У учащихся с интеллектуальной недостаточностью
Крутова Ю.И., студентка 5 курса
(г. Минск, УО «БГПУ им. М. Танка»)
Научный руководитель – Гриханов В.П., кандидат педагогических наук, доцент
Формирование у учащихся с интеллектуальной недостаточностью практической математической компетенции (В.П. Гриханов, Е.А. Жук) является составной частью ключевых компетенций, определяющих сущность коррекционно – образовательного процесса с учащимися, ориентированного на социальные компетенции как результат учебно – воспитательного процесса.
Рассматривая теоретические и практические аспекты компетентностной основы обучения математике детей с интеллектуальной недостаточностью, необходимо отметить, что практическая математическая компетенция определяется как жизненная компетенция, обеспечивающая предпосылки для формирования личности, способной к самостоятельной жизни.
В предметной области математики В.П. Гриханов, Е.А. Жук определяют практическую математическую компетенцию, ключевыми компонентами которой являются базовый, практический, функциональный. Базовый компонент в математике определяется программой, практический компонент включает формирование у детей умений использовать математику в задачах бытового характера, в процессе решения прикладных задач, функциональный компонент компетенции - «узнавание» математики в окружающей действительности и её использование.
Компетентностный подход акцентирует внимание на развитии практически целесообразной деятельности учащихся, выдвигая на первый план общие и специальные умения, непосредственно воcтребуемые в жизни и последующем профессиональном образовании. Компетентностный подход означает, что предметом изучения является реальная действительность. Изучаются реальные объекты, а не их схемы и заменители. Ученики погружаются в мир реальных отношений. В результате у школьников будут формироваться обусловленные реальной практикой способы деятельности.
Значимость и актуальность определения компетентностной основы обучения и воспитания учащихся с интеллектуальной недостаточностью обосновывается в работах А.Н. Коноплевой, Т.Л. Лещинской, Т.В. Лисовской относительно предметной области математики (исследования В.П. Гриханова, Е.А. Жук). Исследование установило, что не существует корреляции между базовым и практико – функциональным компонентами практической математической компетенции, т.е. формированием знаний, умений и возможностью их актуализировать и использовать в различных жизненных ситуациях.
Это предопределило выбор темы исследования, целью которого явилось выявление особенностей и определение содержания практико - функционального компонента практической математической компетенции как социального.
В экспериментальном исследовании приняло участие 12 учащихся старшего школьного возраста с интеллектуальной недостаточностью 8-го класса вспомогательной школы № 11 г. Минска (первое отделение).
Констатирующий эксперимент включал выполнение учащимися двух групп заданий, которые позволили выявить уровни сформированности у учащихся знаний, умений по каждому компоненту практической математической компетенции.
Уровень сформированности базового компонента компетенции выявлялся на основе выполнения учащимися заданий, требующих умения читать числа, выполнять арифметические действия (сложение, вычитание, умножение, деление), сравнивать числа между собой. Уровень сформированности практико-функционального компонента компетенции выявлялся на основе выполнения заданий учениками, не требующих от них умения оперировать числовыми данными, знания таблицы умножения, умения решать арифметические задачи и т.д.
Рассмотрели содержание основных компонентов практической математической компетенции:
Базовый компонент:
Прочитай числа:
2150, 20050; 7020, 7020
Сравни числа. Назови, какое число больше, какое меньше.
6230 7230
80500 80050
Вычисли:
543+123 2000 2
786-124 48000:2
Практико - функциональный компонент:
В подъезде дома квартиры с номерами 14-31. Есть ли в этом подъезде квартиры с номерами 13, 16, 20, 30?
Сколько стоит талон на проезд в автобусе, троллейбусе? Вычисли, сколько должны оплатить за проезд три взрослых человека.
Вычисли стоимость 100 г конфет по цене за 1 кг 60000 р.
В качестве критериев сформированности практической математической компетенции рассматривались: правильность выполнения заданий; степень самостоятельности учащихся при выполнении заданий; принятие помощи учениками в случае затруднений при выполнении заданий.
Ученикам предлагались следующие виды помощи: повторение, уточнение инструкции; представление задания в наглядной форме; выполнение задания после показа педагогом.
Для исследования зависимости между базовым и практико - функциональным компонентами практической математической компетенции использовался метод математической статистики (корреляционный анализ), который позволяет определить степень отношения между интересующими нас компонентами компетенции. Результаты показали, что существование определенной зависимости между базовым и практико - функциональным компонентами практической математической компетенции не подтверждается.
