Организация культурно-досуговой деятельности молодых инвалидов как одно из условий их успешной социализации
Суворова И.П., студентка 5 курса
(г. Витебск, УО «ВГУ им. П.М. Машерова»)
Научный руководитель – Бумаженко Н.И., кандидат педагогических наук, доцент;
В современном мире нельзя рассматривать проблему инвалидности как касающуюся исключительно людей с ограниченными возможностями, так как она затрагивает общество в совокупности. Дальнейшее развитие цивилизации требует максимального использования человеческих ресурсов. В связи с этим резко возрастает цена потерь, связанных с нарушением жизнедеятельности человека, независимо от его медико-биологических или социальных характеристик.
Наиболее серьезные аспекты проблемы инвалидности связаны с наличием многочисленных социальных барьеров, не позволяющих инвалидам активно включаться в жизнь общества и полноценно участвовать в ней. Они оказываются обособленными, находятся в своем отдельном мире, в котором порой никого больше нет. [1, с. 56] Однако это не означает, что эта категория людей является потерянной и они ничего не могут делать. Среди инвалидов есть большое количество талантливых людей, которые могут принести пользу обществу, но не делают этого, потому что не знают, как. Люди с ограниченными возможностями находятся с обычными людьми в разных мирах, и для того, чтобы инвалиды имели возможность успешной социализации и реализации своих талантов необходимы точки соприкосновения этих миров.
Выход из создавшейся ситуации возможен в приспособлении существующей социальной системы к нуждам и потребностям людей, с ограниченными возможностями, в формировании реальной практики интеграции в общественную среду.
Одним из моментов такой интеграции служит досуговая сфера. От умения направлять свою деятельность в часы досуга на достижение общезначимых целей, реализацию собственной жизненной программы, развитие и совершенствование сущностных сил, во многом зависит социальное самочувствие человека с ограниченными возможностями, его удовлетворенность своим свободным временем. Искусство и культура являются прекрасными образовательными и реабилитационными средствами, которые обеспечивают развитие разнообразных жизненно важных познавательных навыков, повышение уровня самооценки личности, творческое самовыражение, развитие навыков общения и формирование активной жизненной позиции. Однако люди с инвалидностью не всегда имеют возможность посещать театры, концертные залы и другие учреждения культуры. Именно поэтому социальная работа в области организации культурного досуга инвалидов становится все более востребованной, являясь составляющей частью реализации государственной политики по организации их свободного времени [2, c. 125].
На сегодняшний день клубная работа ведётся в различных организациях, в том числе и социального обслуживания населения. Так, в этот перечень входят территориальные центры социального обслуживания населения (ТЦСОН), Белорусское Общество Глухих (БелОГ), Белорусское Товарищество Инвалидов по Зрению (БелТИЗ), Областной территориальный центр по социальному обслуживанию инвалидов и пенсионеров. Например, на основе клубного объединения ОО БелОГ, ЧУП «Галант» существует 6 клубов: художественный клуб «Мозаика», клуб любителей бильярда «Пирамида», клуб полезных советов «АВС», клуб здорового образа жизни «Трезвость и здоровье», кинематографический клуб «Экран» и клуб пенсионеров «Добрая встреча». Клубные мероприятия проводятся не реже одного раза в месяц. Инвалиды участвуют в различных фестивалях, конкурсах, вечерах встреч, выставках, беседах, выезжают на природу и пр.
В ТЦСОН Первомайского района положительным опытом социализации на основе клубов отмечают участие инвалидов в Городе мастеров фестиваля «Славянский базар» а также театральную студию «Параллель». В учреждении работают кружки компьютерной грамотности "Байт" с обучением работе на компьютере для получения теоретических и практических навыков, позволяющих самостоятельно работать с персональным компьютером, "Рукодельница" для трудовой реабилитации инвалидов, двигательной активности и реабилитации "Физкульт-УРА" с занятиями лечебной физкультурой и использованием спортивно-тренажерного оборудования, а так же танцевальный кружок "Свобода движения".
Таким образом, можно прийти к выводу, что в учреждениях социального обслуживания ведётся конкретная и разнообразная работа с людьми с ограниченными возможностями. С целью определения эффективности работы по решения проблемы одиночества и социализации инвалидов нами было проведено исследование на базе ТЦСОН Октябрьского района. В учреждении создано 2 клуба. Первый клуб называется «Мы вместе». Он был создан в мае 2008 года. Первоначально клуб относился к отделению социальной адаптации и реабилитации, впоследствии, когда появилось отделение дневного пребывания для инвалидов, объединение закрепили за ним. Клуб «Мы вместе» является общественным объединением людей с ограниченными возможностями и действует в пределах полномочий Положения клуба. Целью клуба «Мы вместе» является создание условий для удовлетворения потребностей в общении и самореализации людей с ограниченными возможностями.
