Роль мультимедийных презентаций в логопедической работе по формированию префиксального словообразования глаголов у старших дошкольников с общим недоразвитием речи
Данещик Ю.С., магистрантка
(г. Минск, УО «БГПУ им. М. Танка»)
Научный руководитель – Дроздова Н.В., кандидат педагогических наук, доцент
Изучением проблемы формирования словообразования у дошкольников с общим недоразвитием речи (ОНР) занимались О.Е. Громова, Г.И. Жаренкова, В.А. Ковшиков, Р.И. Лалаева, Р.Е. Левина, В.И. Логинова, Н.В. Серебрякова, Е.Ф. Соботович и др. [5]. В их исследованиях рассматривается в большей степени именное словообразование с использованием суффиксальных деривационных средств, в то время как образование глагольного класса представляет собой одно из звеньев словообразовательной системы русского языка и именно префиксация является главным, определяющим способом деривации в сфере глагольного класса. Кроме того, приставочные глаголы служат обширной базой для образования слов других лексико-грамматических классов – существительных и прилагательных. Именно глаголу в лингвистической литературе отводится центральная роль в организации синтаксических единиц, являющихся структурными элементами коммуникативной единицы – предложения.
Вследствие процессов компьютеризации и информатизации современного общества, позволяющих значительно повысить эффективность коррекционно-образовательного процесса, а также индивидуализировать обучение детей с нарушениями речи, наблюдается высокий интерес к использованию информационных технологий в качестве одного из средств логопедической работы. Мультимедийные презентации предоставляют широкие возможности в достижении учителем-логопедом определенных словообразовательных задач.
С целью выявления отношения учителей-логопедов к использованию информационно-компьютерных технологий (ИКТ) в логопедической практике с дошкольниками проводилось анкетирование. В нём принимали участие 27 человек. По полученным результатам выявлено:
- 78% педагогов ответили, что у них нет возможности использовать ИКТ на занятиях, у 15% - есть такая возможность, и у 7% - не всегда есть;
- 78% учителей-логопедов не используют ИКТ на своих занятиях, 15% - иногда используют, 7% - используют регулярно;
- 67% анкетируемых уместным считают использование ИКТ на этапе закрепления материала, 15% - на этапе объяснения нового материала, 7% - подведения итогов (рефлексивном этапе), 11% - на организационном;
- наибольшее предпочтение учителя-логопеды отдают обучающим компьютерным играм (37%), далее – мультимедийным презентациям (22%), слайдшоу (22%), затем – компьютерным играм (19%);
- педагоги используют на занятиях следующие виды работ с применением ИКТ: демонстрация материала во время занятия на мониторе компьютера (ноутбука) – 19%, демонстрация материала во время занятия с использованием мультимедийного проектора – 7%, предлагаемые материалы используют в качестве домашнего задания родителям – 7%, самостоятельная работа детей на персональном компьютере – 4%, остальные (63%) - не используют;
- основными задачами использования ИКТ в работе учителя-логопеда видят: повышение мотивации у детей с нарушениями речи на логопедических занятиях (78%), развлекательная минутка (11%), повышение престижа логопедических занятий в глазах коллег и родителей (7%), обучение детей практическим умениям работы с компьютером (4%);
- учителя-логопеды, не использующие ИКТ на своих занятиях, объясняют это: неимением компьютера и других средств для занятия (67%), неимением достаточно знаний о теории и методике использования ИКТ (15%), неимением желания использовать ИКТ (11%), неумением работать с компьютером (7%);
- на вопрос о том, хотели бы анкетируемые использовать ИКТ на своих занятиях, 74% - ответили положительно, 15% - не могут определиться (не знают), 11% - не заинтересованы в данном виде работы.
В целом, отношение учителей-логопедов к использованию ИКТ на логопедических занятиях можно характеризовать как положительное (48% считают обязательным), только 22% - не видят необходимости, 19% - считают уместным использование ИКТ в рамках кружка и 11% - относятся положительно и предлагают использование ИКТ на занятиях выборочно.
Для формирования умения образовывать глаголы префиксальным способом у старших дошкольников с общим недоразвитием речи могут использоваться компьютерные мультимедийные презентации, которые с помощью анимации предоставляют возможность визуализации действия глаголов движения.
Программа PowerPoint 2003(2007), входящая в состав пакета офисных приложений MicrosoftOffice, позволяет самостоятельно создавать и демонстрировать компьютерные мультимедийные презентации. Компьютерная мультимедийная презентация – это последовательность слайдов, объединённых общей тематикой. Слайдами в PowerPoint называются страницы с визуальной информацией [4].
