1. Предмет истории философии
Перед каждым человеком в разные периоды его жизни встают вопросы философского характера: о смысле жизни, об обществе, в котором он живет, о сущности человека и закономерностях человеческих взаимоотношений, о том, на что он может надеяться в будущем. От ответа на эти вопросы во многом зависит реальное поведение человека в самых разных жизненных ситуациях. Особенно важны они в переломные периоды развития общества (один из которых мы переживаем в настоящее время).
В данную эпоху, когда подвергаются критике старые нормы и идеалы общественного устройства и деятельности самого человека, необходимы основательные знания о бытии человека и мире, твердые ценностные установки личностного поведения. Именно в такие эпохи наблюдается заметная тяга к философии вообще и к истории философской мысли в особенности. Но тот, кто хотел бы найти в философских учениях прошлого или настоящего истины и готовые рецепты собственного поведения на все случаи жизни, в определенной мере будет разочарован. Историческое прошлое этой науки не есть хаотическое нагромождение различных направлений, школ, течений, отдельных философских учений, которые находятся друг с другом в непрерывной и постоянной дискуссии.
Серьезно изучая историю философской мысли, рано или поздно приходят к выводу, что собственное мировоззрение невозможно заимствовать в полном и законченном виде ни из одной ее теории. Историческое прошлое философии кажется хаосом только с первого взгляда, но при серьезном подходе к изучению узнаешь и понимаешь, что эпохи развития достаточно отчетливо отличаются друг от друга и содержанием поставленных проблем, и методами их решений, и философским языком, на котором они формулируются.
Предметом истории философии как науки является история развития философской мысли на различных этапах становления общества, история зарождения, формирования, развертывания основных ее направлений. Ее задача как науки состоит, следовательно, в том, чтобы раскрыть закономерности развития философии как специфической формы общественного сознания, отражающей общественное бытие.
История философии дает возможность понять и обобщить историческое развитие философской мысли человечества, осмыслить опыт научного познания. Она показывает, как формировалось умение оперировать научными понятиями и категориями, как отрабатывались в различные исторические эпохи приемы и способы теоретического мышления, методы научного познания законов природы, общества и мышления. Она учит историческому подходу к философским учениям прошлого, помогает находить причины изучаемых явлений, способствует выработке диалектического метода мышления и применения его в процессе познания и преобразования мира.
Но знание философских традиций, в рамках которых осуществляется теоретическое мышление, понимание важнейших проблем, по которым идет дискуссия, являются только предварительным условием для каждого, кто изучает ее историю. Человек, посвятивший себя изучению философии, непременно сам должен принять участие в (продолжающемся века и тысячелетия) диалоге, который и называется историей философии. Только в диалоге, где собеседниками выступают великие мыслители прошлого и современности, можно выработать теоретические основы собственного мировоззрения, поставить под вопрос мифы обыденного сознания, которые имеются у каждого человека и тем самым изменить способ собственного мышления и деятельности. Философское осмысление мира является неотъемлемой потребностью и свойством любого человека. Каждый, кто хоть раз задавался вопросами — что же такое мир, в котором мы живем; «что такое хорошо и что такое плохо; каким должно быть государственное устройство — по праву может назвать себя философом».
Литература:
Ильенков Э. В. Философия и культура. М., 1991.
Курбатов В. И. История философии. Конспект. Ростов н/Д., 1997. С. 3—10.
Контрольные вопросы и задания (практикум)
Что такое философия? Какие проблемы можно отнести к числу философских? Какие точки зрения об этом Вам известны? Проанализируйте следующие суждения:
«Удивление побуждает людей философствовать» (Аристотель).
«… Философия есть орган саморазвития человеческого духа» (Н. А. Бердяев).
«Род человеческий, от создания мира, задавался философскими вопросами, и, несмотря на тщету решений, периодически возвращался и возвращается к ним снова. Философия везде и всегда сопровождала умственную жизнь и была ее показателем» (К. Д. Кавелин).
Назовите культурно-исторические предпосылки возникновения философии. Имеется ли у философии свой язык и свои аргументы объяснения и доказательства? Чем они отличаются от обыденного языка и аргументации, а также от языка науки?
Философия — это культура разумного мышления.