В качестве задач клуба обозначены:
организация досуга людей с ограниченными возможностями;
формирование активной жизненной позиции и рост самооценки людей с ограниченными возможностями;
социальная адаптация и реабилитация людей с ограниченными возможностями.
Приоритетными направлениями деятельности клуба являются:
организация и проведение досуга;
участие в культурной и общественной жизни города (посещение концертов, выставок, театральных постановок);
организация и проведение мероприятий, носящих познавательный и образовательный характер;
проведение мероприятий, направленных личностный рост, развитие самооценки (диспуты, тренинги).
Ежедневно члены клуба участвуют в кружковой работе (по положению – не более 7 человек в кабинете). На данный момент клуб посещает 16 человек, из них 7 юношей и 9 девушек в возрасте от 16 до 25 лет.
Второй клуб носит название «Забота» и является общественным объединением по интересам родителей людей с ограниченными возможностями. Клуб был создан 1 февраля 2011 года с целью создания условий для удовлетворения потребностей в общении и оказания помощи родителям молодых людей с ограниченными возможностями.
В своей деятельности клуб выполняет следующие задачи:
просветительская работа среди родителей людей с ограниченными возможностями;
психологическая помощь родителям людей с ограниченными возможностями;
создание благоприятного психологического микроклимата в отделении дневного пребывания для инвалидов;
организация преемственности в социальном сопровождении: семья – отделение дневного пребывания для инвалидов – молодой человек с ограниченными возможностями.
Для реализации поставленных задач в клубе ведётся работа по следующим направлениям:
организация и проведение просветительской работы для родителей молодых людей с ограниченными возможностями;
вовлечение родителей в организацию и проведение досуга;
участие родителей инвалидов в культурной и общественной жизни города (посещение театра, выставок).
В нашем исследовании приняло участие 40 молодых людей с ограниченными возможностями в возрасте от 14 до 25 лет. Нами было опрошено 2 группы респондентов: к первой относятся молодые инвалиды не состоящие в клубе, ко второй – лица, состоящие в клубе при ТЦСОН.
Проанализировав полученные данные, мы заметили, что клубная работа в ТЦСОН имеет благотворное влияние на людей с ограниченными возможностями, так она не только избавляет их от проблемы одиночества (90% респондентов, состоящих в клубе, отметили, что не чувствуют себя одиноко, в то время, как из молодых людей, не посещающих клуб, только 5% выделили этот вариант ответа), но и позволяет почувствовать себя нужными, полноценными гражданами общества, вести более активный образ жизни (Рис.1.1).
Рис. 1.1 Ответы респондентов на вопрос: «Чувствуете ли вы себя одиноко?»
На вопрос «Считаете ли вы свой досуг насыщенным?» 85% участников клуба ответили положительно, и 15% сочли свой досуг насыщенным иногда, а из респондентов, не состоящих в клубе, насыщенным свой досуг не считает никто. Досуг считают насыщенным иногда 45% (Рис. 1.2).
Рис. 1.2 Ответы респондентов на вопрос: «Считаете ли вы
свой досуг насыщенным?»
Следует отметить, что инвалиды, состоящие в клубе больше склонялись к мероприятиям, которые предполагают активное участие, в то время как люди, не посещающие клуб предпочитали пассивные мероприятия, такие, как посещение выставок, концертов, театров. Еще одним показателем большей активности участников клуба может служить то, что среди них 60% хотели принимать непосредственное участие в мероприятии, в то время как среди респондентов, которые в клубе не участвуют их только 20%, что на 40% меньше.
Таким образом, проанализировав источники литературы, а также опыт различных учреждений социального обслуживания населения по организации досуга лиц с ограниченными возможностями, мы пришли к выводу, что данный вид деятельности имеет огромное значение как для самих людей с ограниченными возможностями, так и для общества в целом. Благодаря организации досуга в целом и клубной работе в частности, инвалиды имеют возможность успешно социализироваться, а так же интегрироваться в мир здоровых людей, что способствует рациональному использованию человеческих ресурсов.
