим достоянием".
Какая роль принадлежит интуиции в научном познании?
"Люди гениальные, обращая свой прозорливый взор на предметы, часто по какому-нибудь внутреннему чутью, возможно неосознанному, открывают истины, не видя путей к ним...".
"В образовании физической теории существенную роль играют фундаментальные идеи. Физические книги полны сложных математических
формул. Но началом каждой физической теории являются мысли и идеи, а не формулы".
На протяжении истории науки многие ученые использовали термин "интуиция". Ознакомьтесь с приведенными ниже высказываниями и определите, является ли в них смысл термина "интуиция" тождественным.
"Под интуицией я имею в виду ... понимание ясного и внимательного ума, настолько легкое и ясное, что не остается совсем никакого сомнения относительно того, что мы понимаем, или, что то же самое, несомненное понимание ясного и внимательного разума, который рождается один только светом разума и является более простым, а значит, и более точным, чем сама дедукция... "
"...Иногда разум воспринимает соответствие или несоответствие двух идей непосредственно через их самих, без вмешательства каких-нибудь других идей; это, как мне кажется, можно назвать интуитивным познанием. Так как разуму не нужно при этом доказывать или изучать, он воспринимает истину, как глаз воспринимает свет: только благодаря тому, что он направлен на него".
Интуиция - "род интеллектуальной симпатии, посредством которой переносятся внутрь предмета, чтобы слиться с тем, что есть в нем единого и, значит, непередаваемого".
"Вообще говоря, в сознании человека могут иметь место следующие типы процессов преобразования знаний: а) переход от одних наглядных образов к другим наглядным образам - чувственная ассоциация; 6) переход от одних понятий к другим понятиям - логическое рассуждение: в) переход от наглядных образов к понятиям; г) переход от понятий к наглядным образам. В процессах первого и второго типов новые знания приобретаются за счет перекомбинирования элементов, которые уже вмещались в старых знаниях. Поэтому эти процессы сами по себе не могут привести к разработке принципиально новых наглядных образов и понятий. Это, однако, становится возможным в процессах третьего и четвертого типов, поскольку они открывают дорогу к формированию наглядных образов, которые выходят за рамки данных чувств венного опыта, которые были раньше, и к построению понятий, содержание которых включает в себя чувственный материал, который еще не подвергался логическому анализу в понятиях, какие имелись раньше.
Процессы последних двух типов и составляют, на наш взгляд, гносеологическое содержание творческой интуиции".
"То, что принято называть интуицией, или чувством, есть по существу, неосознанный опыт. Человек издавна научился использовать свое подсознательное мышление - Если он откладывает работу, чтобы дать мыслям "созреть", он прямо рассчитывает на работу своего мышления на подсознательном уровне".
"ИНТУИЦИЯ... способность постижения истины посредством ее прямого схватывания без обоснования с помощью доказательства".
Кондильяк писал: "Мы в сущности не создаем идей, а только
комбинируем посредством сочетания и расчленения те идеи, которые мы приобретаем через органы чувств. Изобретательность заключается в умении делать новые сочетания".
Чем такой взгляд сенсуалиста Кондильяка на процесс возникновения идей отличается от взглядов рационалиста Р. Декарта? (см. предыдущее упражнение).
Можно ли считать интуитивные догадки безусловно точными знаниями?
Каким образом осуществляется проверка интуитивных догадок?
- Философия Электронный учебно-методический комплекс
- Введение
- Организация управляемой самостоятельной работы студентов с первоисточниками
- Пояснительная записка
- Общие требования к формированию социально-личностных компетенций выпускника
- Цели и задачи учебных дисциплин интегрированного модуля «Философия»
- Структура содержания интегрированного модуля «Философия»
- Примерный тематический план дисциплины «Философия»
- Организация самостоятельной работы студентов
- Методы (технологии) обучения
- Диагностика сформированности компетенций студента
- Содержание интегрированного модуля «философия» учебная дисциплина «философия»
- Раздел I
- Раздел II
- Раздел I
- 2. Проблемное поле философии
- 3. Функции философии
- Задания и упражнения
- 1 .1. Исторические типы мировоззрения: миф, религия, философия
- 1.2. Особенности философии, ее предмет
- 1.3. Взаимосвязь философии и науки
- 1.4. Функции философии
- Модуль 2. Исторические типы классической философии
- 1. Предмет истории философии
- 2. Становление философии в культурах Древнего мира.
