logo search
ЭУМК Философия Мартынов М

1.5. Самосознание. Структура самосознания

  1. "...В одном и том же индивиде возможно несколько душевный группировок, которые могут существовать в одном индивиде довольно, независимо друг от друга, могут ничего "не знать" друг о друге, и которые по очереди захватывают сознание. Случаи такого характера под названием "раздвоение сознания" иногда возникают самопроизвольно. Когда при таком расщеплении личности сознание постоянно свойственно одному из двух состояний, то это последнее называют "осознанным душевным состоянием", а отдельное от него - неосознанным".

  1. Э. Фромм, анализируя фрейдовскую концепцию Самопознания, пишет, что она основана на идее разрушения иллюзий ("рационализации") с целью осознания неосознанной действительности. Цель познания — процесс самоутверждения человеческого разума.

  1. "Но мышление, которое традиционно понимается как представление, является своеобразным желанием, волеизъявлением, вот и Кант так же понимал мышление, характеризуя его как самодостаточность. Мыслить - значит хотеть, а хотеть - значит мыслить" .

  1. "В недоступной сложности человеческого духа нет ничего раздельного, нет никаких механических переходов от низших движений к высшим, от чувства до желания, от чувственного восприятия до абстрактной мысли, но все в нем соединено и едино. И все-таки непосредственным внутренним опытом мы констатируем в себе разные сферы духа и постигает характер их особенностей. Это прежде всего относится к природе нашего логического сознания"

  1. Все, что живет, живет индивидуально, это значит по особенному для каждого живого существа и абсолютно целостному плану. Но человеку, кроме этой стихийной воли, свойственно самосознание, и поэтому стать человеком значит осознать своеобразие своей личности и определить свое отношение к миру.

  1. "Та особенность, что человек может иметь представление о своем "я", бесконечно возвышает его над всеми другими существами, которые живут на земле. Благодаря этому, он - личность, и в силу единства сознания при всех переменах, какие он переживает, он одна и та же;

личность, это значит существо, по своему положению ч сущности совсем отличное от вещей, например, от непонятных животных, с которыми можно объединяться и распоряжаться, как захочется".

  1. "Совокупность психических процессов, через которые индивид представляет себя субъектом деятельности, называется самосознанием, а его представление о самом себе складывается в "образ Я". Все три аспекта проблемы "Я" - "идентичность" (самостоятельность), "Эго" (субъективность) и "образ Я" взаимосвязаны и имеют предпосылки один у другого".

  1. "...Мысль появляется тогда, когда "она" этого захочет, а не тогда, когда пожелаю "Я". Таким .образом утверждение, что субъект "Я" обусловливает предикат "Мыслю", подает дело в искаженном виде. Мыслит нечто ("Я"), но заявление, что это нечто и будет как раз тем древним, прославленным "Я", нужно признать, высказываясь осторожно, допущением, утверждением, но ни в коем случае его нельзя считать непосредственной вероятностью".

  1. "Доктор все еще смотрел в окно. По ту сторону окна - ясное: весеннее небо, а по эту - слово, которое до той поры звучало в комнате - "чума". Слово это содержало в себе не только то, что положила в него наука, но и бесконечный ряд самых необыкновенных образов, которые так не вязались с нашим темно-серым городом, в меру оживленным в этот час, скорее приглушенно гудевшим, чем шумным, а по существу-то счастливым и поникшим".

  1. "Потому что микроб - это что-то натуральное- Все остальное: здоровье, неподкупность, если хотите даже чистота, - все это уже продукт, воли, и воли, которая не должна давать себе передышки". Человек совестливый, который никому не передает заразы - это как раз тот, который ни на миг не имеет права расслабиться".

"Раньше именно верили в "душу", как верили в грамматику и грамматичный субъект, говорили "я" - условия, "мысль" - предикат и обусловленное, мышление есть действие, в отношениях к которому субъект должен мыслить как причина. Сегодня люди с удивительным упорством и хитростью пробуют выпутаться из этих сетей, но не окажется действительным, может быть, обратное, когда "мыслю" мы будем считать условием, а "я" - обусловленным; "я", таким образом, оказывается только синтезом, который сам образуется в процессе мышления".