Таким образом, количественные показатели результатов эксперимента показали следующее: средний показатель уровня сформированности базового компонента практической математической компетенции составляет 40,9 %. Средний показатель уровня сформированности практико - функционального компонента составляет 29,15 %. Также было выявлено, что у 66,7% учащихся уровень сформированности базового компонента компетенции низкий, у 33,3% учащихся – средний, а у 100% учащихся (у всех учеников, принявших участие в экспериментальном исследовании) уровень сформированности практико - функционального компонента компетенции низкий.
Таким образом, состояние сформированности практической (жизненной) математической компетенции, в целом, характеризуется как фрагментарное, отсутствием наполняемости и корреляции между ключевыми её компонентами.
Качественный анализ исследования выявил, что ни один из учеников, принявших участие в экспериментальном исследовании, не выполнил ни одно из предложенных заданий самостоятельно с пояснением. В основном учащиеся выполняли задания и поясняли их выполнение с помощью.
Список цитированных источников:
1. Коноплева, А.Н. Стандартизация специального образования на компетентностной основе / А.Н. Коноплева, Т.Л. Лещинская, Т.В. Лисовская // Веснік Адукацыі. – 2009. – № 6. – с. 12 – 18.
- С.Л. Богомаз, н.И. Бумаженко, о.В. Данич, с.А. Карташев, а.Н. Акулович
- Предисловие
- Часть III. Теория и методика
- Специального образования
- Своеобразие коммуникативной деятельности
- У детей с интеллектуальной недостаточностью
- Школьная адаптация первоклассников с общим недоразвитием речи в личностной сфере
- Начальные этапы коррекционной работы
- Социализация детей с интеллектуальной недостаточностью
- Практическая работа с семьей ребенка с аутизмом
- Работа с семьей детей с рда
- Особенности развития личности школьников с интеллектуальной недостаточностью в условиях обучения во вспомогательной школе
- К вопросу изучения самоконтроля и его формирования у младших школьников с тяжелыми нарушениями речи
- Особенности взаимодействия дошкольного учреждения с семьями детей с нарушениями зрения
- Моделирование как способ познавательного развития младших школьников с нарушениями зрения
- К проблеме формирования коммуникативных умений у дошкольников с тяжелыми нарушениями речи в условиях образовательной интеграции
- Особенности реабилитации детей после кохлеарной имплантации
- Педагогические условия гендерного воспитания дошкольников с нарушениями зрения
- Своеобразие эмоциональной сферы младших школьников с интеллектуальной недостаточностью: теоретический аспект
- Коррекция специальной готовности к школе детей с нарушением зрения
- Взаимосвязь стиля материнского воспитания и восприятия взаимоотношений в семье школьниками с нарушением зрения
- Формирование у учащихся первого отделения вспомогательной школы практической математической компетенции
- Роль мультимедийных презентаций в логопедической работе по формированию префиксального словообразования глаголов у старших дошкольников с общим недоразвитием речи
- Электронный справочник для педагогов и родителей детей с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью и нарушениями зрения
- Использование дыхательной гимнастики
- Занятиях
- В процессе коррекционно-педагогической работы с детьми раннего возраста с фактором риска в речевом развитии
- Офтальмотренажеры как средство развития зрительного восприятия младших школьников с нарушениями зрения
- Особенности осязательной деятельности тотально слепых младших школьников
- Методика проведения была следующей:
- У учащихся с интеллектуальной недостаточностью
- Особенности адаптации к школе детей с речевой патологией
- В работе с дошкольниками с онр
- Особенности поведения в конфликтных ситуациях подростков с нарушением слуха
- Метод наглядного моделирования в коррекционно-педагогической работе с дошкольниками с общим недоразвитием речи
- Использование невербальных средств общения педагогами в школе-интернате для детей с нарушением слуха в образовательном процессе
- Особенности сенсорно-перцептивной сферы школьников с интеллектуальной недостаточностью
- Формирование номинативной функции речи у дошкольников с нарушениями зрения
- Формирование профессиональных навыков у студентов-дефектологов в рамках программы «от студента к специалисту»
- Фрагмент программы «от студента к специалисту»
- Особенности формирования диалогической речи старших дошкольников с нарушениями зрения в процессе сюжетно-ролевой игры
- Возможности использования метода проектов в экологическом образовании дошкольников с нарушениями зрения
- К проблеме обучения младших школьников с интеллектуальной недостаточностью рассуждению как типу связной речи
- Дифференциальная диагностика моторной алалии и схожих состояний
- Особенности общения школьников с интеллектуальной недостаточностью
- Школьников с интеллектуальной недостаточностью
- Выявление факторов риска в речевом развитии у детей раннего возраста
- Игровая деятельность дошкольников с особенностями психофизического развития
- Формирование диалогической речи у учащихся с интеллектуальной недостаточностью