Использование мультимедийных презентаций на логопедических занятиях с дошкольниками сочетает в себе много компонентов, необходимых для успешного их обучения. Это и телевизионное изображение, и анимация, и звук, и графика. Фрагменты занятий, на которых используются презентации, отражают один из главных принципов создания современного занятия – принцип фасциации (принцип привлекательности). Достаточно широкое распространение мультимедиа проекторов позволяет значительно увеличить наглядность за счёт использования учителем-логопедом в ходе занятия мультимедиа презентации.
Применение на занятии компьютерных упражнений различного уровня сложности, проверочных игровых работ и других видов заданий позволит учителю-логопеду за короткое время получать объективную картину уровня усвоения изучаемого материала и своевременно его скорректировать. Занятия с использованием мультимедийных презентаций не только оживляет учебный процесс (что особенно важно, если учитывать психологические особенности старшего дошкольного возраста, в частности длительное преобладание наглядно-образного мышления над абстрактно-логическим), но и повышают мотивацию обучения.
Дети с ОНР испытывают трудности в образовании префиксальных глаголов, не различают тех действий, которые представлены на картинках (в частности, глаголов движения). И данном случае мультимедийные презентации предоставляют широкие возможности в достижении учителем-логопедом определенных словообразовательных задач. С помощью анимированной картинки (глагола движения), представленной в мультимедийной презентации, детям будет понятнее значение того или иного глагола, которое обычная картинка не всегда способна адекватно отобразить.
Технология создания презентаций в программе MicrosoftPowerPoint не требует углубленных знаний и навыков программирования, доступно, при желании и наличии материальной базы, практически всем педагогам. Необходимые фото- и видеоматериалы можно найти в Интернете или собрать самостоятельно и с помощью родителей.
Применение презентаций на логопедических занятиях интересно большинству детей и, что немаловажно, самому педагогу. Как правило, процесс усвоения того или иного материала заключается в многократном повторении одних и тех же примеров, вызывающих у детей утомление и пресыщение однообразной деятельностью. Компьютерные презентации способны оживить этот процесс за счёт новизны, реалистичности и динамичности изображения, использования анимированных изображений, внесения элементов игры, что стимулирует ребёнка к выполнению задания. Правильно подобранные с учётом зоны актуального и ближайшего развития ребёнка задания дают ему возможность наглядно увидеть результат своих усилий, повысить самооценку, снизить неуверенность, боязнь ошибиться, тревожность [1].
Создание учебной презентации для дошкольников с ОНР имеет ряд особенностей. Согласно действующим санитарно-эпидемиологическим нормам занятия на компьютере с дошкольниками 5-6 лет могут проводиться 2-3 раза в неделю по 10-15 минут, поэтому просмотр и обсуждение презентации не могут длиться дольше этого времени. После занятий необходима небольшая гимнастика для глаз.
Фон презентаций лучше выбирать однотонный, не отвлекающий внимания от содержания слайда, спокойных, не раздражающих зрение цветов. Меняя его несколько раз в течение презентации, логопед удерживает непроизвольное внимание детей. Иллюстрации должны быть крупными и реалистичными, не перегруженные лишними деталями. Недопустимо использовать нерезкие фотографии, изображения, способные вызывать у детей испуг или неприязнь. Умеренное применение спецэффектов помогает удерживать внимание на экране компьютера, повышает интерес, создаёт положительный эмоциональный настрой, однако чрезмерное увлечение ими приводит к обратному эффекту: занятие затягивается, у детей быстро наступают пресыщение и утомление [2].
Содержание презентаций зависит от целей и вида занятий. Согласно санитарно-эпидемиологическим нормам, недопустимо, чтобы за компьютером одновременно занимались более одного ребёнка. Следовательно, использовать компьютер на подгрупповых и групповых занятиях можно только при наличии специального оборудования: мультимедийного проектора и экрана, достаточно большого монитора и пр.
Предлагаемый лексический материал должен быть доступен как по семантике, так и по слоговой структуре. Входящие в презентацию задания должны способствовать развитию мотивации достижения, созданию ситуации успешности. Выяснено, что дети лучше воспринимают несколько коротких заданий, чем одно длинное. Удобно, если каждая презентация посвящена какой-то одной лексической теме.
Структура презентации может выглядеть следующим образом:
1) название;
2) информация для учителей-логопедов: цель презентации, для кого предназначена, на какой возраст рассчитана;
3) текстовый материал, представленный в сюжетной форме;
4) картинки с анимацией (и звуком), помогающие ребёнку образовать тот или иной префиксальный глагол.
Задания могут содержать упражнения на развитие памяти, зрительного восприятия, преобразование слов, согласование их в роде [1].
