logo search
Конференция_мир детства_2

Организация культурно-досуговой деятельности молодых инвалидов как одно из условий их успешной социализации

Суворова И.П., студентка 5 курса

(г. Витебск, УО «ВГУ им. П.М. Машерова»)

Научный руководитель – Бумаженко Н.И., кандидат педагогических наук, доцент;

В современном мире нельзя рассматривать проблему инвалидности как касающуюся исключительно людей с ограниченными возможностями, так как она затрагивает общество в совокупности. Дальнейшее развитие цивилизации требует максимального использования человеческих ресурсов. В связи с этим резко возрастает цена потерь, связанных с нарушением жизнедеятельности человека, независимо от его медико-биологических или социальных характеристик.

Наиболее серьезные аспекты проблемы инвалидности связаны с наличием многочисленных социальных барьеров, не позволяющих инвалидам активно включаться в жизнь общества и полноценно участвовать в ней. Они оказываются обособленными, находятся в своем отдельном мире, в котором порой никого больше нет. [1, с. 56] Однако это не означает, что эта категория людей является потерянной и они ничего не могут делать. Среди инвалидов есть большое количество талантливых людей, которые могут принести пользу обществу, но не делают этого, потому что не знают, как. Люди с ограниченными возможностями находятся с обычными людьми в разных мирах, и для того, чтобы инвалиды имели возможность успешной социализации и реализации своих талантов необходимы точки соприкосновения этих миров.

Выход из создавшейся ситуации возможен в приспособлении существующей социальной системы к нуждам и потребностям людей, с ограниченными возможностями, в формировании реальной практики интеграции в общественную среду.

Одним из моментов такой интеграции служит досуговая сфера. От умения направлять свою деятельность в часы досуга на достижение общезначимых целей, реализацию собственной жизненной программы, развитие и совершенствование сущностных сил, во многом зависит социальное самочувствие человека с ограниченными возможностями, его удовлетворенность своим свободным временем. Искусство и культура являются прекрасными образовательными и реабилитационными средствами, которые обеспечивают развитие разнообразных жизненно важных познавательных навыков, повышение уровня самооценки личности, творческое самовыражение, развитие навыков общения и формирование активной жизненной позиции. Однако люди с инвалидностью не всегда имеют возможность посещать театры, концертные залы и другие учреждения культуры. Именно поэтому социальная работа в области организации культурного досуга инвалидов становится все более востребованной, являясь составляющей частью реализации государственной политики по организации их свободного времени [2, c. 125].

На сегодняшний день клубная работа ведётся в различных организациях, в том числе и социального обслуживания населения. Так, в этот перечень входят территориальные центры социального обслуживания населения (ТЦСОН), Белорусское Общество Глухих (БелОГ), Белорусское Товарищество Инвалидов по Зрению (БелТИЗ), Областной территориальный центр по социальному обслуживанию инвалидов и пенсионеров. Например, на основе клубного объединения ОО БелОГ, ЧУП «Галант» существует 6 клубов: художественный клуб «Мозаика», клуб любителей бильярда «Пирамида», клуб полезных советов «АВС», клуб здорового образа жизни «Трезвость и здоровье», кинематографический клуб «Экран» и клуб пенсионеров «Добрая встреча». Клубные мероприятия проводятся не реже одного раза в месяц. Инвалиды участвуют в различных фестивалях, конкурсах, вечерах встреч, выставках, беседах, выезжают на природу и пр.

В ТЦСОН Первомайского района положительным опытом социализации на основе клубов отмечают участие инвалидов в Городе мастеров фестиваля «Славянский базар» а также театральную студию «Параллель». В учреждении работают кружки компьютерной грамотности "Байт" с обучением работе на компьютере для получения теоретических и практических навыков, позволяющих самостоятельно работать с персональным компьютером, "Рукодельница" для трудовой реабилитации инвалидов, двигательной активности и реабилитации "Физкульт-УРА" с занятиями лечебной физкультурой и использованием спортивно-тренажерного оборудования, а так же танцевальный кружок "Свобода движения".

