logo search
УМК Методика преподавания предмета ОМ

Тема 6. Содержание и принципы обучения младших школьников в курсе «Окружающий мир».

Ключевые понятия: учебная программа, учебный план, учебно-методический комплекс, концентрический и тематический принцип построения программ, принципы обучения, учебная задача, дидактический аппарат.

Содержание курса «Окружающий мир» в начальной школе и его интегративный характер. Специфика содержания двух образовательных областей компонента «Окружающий мир. Сущность принципов обучения в предмете «Окружающий мир».

Общедидактические принципы обучения младших школьников и их учет в преподавании курса «Окружающий мир»: систематичность и последовательность, научность и доступность, связь с практикой, сознательность, творческая активность в обучении, наглядность, прочность усвоения знаний, индивидуализация обучения, дифференциация и др.

Специфические принципы отбора учебного материала курса «Окружающий мир»: сезонность, краеведческий, экологический, педоцентрический, культурологический, «биосферной этики» и т.д. Методическая переработка и осмысление содержания начального естественнонаучного, обществоведческого и культурологического учебного материала с позиций деятельностного подхода в обучении.

Содержание программы по предмету «Окружающий мир» в начальной школе и вариативность его изучения. Уровневый характер содержания программы по предмету (базовый, естественнонаучный, общественно-исторический и социально-гуманитарный). Резервы времени и их распределение по вариантам в зависимости от акцентируемого компонента. Решение основных задач образования, воспитания и развития детей в процессе реализации содержания курса «Окружающий мир».

Аналитический обзор содержания и принципов построения учебного материала поливариативных УМК: «Школа ХХ1 века» - «Окружающий мир» (Н. Ф. Виноградова), УМК «Школа России» - учебный курс с экологической направленностью «Зеленый дом» (А. А. Плешаков), «Окружающий мир»(А.А.Плешаков, Е.А.Крючкова); УМК «Школа 2100» - « Мир и человек» (А. А. Вахрушев, О. В. Бурский, А. С. Раутиан); «Мы и окружающий мир» (Н. Я Дмитриева, А. В. Казаков) (дидактическая система Л. В. Занкова); УМК «Перспектива» - «Окружающий мир»(Новицкая, Плешаков А.А.) ,УМК «Гармония» - «Окружающий мир» (О. Т. Поглазова, В. Д. Шилин), УМК «Начальная инновационная школа» «Окружающий мир» - В.А.Самкова и других.

Структура, содержание учебных изданий и их дидактическое наполнение в соответствии с требованиями ФГОС НОО (учебники, рабочие тетради, тетради для самостоятельных и проверочных работ, атласы, электронные материалы и другие учебные пособия для организации учебной деятельности учащихся). Методический анализ содержания и дидактического аппарата этих материалов с позиций соответствия требованиям ФГОС НОО для развития у учащихся умения учиться, осуществлять информационный поиск, самостоятельную учебную работу с использованием методов, соответствующих данной предметной области: наблюдения, опыты и др.

Специфические особенности деятельности учащихся при изучении материала курса «Окружающий мир», внутрипредметные и межпредметные связи.