Таким образом, мультимедийные презентации могут выступать как альтернативное средство работы с дошкольниками, имеющими ОНР, не исключая традиционных приемов и форм работы, а дополняя и привнося разнообразие в их содержание.
Список цитированных источников:
Вренева, Е.П. Ресурсы информационно-компьютерных технологий в обучении дошкольников с нарушениями речи // Логопед / Е.П. Вренева. – 2010. – №5. – С. 46–52.
Глушкова, Е.К., Леонова Л.А. и др. Гигиенические требования к занятиям дошкольников. // Информатика и образование. – 1990 – № 6. – С. 102–104.
Глушкова, Е.К. Компьютер в детском саду. // Дошкольное воспитание / Е.К. Глушакова, И.П. Леонова. – 1990. – №10 – С. 44–49.
Ланге, П. Мультимедиа как зеркало будущего информационного общества / П. Ланге, А. Барон. // СРЕДА. – 1996. – № 5–6. – С. 48–54.
Сулима, И.А. Формирование префиксального глагольного словообразования как структурно-смыслового компонента предложений и сочетаний слов у младших школьников с ЗПР: автореф. дис. …канд. пед. наук: 07.09.03 / И.А. Сулима,– М., 2001. – 22 с.
- С.Л. Богомаз, н.И. Бумаженко, о.В. Данич, с.А. Карташев, а.Н. Акулович
- Предисловие
- Часть III. Теория и методика
- Специального образования
- Своеобразие коммуникативной деятельности
- У детей с интеллектуальной недостаточностью
- Школьная адаптация первоклассников с общим недоразвитием речи в личностной сфере
- Начальные этапы коррекционной работы
- Социализация детей с интеллектуальной недостаточностью
- Практическая работа с семьей ребенка с аутизмом
- Работа с семьей детей с рда
- Особенности развития личности школьников с интеллектуальной недостаточностью в условиях обучения во вспомогательной школе
- К вопросу изучения самоконтроля и его формирования у младших школьников с тяжелыми нарушениями речи
- Особенности взаимодействия дошкольного учреждения с семьями детей с нарушениями зрения
- Моделирование как способ познавательного развития младших школьников с нарушениями зрения
- К проблеме формирования коммуникативных умений у дошкольников с тяжелыми нарушениями речи в условиях образовательной интеграции
- Особенности реабилитации детей после кохлеарной имплантации
- Педагогические условия гендерного воспитания дошкольников с нарушениями зрения
- Своеобразие эмоциональной сферы младших школьников с интеллектуальной недостаточностью: теоретический аспект
- Коррекция специальной готовности к школе детей с нарушением зрения
- Взаимосвязь стиля материнского воспитания и восприятия взаимоотношений в семье школьниками с нарушением зрения
- Формирование у учащихся первого отделения вспомогательной школы практической математической компетенции
- Роль мультимедийных презентаций в логопедической работе по формированию префиксального словообразования глаголов у старших дошкольников с общим недоразвитием речи
- Электронный справочник для педагогов и родителей детей с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью и нарушениями зрения
- Использование дыхательной гимнастики
- Занятиях
- В процессе коррекционно-педагогической работы с детьми раннего возраста с фактором риска в речевом развитии
- Офтальмотренажеры как средство развития зрительного восприятия младших школьников с нарушениями зрения
- Особенности осязательной деятельности тотально слепых младших школьников
- Методика проведения была следующей:
- У учащихся с интеллектуальной недостаточностью
- Особенности адаптации к школе детей с речевой патологией
- В работе с дошкольниками с онр
- Особенности поведения в конфликтных ситуациях подростков с нарушением слуха
- Метод наглядного моделирования в коррекционно-педагогической работе с дошкольниками с общим недоразвитием речи
- Использование невербальных средств общения педагогами в школе-интернате для детей с нарушением слуха в образовательном процессе
- Особенности сенсорно-перцептивной сферы школьников с интеллектуальной недостаточностью
- Формирование номинативной функции речи у дошкольников с нарушениями зрения
- Формирование профессиональных навыков у студентов-дефектологов в рамках программы «от студента к специалисту»
- Фрагмент программы «от студента к специалисту»
- Особенности формирования диалогической речи старших дошкольников с нарушениями зрения в процессе сюжетно-ролевой игры
- Возможности использования метода проектов в экологическом образовании дошкольников с нарушениями зрения
- К проблеме обучения младших школьников с интеллектуальной недостаточностью рассуждению как типу связной речи
- Дифференциальная диагностика моторной алалии и схожих состояний
- Особенности общения школьников с интеллектуальной недостаточностью
- Школьников с интеллектуальной недостаточностью
- Выявление факторов риска в речевом развитии у детей раннего возраста
- Игровая деятельность дошкольников с особенностями психофизического развития
- Формирование диалогической речи у учащихся с интеллектуальной недостаточностью
- Особенности лексики дошкольников с трудностями в обучении, воспитывающихся в детских домах