Список использованных источников:
1. Гуслова, М.Н. Организация и содержание социальной работы с населением: учебное пособие для вузов / М.Н. Гуслова. – Москва: Академия, 2007. – 256 с.
2. Смирнова, Р.А. Мир инвалида глазами социолога: монография/ Р.А. Смирнова – Минск, Белорусская наука, 2006. – 219 с.
3. Храпылина, Л.П. Реабилитация инвалидов / Л.П. Храпылина. – Москва: Экзамен, 2006. – 415 с.
4. Ярицкая-Смирнова, Е.Р., Наберушкина, Э.К. Социальная работа с инвалидами / Е.Р. Ярицкая-Смирнова. – Санкт-Петербург: Питер, 2004. – 318 с.
ОСОБЕННОСТИ СЕНСОРНО-ПЕРЦЕПТИВНОЙ СФЕРЫ
- С.Л. Богомаз, н.И. Бумаженко, о.В. Данич, с.А. Карташев, а.Н. Акулович
- Предисловие
- Часть III. Теория и методика
- Специального образования
- Своеобразие коммуникативной деятельности
- У детей с интеллектуальной недостаточностью
- Школьная адаптация первоклассников с общим недоразвитием речи в личностной сфере
- Начальные этапы коррекционной работы
- Социализация детей с интеллектуальной недостаточностью
- Практическая работа с семьей ребенка с аутизмом
- Работа с семьей детей с рда
- Особенности развития личности школьников с интеллектуальной недостаточностью в условиях обучения во вспомогательной школе
- К вопросу изучения самоконтроля и его формирования у младших школьников с тяжелыми нарушениями речи
- Особенности взаимодействия дошкольного учреждения с семьями детей с нарушениями зрения
- Моделирование как способ познавательного развития младших школьников с нарушениями зрения
- К проблеме формирования коммуникативных умений у дошкольников с тяжелыми нарушениями речи в условиях образовательной интеграции
- Особенности реабилитации детей после кохлеарной имплантации
- Педагогические условия гендерного воспитания дошкольников с нарушениями зрения
- Своеобразие эмоциональной сферы младших школьников с интеллектуальной недостаточностью: теоретический аспект
- Коррекция специальной готовности к школе детей с нарушением зрения
- Взаимосвязь стиля материнского воспитания и восприятия взаимоотношений в семье школьниками с нарушением зрения
- Формирование у учащихся первого отделения вспомогательной школы практической математической компетенции
- Роль мультимедийных презентаций в логопедической работе по формированию префиксального словообразования глаголов у старших дошкольников с общим недоразвитием речи
- Электронный справочник для педагогов и родителей детей с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью и нарушениями зрения
- Использование дыхательной гимнастики
- Занятиях
- В процессе коррекционно-педагогической работы с детьми раннего возраста с фактором риска в речевом развитии
- Офтальмотренажеры как средство развития зрительного восприятия младших школьников с нарушениями зрения
- Особенности осязательной деятельности тотально слепых младших школьников
- Методика проведения была следующей:
- У учащихся с интеллектуальной недостаточностью
- Особенности адаптации к школе детей с речевой патологией
- В работе с дошкольниками с онр
- Особенности поведения в конфликтных ситуациях подростков с нарушением слуха
- Метод наглядного моделирования в коррекционно-педагогической работе с дошкольниками с общим недоразвитием речи
- Использование невербальных средств общения педагогами в школе-интернате для детей с нарушением слуха в образовательном процессе
- Особенности сенсорно-перцептивной сферы школьников с интеллектуальной недостаточностью
- Формирование номинативной функции речи у дошкольников с нарушениями зрения
- Формирование профессиональных навыков у студентов-дефектологов в рамках программы «от студента к специалисту»
- Фрагмент программы «от студента к специалисту»
- Особенности формирования диалогической речи старших дошкольников с нарушениями зрения в процессе сюжетно-ролевой игры
- Возможности использования метода проектов в экологическом образовании дошкольников с нарушениями зрения
- К проблеме обучения младших школьников с интеллектуальной недостаточностью рассуждению как типу связной речи
- Дифференциальная диагностика моторной алалии и схожих состояний
- Особенности общения школьников с интеллектуальной недостаточностью
- Школьников с интеллектуальной недостаточностью
- Выявление факторов риска в речевом развитии у детей раннего возраста
- Игровая деятельность дошкольников с особенностями психофизического развития
- Формирование диалогической речи у учащихся с интеллектуальной недостаточностью
- Особенности лексики дошкольников с трудностями в обучении, воспитывающихся в детских домах
- Социальное становление личности младших школьников с тяжелыми нарушениями речи
- Исследование памяти детей младшего школьного возраста с интеллектуальной недостаточностью
- Особенности памяти детей с особенностями психофизического развития