- 3. Философия Китая
- 4. Характер древнегреческой культуры и особенности античной философской традиции
- 5.Проблема первоначала в философии до сократиков.
- 6.Концепция отомизма и материалистические тенденции в древнегреческой философии
- 7.Рационально-идеалистичекое направление в классической античной философии (Сократ, Платон, Аристотель)
- 8.Проблема отношения человека и космоса в эллинистической философии
- 9. Статус и функции философии в средневековой европейской культуре
- 10.Соотношение разума и веры в философской традиции средних веков.
- 11.Философия Фомы Аквинского.
- 12. Философия эпохи Ренессанса.
- 13.Развитие гелиоцентрической модели Вселенной.
- 14. Философия и наука: поиски самоопределения философии в новоевропейской культуре.
- 15.Правила рационалистического метода р.Декарта.
- 16.Опытно-индуктивная методология ф.Бэкона.
- 17.Философская эпохи Просвещения.
- 18. Немецкая классическая философия и её роль в развитии европейской философской мысли.
- 19.Критическая философия и.Канта.
- 20.Диалектическая философия Гегеля.
- 21.Истоки и основные черты философии к.Маркса. Взаимосвязь философских, экономических и социально-политических идей в учении марксизма.
- Модуль 3. Становление и основные направления неклассической философии.
- 1.Основные исторические формы позитивистской философии: классический позитивизм, неопозитивизм, постпозитивизм.
- 2.Философия экзистенциализма, её основные темы.
- 3.Философская герменевтика как методология гуманитарного познания.
- Модуль 4. Философия и национальное самосознание. Философская мысль Беларуси.
- 1.Основные этапы развития философской мысли в Беларуси.
- Заключение.
- Раздел II. Основные проблемы современной философии. Модуль 5. Философия бытия.
- 1. Онтология как философское учение о бытии.
- 2. Основные структурные уровни организации материального бытия.
- 3. Пространственно-временная организация бытия.
- 4. Понятие природы. Естественная и искусственная среда обитания.
- 5. Глобальные проблемы современности
- Задания и упражнения
- 1.1. Категория "бытие", ее смысл и специфика
- 1.2. Материя и проблема субстанции в философии
- 4. Диалектика как философская теория развития. Исторические формы диалектики.
- 5. Категории диалектики. Диалектика и синергетика.
- Задания и упражнения
- 1.1. Диалектика, как философская теория развития.
- 1.2. Законы и категории диалектики
- Модуль 6. Философская антропология. Модуль 6. Философская антропология.
- 1.Оснолвные стратегии осмысления природы человека в классической философии.
- 2.Личность и общество.
- 3. Формы свободы. Внутренняя и внешняя свобода.
- 4.Философский анализ отчуждения: сущность, социально-исторические причины и формы
- 5. Проблема смысла жизни и смерти в духовном опыте современного человечества.
- 6. Ценности, их классификация и роль в жизни общества и человека
- 7. Многомерность и системная природа сознания. Сознание и эволюция форм отражения. Индивидуальное и общественное сознание.
- 8. Отражательно-информационная и социальная природа сознания
- 9.Активно-творческий характер сознания. Сознание и самосознание
- Задания и упражнения
- 1.1. Человек, индивид, личность
- 1.2. Характеристика и типология личности
- 1.3. Политическая система общества и личность
- 1.4. Проблема сознания в философии. Детерминанты сознания
- 1.5. Самосознание. Структура самосознания
- Модуль 7. Теория познания и философия науки.
- 1. Социально-историческая, деятельная природа знаний
- 2. Чувственное познание и его формы
- 3. Рациональное познание. Формы мышления
- 4. Понятие и объективность истины
- 5. Понятие практики. Практика - основной и всеобщий критерий истины
- 6. Методы и формы научного познания
- З адания и упражнения
- 1.1. Творчество - высшая форма познавательного отношения человека к миру
- 1.2. Роль подсознания в творчестве
- 1.3. Соотношение между субъектом и объектом творчества
- Модуль 8. Социальная философия.
- 1. Особенности познания социальной реальности.
- 2. Эволюция представления об обществе в истории философской мысли.
- 3. Общество как система. Основные сферы общественной жизни, их взаимосвязь.
- Гражданское общество и правовое государство - показатели цивилизованности общества
- 4.Социальные отношения. Природа социальных противоречий.
- 5. Формационная и цивилизационная парадигмы в философии истории.
