logo search
Конференция_мир детства_2

Антиципационные способности студентов педагогических специальностей.

Костюк Н.Ч., аспирант 3 курса

(г. Минск, УО «БГПУ им. М. Танка»)

Научный руководитель – Белановская О.В., кандидат психологических наук,

доцент

В последнее время в отечественной и зарубежной науке особое внимание исследователей привлекает антиципация человека как способность действовать и принимать те или иные решения с определенным временно-пространственным упреждением в отношении ожидаемых будущих событий. Она имеет универсальное значение для всех форм человеческой деятельности, являясь основой целеполагания, целеобразования, планирования. В антиципации проявляются когнитивная, регулятивная и коммуникативная функции психического [3].

В науке подробно исследованы следующие аспекты проблемы антиципации: нейрофизиологические, психофизиологические основы (И.П. Павлов, П.К. Анохин) роль антиципации в обеспечении познавательных психических процессов (А.В. Брушлинский, М.И. Воловикова, И.М. Фейгенберг и др..), особенности вероятностного прогнозирования в норме и патологии (И.М. Фейгенберг, В.Д. Менделевич, др.), развитие антиципации в онтогенезе (Е.А. Сергиенко, Л.А. Регуш), коммуникативная антиципация педагогов (И.Г. Батраченко).  

Тем не менее, проблема развития прогностических способностей на разных этапах онтогенеза, в различных условиях деятельности, социальных институтах, коммуникативный аспект антиципации остаются недостаточно изученными. Проблема антиципации в общении не получила пока должного научного освещения.

Антиципация есть тот психический механизм, посредстве которого происходит детерминация будущего процесса общения. Общение можно рассматривать как процесс постановки и решения коммуникативной задачи, когда необходимо исходную коммуникативную ситуацию преобразовать в потребную будущую при посредстве механизма антиципации. Антиципация в общении выполняет и регулятивную функцию: важные моменты общения составляют синхронизация действий его участников, а также их взаимные стимулирование, регулирование, коррекция и дополнение [2]. Антиципация является основой согласования индивидуальных действий человека с действиями своих партнеров, на основе чего и возможно взаимопонимание [3]. В литературе подчеркивается гипотетический характер человеческого общения [2,4].

Различные авторы (Е.А. Сергиенко, Л.А. Регуш) подчеркивают, что антиципационные способности начинают формироваться уже с рождения под влиянием природных задатков, воспитания. Однако можно с уверенностью утверждать, что высшие уровни прогностических способностей развиваются только к ранней юности [4]. Юношеский возраст также считается определяющим и для развития коммуникативной компетентности [4]. В этом возрасте обращенность в будущее, ориентация на формирование временной перспективы, жизненных планов являются главными психологическими составляющими, когда также велика потребность в общении, в формировании значимых межличностных отношений, в понимании другого и себя другим и самораскрытии. Становление личности в юношеском возрасте тесно взаимосвязано с развитием социальной и коммуникативной компетентности [4]. Поэтому взаимопонимание, межличностное восприятие и его согласованность у участников общения столь значимы для успешной адаптации студента в расширяющемся пространстве осваиваемой им социальной реальности.

Все это предъявляет особые требования к формированию как коммуникативной, так и к прогностической компетентности студентов.

Таким образом, актуальность изучения антиципационных способностей в связи с проблемой формирования коммуникативной компетентности студентов как профессионально-важной характеристики диктует необходимость разработки данной проблемы.

В нашем исследовании принимали участия студенты педагогического факультета 1курса – 37 человек, 3 курса – 30 человек, 5 курсов – 22 человека. Диагностика коммуникативной компетентности осуществлялась при помощи: КОСКОМО 2, теста Мехельсона, диагностика эмпатии Юсупова. Диагностика антиципации проводилась при помощи ТАС В.Д. Менделевича. В данной статье мы хотели бы отразить результаты исследования именно антиципационных способностей студентов педагогических специальностей.

Таблица 1. Антиципационные способности студентов.