Таким образом, можно прийти к выводу, что в учреждениях социального обслуживания ведётся конкретная и разнообразная работа с людьми с ограниченными возможностями. С целью определения эффективности работы по решения проблемы одиночества и социализации инвалидов нами было проведено исследование на базе ТЦСОН Октябрьского района. В учреждении создано 2 клуба. Первый клуб называется «Мы вместе». Он был создан в мае 2008 года. Первоначально клуб относился к отделению социальной адаптации и реабилитации, впоследствии, когда появилось отделение дневного пребывания для инвалидов, объединение закрепили за ним. Клуб «Мы вместе» является общественным объединением людей с ограниченными возможностями и действует в пределах полномочий Положения клуба. Целью клуба «Мы вместе» является создание условий для удовлетворения потребностей в общении и самореализации людей с ограниченными возможностями.

В качестве задач клуба обозначены:

Приоритетными направлениями деятельности клуба являются:

Ежедневно члены клуба участвуют в кружковой работе (по положению – не более 7 человек в кабинете). На данный момент клуб посещает 16 человек, из них 7 юношей и 9 девушек в возрасте от 16 до 25 лет.

Второй клуб носит название «Забота» и является общественным объединением по интересам родителей людей с ограниченными возможностями. Клуб был создан 1 февраля 2011 года с целью создания условий для удовлетворения потребностей в общении и оказания помощи родителям молодых людей с ограниченными возможностями.

В своей деятельности клуб выполняет следующие задачи:

Для реализации поставленных задач в клубе ведётся работа по следующим направлениям:

В нашем исследовании приняло участие 40 молодых людей с ограниченными возможностями в возрасте от 14 до 25 лет. Нами было опрошено 2 группы респондентов: к первой относятся молодые инвалиды не состоящие в клубе, ко второй – лица, состоящие в клубе при ТЦСОН.

Проанализировав полученные данные, мы заметили, что клубная работа в ТЦСОН имеет благотворное влияние на людей с ограниченными возможностями, так она не только избавляет их от проблемы одиночества (90% респондентов, состоящих в клубе, отметили, что не чувствуют себя одиноко, в то время, как из молодых людей, не посещающих клуб, только 5% выделили этот вариант ответа), но и позволяет почувствовать себя нужными, полноценными гражданами общества, вести более активный образ жизни (Рис.1.1).

Рис. 1.1 Ответы респондентов на вопрос: «Чувствуете ли вы себя одиноко?»

На вопрос «Считаете ли вы свой досуг насыщенным?» 85% участников клуба ответили положительно, и 15% сочли свой досуг насыщенным иногда, а из респондентов, не состоящих в клубе, насыщенным свой досуг не считает никто. Досуг считают насыщенным иногда 45% (Рис. 1.2).

Рис. 1.2 Ответы респондентов на вопрос: «Считаете ли вы

свой досуг насыщенным?»

Следует отметить, что инвалиды, состоящие в клубе больше склонялись к мероприятиям, которые предполагают активное участие, в то время как люди, не посещающие клуб предпочитали пассивные мероприятия, такие, как посещение выставок, концертов, театров. Еще одним показателем большей активности участников клуба может служить то, что среди них 60% хотели принимать непосредственное участие в мероприятии, в то время как среди респондентов, которые в клубе не участвуют их только 20%, что на 40% меньше.

Таким образом, проанализировав источники литературы, а также опыт различных учреждений социального обслуживания населения по организации досуга лиц с ограниченными возможностями, мы пришли к выводу, что данный вид деятельности имеет огромное значение как для самих людей с ограниченными возможностями, так и для общества в целом. Благодаря организации досуга в целом и клубной работе в частности, инвалиды имеют возможность успешно социализироваться, а так же интегрироваться в мир здоровых людей, что способствует рациональному использованию человеческих ресурсов.

Список использованных источников:

1. Гуслова, М.Н. Организация и содержание социальной работы с населением: учебное пособие для вузов / М.Н. Гуслова. – Москва: Академия, 2007. – 256 с.

2. Смирнова, Р.А. Мир инвалида глазами социолога: монография/ Р.А. Смирнова – Минск, Белорусская наука, 2006. – 219 с.

3. Храпылина, Л.П. Реабилитация инвалидов / Л.П. Храпылина. – Москва: Экзамен, 2006. – 415 с.

4. Ярицкая-Смирнова, Е.Р., Наберушкина, Э.К. Социальная работа с инвалидами / Е.Р. Ярицкая-Смирнова. – Санкт-Петербург: Питер, 2004. – 318 с.

ОСОБЕННОСТИ СЕНСОРНО-ПЕРЦЕПТИВНОЙ СФЕРЫ