- Социальное становление личности младших школьников с тяжелыми нарушениями речи
- Исследование памяти детей младшего школьного возраста с интеллектуальной недостаточностью
- Особенности памяти детей с особенностями психофизического развития
- Организация культурно-досуговой деятельности молодых инвалидов как одно из условий их успешной социализации
- У детей с интеллектуальной недостаточностью
- Экспериментальное изучение памяти у детей с интеллектуальной недостаточностью
- Метод релаксации в коррекционной работе с детьми старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи
- Анализ феномена материнской депривации:
- Интерактивные презентации power point как средство формирования пространственных представлений у младших школьников с нарушениями зрения
- Особенности формирования самооценки у детей с нарушениями зрения
- Часть IV. Социальные проблемы современного общества и пути их решения специфика национального усыновления
- Детская и молодежная политика в швейцарии
- Приоритетные направления социальной работы в сша
- К вопросу о свободе человека как объекта преступных посягательств в преступлениях против личной свободы
- К вопросу об основных подходах к пониманию правовой культуры
- Анализ проблемы профессионального становления в психологических исследованиях
- Международно-правовые основы противодействия торговле детьми, детской проституции и детской порнографии
- Актуальные вопросы совершенствования преподавания правовых дисциплин
- Государство и личность: взаимная ответственность
- Профилактики подросткового алкоголизма
- О состоянии преступности несовершеннолетних в беларуси и россии (опыт сравнительного анализа)
- Особенности методики расследования преступлений, совершенных молодежными организованными группами и преступными организациями
- Бытовой терроризм, как проблема современного общества
- С коррупцией
- Сравнительная характеристика деятельности волонтерских организаций в республике беларусь и в республике туркменистан
- Психологическое сопровождение молодежной субкультуры как основа психологического здоровья нации
- Международно-правовая защита прав женщин на современном этапе
- Конституционная характеристика государства как светского в зарубежных странах
- Проблемы института семьи в республике беларусь на современном этапе
- Мотивы выбора профессии
- К вопросу о защите прав несовершеннолетних участников уголовного процесса
- Одинокого материнства
- Антиципационные способности студентов педагогических специальностей.
- К вопросу о необходимости изучения основ предпринимательской деятельности в общеобразовательных учреждениях
- Приобретение гражданства детьми в республике беларусь
- Модель социально-педагогической работы с семьями, находящимися в социально опасном положении
- Социальный интеллект в структуре профессиограммы менеджеров
- Формирование имиджа специалиста по социальной работе
- Правовая охрана материнства в республике беларусь
- Ценностные ориентации студентов-медиков в структуре образовательного пространства
- К вопросу о криминалистической характеристике преступлений, связанных с незаконным оборотом оружия, боеприпасов и взрывчатых веществ
- Сущность рыночной экономики в современных условиях и роль государства в экономической политике
- К вопросу о программе непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи в республике беларусь на 2011–2015 годы
- Роль социально-педагогических технологий в профессиональной подготовке студенческой молодежи к осознанному родительству
- Правовые основы формирования готовности студенческой молодежи к семейной жизни
- Последствия лишения родительских прав
- Сравнительный анализ института усыновления в республике беларусь и зарубежных странах
- К вопросу об истории дисциплинарной ответственности обучающихся в республике беларусь
- Социальное обслуживание лиц старших возрастных групп
- Причины правонарушений несовершеннолетних
- Находящихся в неблагоприятных семейных условиях
- Отношение современной молодежи к проблемам социальной рекламы
- К вопросу об определении сексуальных действий при характеристике насильственных действий сексуального характера
- Роль органов местного управления и самоуправления в области образования
- О совершенствовании уголовного законодательства с учетом гендерных аспектов
- Формирование профессиональной компетентности социального педагога в области защиты прав ребенка
- Утрата права пользования жилым помещением несовершеннолетним
- Виды соучастников преступления
- Применение интерактивных средств при изучении правовых дисциплин (на примере дисциплины «Криминалистика»)
- Позитивная дискриминация по половому признаку (гендерная ассимметрия) как принцип уголовного законодательства
- К вопросу о преподавании курса «правовое регулирование национальной безопасности республики беларусь»
- Содержание
- Часть III. Теория и методика специального образования
- Часть IV. Социальные проблемы современного общества и пути их решения
- Мир детства в современном образовательном пространстве
- 210038, Г. Витебск, Московский проспект, 33.