Курс

ОАС

ОАН

ЛСА

ЛСН

ПА

ПАН

ВХА

ВХН

I

78 %

22 %

22 %

78 %

5%

95%

8%

92%

III

63%

37%

30 %

70 %

3 %

97 %

3 %

97%

IV-V

54%

46%

54 %

46%

5 %

95%

5 %

95%

В данной таблице ОАС – общая антиципационная состоятельность для студентов 1 курса составляет 78 %, для 3 курсатов – 63 %, для студентов 5 курса – 46 % , ОАН – общая антиципаионная несостоятельность для студентов 1 курса – 22 %, для студентов 3 курса – 37 %, для студентов 5 курса – 54 % , ЛСА – личностно-ситуационную антиципационную состоятельность демонстрирует 78 % студентов 1курса, студенты 3 курса – 70 % , а студенты 5-го курса - 54 %, ЛСН – личностно-ситуационная антиципационная несостоятельность проявляется у 22 % студентов на 1 курсе, у 30 % студентов на 3-м курсе и у 46 % на 5-м курсе; ПА – пространственная антиципационная состоятельность среди студентов 1 курса составляет 5%, для студентов 3 курса – 3 %, у студентов 5-го курса встречается у 5 %; ПАН – пространственная антиципационная несостоятельность свойственна 95 % студентам 1 курса, 97 % студентов 3 курса и для студентов 5 курсов – 95 %, ВХН – времанно-хронологическая антиципационная состоятельность свойственна лишь 8 % студентов на 1 курсе, 3% – на 3-м курсе и 5 % - на 5-м курсе; ВХН – временно-хронологическая антиципационная несостоятельность при этом встречается у 92 % студентов 1-го курса, 97 % - з-го курса и среди 5-го курса – 95 %.

Таким образом, проведенное исследование позволило выделить устойчивую тенденцию к снижению общих антиципационных способностей и личностно-ситуативной антиципации от 1-го курса к 5-му курсу. Личностно-ситуативная антиципация связана с умением прогнозировать ситуации связанные с общением. Если на 1-м курсе антиципационные способности ниже нормы демонстрировало 22 % студентов, то среди выпускных курсов их уже 46 %. А также можно отметить устойчивые низкие показатели среди студентов всех курсов пространственно-временной антиципации и временно-хронологической антиципации. Веременно-хронологические прогностические спосбности связаны с умением планировать свое время и видеть себя во временной перспективе. Пространственная антиципация обусловлена способностью человека совершать точные действия в пространстве – «моторной ловкости». Низкие показатели по пространственной антиципации могут быть обусловлены тем, что моторная ловкость для педагогов дошкольного образования и начального образования не является профессионально-важным качеством и в ходе обучения развитию таких характеристик не уделяется внимания. Однако, устойчивая тенденция к низким показателям по временно-хроологической антиципации и снижение показателей по ситуативно-личностной антиципации, может говорить о том, что студенты не видят себя в перспективе в том, числе и в профессиональной деятельности. Ситуативно-личностная антиципация является важной способностью для будущего педагога и устойчивая тенденция к снижению данной способности от младших курсов к старшим курсам может говорить о том, что развитию данной способности в ходе обучения уделяется мало внимания. А очень низкие показатели среди студентов по временно-хронологическим способностям говорят о невозможности студентов видеть себя в перспективе, видеть себя в профессии. Что делает актуальным разработку данной проблемы в контексте профессионального становления будущих педагогов.

Список цитированных источников:

1. Бодалев, А.А. Личность и общение: Избранные труды / А.А. Бодалев – М.: Педагогика, 1983. - 272 с.

2. Вероятностное прогнозирование в деятельности человека. / Под ред. И.М. Фейгенберга, Г.Е. Журавлева. – М.,1977– С. 3-4.

3. Ломов, Б.Ф., Сурков, Е.Н. Антиципация в структуре деятельности / . Б.Ф. Ломов, Е.Н. Сурков – М., 1980 – 279 с.

4. Регуш, Л.А. Психология прогнозирования: успехи в познании будущего: учеб. пособие / Л.А. Регуш. СПб., Речь, 2003. – 352 с.