Согласны ли Вы с этим утверждением? Если да, то прокомментируйте суждение Р. Декарта: «… философия (поскольку она распространяется на все доступное для человеческого познания) одна только отличает нас от дикарей и варваров, и каждый народ тем более гражданственен и образован, чем лучше в нем философствуют; поэтому нет для государства большего блага, как иметь истинных философов».
Назовите основные черты разумного мышления.
Каков главный (основной) предмет философии? Какова польза философских знаний? Как Вы понимаете следующее высказывание:
«Философия, отличаясь от прочих деятельностей человеческого духа, оживляет их все, сообщает им человеческую сторону, осмысливает их для человека. Без нее наука — сборник фактов, искусство — вопрос техники, жизнь — механизм. Философствовать — это развивать в себе человека как единое стройное существо» (Лавров П. Три беседы о современном назначении философии).
Опираясь на предыдущие высказывания, проанализируйте основные функции философского знания (познавательную, культурно-воспитательную, мировоззренческую, методологическую).
История философии в известном смысле выступает способом существования философского знания, которое систематизировано в разных философских учениях, школах. Чем можно объяснить многообразие философских учений, систем, школ? Как понять следующие высказывания Гегеля:
Как бы ни были различны философские учения и школы, «они все же имеют то общее между собой, что все они являются философскими учениями».
Конкретно-историческое состояние общественной жизни определяет «образ философии», ее исторические формы, так как философия — это «сознание и духовная сущность всего состояния народа».
Приблизительно XXV веков назад произошел самый резкий поворот в человеческой истории, связанный с возникновением философского построения действительности. Человеческий дух приобретает способность к самопознанию, к философской рефлексии. «В эту эпоху были разработаны основные категории, которыми мы мыслим до сих пор, заложены основы мировых религий, и сегодня определяющих жизнь людей: Во всех направлениях совершался переход к универсальности» (К. Ясперс).
Как Вы понимаете самопознание? Что такое философская рефлексия? Почему мы говорим, что философские категории являются всеобщими, универсальными понятиями, основой интеллекта, духовной культуры человечества? Назовите эти категории.
Аристотель как-то заметил, что нет науки бесполезней, чем философия, но нет науки и прекрасней ее. Какими же достоинствами (и функциями) должна обладать философия (греч. phileo — любовь и sophia — мудрость, буквально означает «любовь к мудрости»), чтобы заслужить столь парадоксальную характеристику?
Как понять в связи с этим следующее суждение:
«… С философствованием человек обретает свои истоки. Постоянная задача философии такова: стать подлинным человеком посредством понимания бытия; или, что то же самое, стать самим собой…» (К. Ясперс)?
Объясните по данной схеме структуру философского знания. Дайте общее определение онтологии, гносеологии. Какое место в этой структуре занимает логика? Что такое аксиология, этика и эстетика? Какое отношение имеют они к философии?
ф илософский метод есть система наиболее общих принципов подхода к теоретическому (рационализированному) исследованию действительности (мироустройства и отношения человека к миру — познавательное, ценностное, практическое). Дайте общую характеристику принципиальных различий двух основных философских методов — диалектики и метафизики.
- Философия Электронный учебно-методический комплекс
- Введение
- Организация управляемой самостоятельной работы студентов с первоисточниками
- Пояснительная записка
- Общие требования к формированию социально-личностных компетенций выпускника
- Цели и задачи учебных дисциплин интегрированного модуля «Философия»
- Структура содержания интегрированного модуля «Философия»
- Примерный тематический план дисциплины «Философия»
- Организация самостоятельной работы студентов
- Методы (технологии) обучения
- Диагностика сформированности компетенций студента
- Содержание интегрированного модуля «философия» учебная дисциплина «философия»
- Раздел I
- Раздел II
- Раздел I
- 2. Проблемное поле философии
- 3. Функции философии
- Задания и упражнения
- 1 .1. Исторические типы мировоззрения: миф, религия, философия
- 1.2. Особенности философии, ее предмет
- 1.3. Взаимосвязь философии и науки
- 1.4. Функции философии
- Модуль 2. Исторические типы классической философии
- 1. Предмет истории философии
- 2. Становление философии в культурах Древнего мира.
- 3. Философия Китая
- 4. Характер древнегреческой культуры и особенности античной философской традиции
- 5.Проблема первоначала в философии до сократиков.