- Задания и упражнения
- 1.1. Системная характеристика общества
- 1.2. Историческая закономерность и сознательная деятельность людей. Свобода и необходимость
- 1.3. Природа как объект философского анализа
- 1.4. Отношения в системе "общество - природа - человек"
- 1.5. Экологическая проблема. Формирование экологического сознания
- 1.6. Способ производства и две его стороны: производительные силы и производственные отношения
- 1.7. Производительные силы: элементы, структура и параметры
- 1.8. Производственные отношения
- 1.9. Диалектика производительных сил и производственных отношений
- 1.10. Общественное бытие и общественное сознание
- 1.11. Базис и надстройка
- 1.12. Проблема выделения типов общества
- 1.13. Элементы общественно-экономической формации
- 1.14. Структура общественно-экономической формации
- 1.15. Проблема развития общества. Критерии прогресса
- 1.16. Понятие "социальная группа". Системные представления социальной группы
- 1.17. Характеристика и типология социальных групп
- 1.18. Общая характеристика типов и форм общности людей
- 1.19. Общая характеристика семьи как общественного явления
- 1.20. Определение социальной организации
- 1.21. Понятия "класс" и "страта"
- 1.22. Типология классов и социальных слоев
- 1.23. Социально-классовая структура современного западного общества
- 1.24. Определение политической системы общества
- 1.25. Отношение политического управления к другим видам управленческой деятельности
- 1.26. Происхождение и сущность государства. Его основные признаки и функции. Власть и свобода
- Духовная подсистема.
- 6. Духовная жизнь общества, основные формы общественного сознания. Идеология, её роль в жизни общества.
- 7. Диалектика общественного и индивидуального сознания
- 8. Структура общественного сознания. Возникновение и развитие основных форм общественного сознания
- Задания и упражнения.
- 1.1. Определение общественного сознания
- 1.2. Уровни общественного сознания
- 1.3. Элементы и структура общественного сознания
- 1.4. Формы общественного сознания
- 1.5. Закономерности развития духовной жизни общества
- 1.6. Общественное и индивидуальное сознание
- 1.7. Определение обыденного сознания
- 1.8. Уровни обыденного сознания, его элементы и структура
- 1.9. Развитие обыденного сознания
- 1.10. Определение общественной психологии
- 1.11. Уровни общественной психологии
- 1.12. Элементы и структура общественной психологи.
- 1.13. Определение идеологии
- 1.14. Функции идеологии
- 1.15. Формы идеологии
- 9. Понятие культуры. Роль духовной культуры в жизни общества.
- Задания и упражнения
- 1.1. Определение культуры
- 1.2. Характеристика культуры. Элементы и структура культуры
- 1.3. Типология культуры
- 1.4. Роль науки в развитии культуры
- Вопрос 22
- Вопрос 25
- Вопрос 26
- Вопрос 1
- Вопрос 3
- Вопрос 4
- Вопрос 5
- Вопрос 6
- 3. Фрейд
- 4,5 Млрд. Лет
- Вопрос 15
- Вопрос 16
- Вопрос 17
- Вопрос 7
- Вопрос 8
- Вопрос 9
- Вопрос 12
- Вопрос 10
- К россворды:
- Практикумы Тема 1. Философия как социокультурный феномен
- Тема 2. Исторические типы классической философии
- Новоевропейская философия XVII-XVIII вв. Формирование и развитие естественно-правовой парадигмы социального знания
- Тема 3. Становление и основные стратегии развития постклассической философии
- Тема 4. Философия культуры
- Тема 5. Философия бытия
- Тема 6. Философия природы
- Тема 7. Проблема человека в философии и науке
- Тема 8. Сознания человека как предмет философского анализа
- Тема 9. Познание как ценность культуры и предмет философского анализа
- Тема 10. Философия и национальное самосознание. Философская мысль Беларуси. Русская философия
- Тема 11. Природа социальной реальности и основные стратегии исследования в философии
- Особенности мифологического мышления и генезис философии
- Философия и формирование космоцентрической парадигмы социального знания. Особенности исторического развития восточной философии
- История античной и средневековой философии. Формирование и развитие теоцентрической парадигмы социального знания
- Роль поздней схоластики и философской мысли эпохи Возрождения (XIV – нач. XVI вв.) в идейной подготовке великих научных и социальных революций в Европе (20-е годы XVI – первая пол. XVII вв.)
- История философии конца XVIII – начала XX вв. Формирование и развитие культуро-исторической парадигмы социального знания
- Заключение. Философия и ценностные приоритеты в культуре XXI века
- Уровни организации материи