- Особенности лексики дошкольников с трудностями в обучении, воспитывающихся в детских домах
- Социальное становление личности младших школьников с тяжелыми нарушениями речи
- Исследование памяти детей младшего школьного возраста с интеллектуальной недостаточностью
- Особенности памяти детей с особенностями психофизического развития
- Организация культурно-досуговой деятельности молодых инвалидов как одно из условий их успешной социализации
- У детей с интеллектуальной недостаточностью
- Экспериментальное изучение памяти у детей с интеллектуальной недостаточностью
- Метод релаксации в коррекционной работе с детьми старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи
- Анализ феномена материнской депривации:
- Интерактивные презентации power point как средство формирования пространственных представлений у младших школьников с нарушениями зрения
- Особенности формирования самооценки у детей с нарушениями зрения
- Часть IV. Социальные проблемы современного общества и пути их решения специфика национального усыновления
- Детская и молодежная политика в швейцарии
- Приоритетные направления социальной работы в сша
- К вопросу о свободе человека как объекта преступных посягательств в преступлениях против личной свободы
- К вопросу об основных подходах к пониманию правовой культуры
- Анализ проблемы профессионального становления в психологических исследованиях
- Международно-правовые основы противодействия торговле детьми, детской проституции и детской порнографии
- Актуальные вопросы совершенствования преподавания правовых дисциплин
- Государство и личность: взаимная ответственность
- Профилактики подросткового алкоголизма
- О состоянии преступности несовершеннолетних в беларуси и россии (опыт сравнительного анализа)
- Особенности методики расследования преступлений, совершенных молодежными организованными группами и преступными организациями
- Бытовой терроризм, как проблема современного общества
- С коррупцией
- Сравнительная характеристика деятельности волонтерских организаций в республике беларусь и в республике туркменистан
- Психологическое сопровождение молодежной субкультуры как основа психологического здоровья нации
- Международно-правовая защита прав женщин на современном этапе
- Конституционная характеристика государства как светского в зарубежных странах
- Проблемы института семьи в республике беларусь на современном этапе
- Мотивы выбора профессии
- К вопросу о защите прав несовершеннолетних участников уголовного процесса
- Одинокого материнства
- Антиципационные способности студентов педагогических специальностей.
- К вопросу о необходимости изучения основ предпринимательской деятельности в общеобразовательных учреждениях
- Приобретение гражданства детьми в республике беларусь
- Модель социально-педагогической работы с семьями, находящимися в социально опасном положении
- Социальный интеллект в структуре профессиограммы менеджеров
- Формирование имиджа специалиста по социальной работе
- Правовая охрана материнства в республике беларусь
- Ценностные ориентации студентов-медиков в структуре образовательного пространства
- К вопросу о криминалистической характеристике преступлений, связанных с незаконным оборотом оружия, боеприпасов и взрывчатых веществ
- Сущность рыночной экономики в современных условиях и роль государства в экономической политике
- К вопросу о программе непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи в республике беларусь на 2011–2015 годы
- Роль социально-педагогических технологий в профессиональной подготовке студенческой молодежи к осознанному родительству
- Правовые основы формирования готовности студенческой молодежи к семейной жизни
- Последствия лишения родительских прав
- Сравнительный анализ института усыновления в республике беларусь и зарубежных странах
- К вопросу об истории дисциплинарной ответственности обучающихся в республике беларусь
- Социальное обслуживание лиц старших возрастных групп
- Причины правонарушений несовершеннолетних
- Находящихся в неблагоприятных семейных условиях
- Отношение современной молодежи к проблемам социальной рекламы
- К вопросу об определении сексуальных действий при характеристике насильственных действий сексуального характера
- Роль органов местного управления и самоуправления в области образования
- О совершенствовании уголовного законодательства с учетом гендерных аспектов
- Формирование профессиональной компетентности социального педагога в области защиты прав ребенка
- Утрата права пользования жилым помещением несовершеннолетним
- Виды соучастников преступления
- Применение интерактивных средств при изучении правовых дисциплин (на примере дисциплины «Криминалистика»)
- Позитивная дискриминация по половому признаку (гендерная ассимметрия) как принцип уголовного законодательства
- К вопросу о преподавании курса «правовое регулирование национальной безопасности республики беларусь»
- Содержание
- Часть III. Теория и методика специального образования
- Часть IV. Социальные проблемы современного общества и пути их решения
- Мир детства в современном образовательном пространстве
- 210038, Г. Витебск, Московский проспект, 33.