- 6.Концепция отомизма и материалистические тенденции в древнегреческой философии
- 7.Рационально-идеалистичекое направление в классической античной философии (Сократ, Платон, Аристотель)
- 8.Проблема отношения человека и космоса в эллинистической философии
- 9. Статус и функции философии в средневековой европейской культуре
- 10.Соотношение разума и веры в философской традиции средних веков.
- 11.Философия Фомы Аквинского.
- 12. Философия эпохи Ренессанса.
- 13.Развитие гелиоцентрической модели Вселенной.
- 14. Философия и наука: поиски самоопределения философии в новоевропейской культуре.
- 15.Правила рационалистического метода р.Декарта.
- 16.Опытно-индуктивная методология ф.Бэкона.
- 17.Философская эпохи Просвещения.
- 18. Немецкая классическая философия и её роль в развитии европейской философской мысли.
- 19.Критическая философия и.Канта.
- 20.Диалектическая философия Гегеля.
- 21.Истоки и основные черты философии к.Маркса. Взаимосвязь философских, экономических и социально-политических идей в учении марксизма.
- Модуль 3. Становление и основные направления неклассической философии.
- 1.Основные исторические формы позитивистской философии: классический позитивизм, неопозитивизм, постпозитивизм.
- 2.Философия экзистенциализма, её основные темы.
- 3.Философская герменевтика как методология гуманитарного познания.
- Модуль 4. Философия и национальное самосознание. Философская мысль Беларуси.
- 1.Основные этапы развития философской мысли в Беларуси.
- Заключение.
- Раздел II. Основные проблемы современной философии. Модуль 5. Философия бытия.
- 1. Онтология как философское учение о бытии.
- 2. Основные структурные уровни организации материального бытия.
- 3. Пространственно-временная организация бытия.
- 4. Понятие природы. Естественная и искусственная среда обитания.
- 5. Глобальные проблемы современности
- Задания и упражнения
- 1.1. Категория "бытие", ее смысл и специфика
- 1.2. Материя и проблема субстанции в философии
- 4. Диалектика как философская теория развития. Исторические формы диалектики.
- 5. Категории диалектики. Диалектика и синергетика.
- Задания и упражнения
- 1.1. Диалектика, как философская теория развития.
- 1.2. Законы и категории диалектики
- Модуль 6. Философская антропология. Модуль 6. Философская антропология.
- 1.Оснолвные стратегии осмысления природы человека в классической философии.
- 2.Личность и общество.
- 3. Формы свободы. Внутренняя и внешняя свобода.
- 4.Философский анализ отчуждения: сущность, социально-исторические причины и формы
- 5. Проблема смысла жизни и смерти в духовном опыте современного человечества.
- 6. Ценности, их классификация и роль в жизни общества и человека
- 7. Многомерность и системная природа сознания. Сознание и эволюция форм отражения. Индивидуальное и общественное сознание.
- 8. Отражательно-информационная и социальная природа сознания
- 9.Активно-творческий характер сознания. Сознание и самосознание
- Задания и упражнения
- 1.1. Человек, индивид, личность
- 1.2. Характеристика и типология личности
- 1.3. Политическая система общества и личность
- 1.4. Проблема сознания в философии. Детерминанты сознания
- 1.5. Самосознание. Структура самосознания
- Модуль 7. Теория познания и философия науки.
- 1. Социально-историческая, деятельная природа знаний
- 2. Чувственное познание и его формы
- 3. Рациональное познание. Формы мышления
- 4. Понятие и объективность истины
- 5. Понятие практики. Практика - основной и всеобщий критерий истины
- 6. Методы и формы научного познания
- З адания и упражнения
- 1.1. Творчество - высшая форма познавательного отношения человека к миру
- 1.2. Роль подсознания в творчестве
- 1.3. Соотношение между субъектом и объектом творчества
- Модуль 8. Социальная философия.
- 1. Особенности познания социальной реальности.
- 2. Эволюция представления об обществе в истории философской мысли.
- 3. Общество как система. Основные сферы общественной жизни, их взаимосвязь.
- Гражданское общество и правовое государство - показатели цивилизованности общества
- 4.Социальные отношения. Природа социальных противоречий.
- 5. Формационная и цивилизационная парадигмы в философии истории.