- Организация культурно-досуговой деятельности молодых инвалидов как одно из условий их успешной социализации
- У детей с интеллектуальной недостаточностью
- Экспериментальное изучение памяти у детей с интеллектуальной недостаточностью
- Метод релаксации в коррекционной работе с детьми старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи
- Анализ феномена материнской депривации:
- Интерактивные презентации power point как средство формирования пространственных представлений у младших школьников с нарушениями зрения
- Особенности формирования самооценки у детей с нарушениями зрения
- Часть IV. Социальные проблемы современного общества и пути их решения специфика национального усыновления
- Детская и молодежная политика в швейцарии
- Приоритетные направления социальной работы в сша
- К вопросу о свободе человека как объекта преступных посягательств в преступлениях против личной свободы
- К вопросу об основных подходах к пониманию правовой культуры
- Анализ проблемы профессионального становления в психологических исследованиях
- Международно-правовые основы противодействия торговле детьми, детской проституции и детской порнографии
- Актуальные вопросы совершенствования преподавания правовых дисциплин
- Государство и личность: взаимная ответственность
- Профилактики подросткового алкоголизма
- О состоянии преступности несовершеннолетних в беларуси и россии (опыт сравнительного анализа)
- Особенности методики расследования преступлений, совершенных молодежными организованными группами и преступными организациями
- Бытовой терроризм, как проблема современного общества
- С коррупцией
- Сравнительная характеристика деятельности волонтерских организаций в республике беларусь и в республике туркменистан
- Психологическое сопровождение молодежной субкультуры как основа психологического здоровья нации
- Международно-правовая защита прав женщин на современном этапе
- Конституционная характеристика государства как светского в зарубежных странах
- Проблемы института семьи в республике беларусь на современном этапе
- Мотивы выбора профессии
- К вопросу о защите прав несовершеннолетних участников уголовного процесса
- Одинокого материнства
- Антиципационные способности студентов педагогических специальностей.
- К вопросу о необходимости изучения основ предпринимательской деятельности в общеобразовательных учреждениях
- Приобретение гражданства детьми в республике беларусь
- Модель социально-педагогической работы с семьями, находящимися в социально опасном положении
- Социальный интеллект в структуре профессиограммы менеджеров
- Формирование имиджа специалиста по социальной работе
- Правовая охрана материнства в республике беларусь
- Ценностные ориентации студентов-медиков в структуре образовательного пространства
- К вопросу о криминалистической характеристике преступлений, связанных с незаконным оборотом оружия, боеприпасов и взрывчатых веществ
- Сущность рыночной экономики в современных условиях и роль государства в экономической политике
- К вопросу о программе непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи в республике беларусь на 2011–2015 годы
- Роль социально-педагогических технологий в профессиональной подготовке студенческой молодежи к осознанному родительству
- Правовые основы формирования готовности студенческой молодежи к семейной жизни
- Последствия лишения родительских прав
- Сравнительный анализ института усыновления в республике беларусь и зарубежных странах
- К вопросу об истории дисциплинарной ответственности обучающихся в республике беларусь
- Социальное обслуживание лиц старших возрастных групп
- Причины правонарушений несовершеннолетних
- Находящихся в неблагоприятных семейных условиях
- Отношение современной молодежи к проблемам социальной рекламы
- К вопросу об определении сексуальных действий при характеристике насильственных действий сексуального характера
- Роль органов местного управления и самоуправления в области образования
- О совершенствовании уголовного законодательства с учетом гендерных аспектов
- Формирование профессиональной компетентности социального педагога в области защиты прав ребенка
- Утрата права пользования жилым помещением несовершеннолетним
- Виды соучастников преступления
- Применение интерактивных средств при изучении правовых дисциплин (на примере дисциплины «Криминалистика»)
- Позитивная дискриминация по половому признаку (гендерная ассимметрия) как принцип уголовного законодательства
- К вопросу о преподавании курса «правовое регулирование национальной безопасности республики беларусь»
- Содержание
- Часть III. Теория и методика специального образования
- Часть IV. Социальные проблемы современного общества и пути их решения
- Мир детства в современном образовательном пространстве
- 210038, Г. Витебск, Московский проспект, 33.