- Задания и упражнения
- 1.1. Системная характеристика общества
- 1.2. Историческая закономерность и сознательная деятельность людей. Свобода и необходимость
- 1.3. Природа как объект философского анализа
- 1.4. Отношения в системе "общество - природа - человек"
- 1.5. Экологическая проблема. Формирование экологического сознания
- 1.6. Способ производства и две его стороны: производительные силы и производственные отношения
- 1.7. Производительные силы: элементы, структура и параметры
- 1.8. Производственные отношения
- 1.9. Диалектика производительных сил и производственных отношений
- 1.10. Общественное бытие и общественное сознание
- 1.11. Базис и надстройка
- 1.12. Проблема выделения типов общества
- 1.13. Элементы общественно-экономической формации
- 1.14. Структура общественно-экономической формации
- 1.15. Проблема развития общества. Критерии прогресса
- 1.16. Понятие "социальная группа". Системные представления социальной группы
- 1.17. Характеристика и типология социальных групп
- 1.18. Общая характеристика типов и форм общности людей
- 1.19. Общая характеристика семьи как общественного явления
- 1.20. Определение социальной организации
- 1.21. Понятия "класс" и "страта"
- 1.22. Типология классов и социальных слоев
- 1.23. Социально-классовая структура современного западного общества
- 1.24. Определение политической системы общества
- 1.25. Отношение политического управления к другим видам управленческой деятельности
- 1.26. Происхождение и сущность государства. Его основные признаки и функции. Власть и свобода
- Духовная подсистема.
- 6. Духовная жизнь общества, основные формы общественного сознания. Идеология, её роль в жизни общества.
- 7. Диалектика общественного и индивидуального сознания
- 8. Структура общественного сознания. Возникновение и развитие основных форм общественного сознания
- Задания и упражнения.
- 1.1. Определение общественного сознания
- 1.2. Уровни общественного сознания
- 1.3. Элементы и структура общественного сознания
- 1.4. Формы общественного сознания
- 1.5. Закономерности развития духовной жизни общества
- 1.6. Общественное и индивидуальное сознание
- 1.7. Определение обыденного сознания
- 1.8. Уровни обыденного сознания, его элементы и структура
- 1.9. Развитие обыденного сознания
- 1.10. Определение общественной психологии
- 1.11. Уровни общественной психологии
- 1.12. Элементы и структура общественной психологи.
- 1.13. Определение идеологии
- 1.14. Функции идеологии
- 1.15. Формы идеологии
- 9. Понятие культуры. Роль духовной культуры в жизни общества.
- Задания и упражнения
- 1.1. Определение культуры
- 1.2. Характеристика культуры. Элементы и структура культуры
- 1.3. Типология культуры
- 1.4. Роль науки в развитии культуры
- Вопрос 22
- Вопрос 25
- Вопрос 26
- Вопрос 1
- Вопрос 3
- Вопрос 4
- Вопрос 5
- Вопрос 6
- 3. Фрейд
- 4,5 Млрд. Лет
- Вопрос 15
- Вопрос 16
- Вопрос 17
- Вопрос 7
- Вопрос 8
- Вопрос 9
- Вопрос 12
- Вопрос 10
- К россворды:
- Практикумы Тема 1. Философия как социокультурный феномен
- Тема 2. Исторические типы классической философии
- Новоевропейская философия XVII-XVIII вв. Формирование и развитие естественно-правовой парадигмы социального знания
- Тема 3. Становление и основные стратегии развития постклассической философии
- Тема 4. Философия культуры
- Тема 5. Философия бытия
- Тема 6. Философия природы
- Тема 7. Проблема человека в философии и науке
- Тема 8. Сознания человека как предмет философского анализа
- Тема 9. Познание как ценность культуры и предмет философского анализа
- Тема 10. Философия и национальное самосознание. Философская мысль Беларуси. Русская философия
- Тема 11. Природа социальной реальности и основные стратегии исследования в философии
- Особенности мифологического мышления и генезис философии
- Философия и формирование космоцентрической парадигмы социального знания. Особенности исторического развития восточной философии
- История античной и средневековой философии. Формирование и развитие теоцентрической парадигмы социального знания
- Роль поздней схоластики и философской мысли эпохи Возрождения (XIV – нач. XVI вв.) в идейной подготовке великих научных и социальных революций в Европе (20-е годы XVI – первая пол. XVII вв.)
- История философии конца XVIII – начала XX вв. Формирование и развитие культуро-исторической парадигмы социального знания
- Заключение. Философия и ценностные приоритеты в культуре XXI века
- Уровни организации материи