5.1. Теоретически основы проведения уроков «Окружающий мир» разного вида,
Вопросы для обсуждения:
Общая характеристика форм организации деятельности младших школьников при изучении учебного предмета «Окружающий мир».
Требования к современному уроку. Особенности урока «Окружающий мир» в начальных классах. Типология уроков «Окружающий мир» в начальной школе. Различные подходы к построению и их проведению в зависимости от образовательного варианта обучения(базовый, естественнонаучный, общественно-исторический), этапов обучения, содержания учебного материала, типов учебных заданий.
Технологии деятельностной направленности (проблемное обучение, метод проектов, проблемно-диалогическое обучение и т. п.) как средство реализации современных целей образования.
Технология деятельностного метода «Школа 2000…»: теоретические основы, сущность, содержательные и деятельностные цели уроков различной целевой направленности («открытия» нового знания, рефлексии, построения системы знаний, развивающего контроля), структура урока «открытия» нового знания. Алгоритм конструирования и схема анализа урока «открытия» нового знания (базовый уровень). Универсальные учебные действия, формируемые на каждом этапе урока «открытия» нового знания.
Организация групповой и парной работы учащихся на уроках «Окружающий мир»
Задания
1. Изучите материалы электронного учебного пособия «Методика преподавания предмета «Окружающий мир» в начальной школе»(раздел 4), ответьте на вопросы:
- Какова деятельностная и образовательная цели урока ОНЗ в технологии деятельностного метода?
- Какие УУД формируются у учащихся на каждом этапе урока ОНЗ в технологии деятельностного метода?
- Каково назначение каждого этапа урока в технологии деятельностного метода.
2. На основе просмотра видеоматериала урока «Где обитают живые организмы?» проведите анализ содержания каждого этапа и ответьте на вопросы:
- Какая технология используется учителем на данном уроке?
- В чем отличие проблемно-диалогического обучения, использованного на данном уроке от технологии деятельностного метода?
- Какие виды деятельности учащихся были организованы учителем на уроке на этапе ОНЗ?
- В чем состоит особенность этапа самостоятельная работа с самопроверкой на данном уроке?
- На что, прежде всего, обращает внимание учитель при организации этапа рефлексии: чему научились, как освоили новое знание, кто лучше всех работал на уроке, понравился ли урок и др.?
Аналогичная работа (см. п.2) планируется при изучении материала 5.2-5.6.-Методика проведения уроков окружающего мира разного типа.
Цель: изучить технологические основы проведения уроков разного типа, проектирование конкретных уроков.
Вопросы для обсуждения:
1. Технологические основы проведения предметных уроков.
2. Технологические основы проведения уроков по изучению сезонных изменений в природе.
3. Технологические основы проведения уроков по изучению природных сообществ (экосистем).
4. Технологические основы проведения уроков по изучению географических понятий.
5. Технологические основы проведения уроков по изучению организма человека.
Литература
Основная:
1. Аквилева, Г.Н., Клепинина З.А. Методика преподавания естествознания в начальной школе / Г.Н.Аквилева, З.А.Клепинина – М.: Академия, 2012.
2. Григорьева, Е.В. Методика преподавания естествознания/ Е.В. Григорьева – М.: Владос, 2008(эл. версия представлена в ЭБС ЛитРес).
3. Дусавицкий, А.К. и др. Урок в начальной школе. Реализация системно-деятельностного подхода к обучению. – М.: Вита-Пресс, 2012.
4. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли: пособие для учителя / А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская и др.; под ред. А.Г. Асмолова. – М.: Просвещение, 2011. – 152 с.
5. Миронов, А.В. «Окружающий мир» в начальной школе: как реализовать ФГОС / А.В. Миронов – М.: Баласс, 2012. – 96 с.
Дополнительная
1. Дубова М.В. Организация проектной деятельности младших школьников с позиций компентностного подхода/ НШ плюс до и после, № 1 2010, с. 62, № 2 с. 75, № 3 с. 77.
2. Кропочева, Т.Б. Организация предметной деятельности младших школьников в курсе «Окружающий мир» // Начальная школа плюс до и после. – 2010. - №1.- С.69-71.
3. Курильчик, С.Н. Формирование образовательных результатов младших школьников на уроках окружающего мира // Начальная школа плюс до и после. – 2011. - №2.- С.93-107.
4. Методическая копилка. Для учителей начальных классов: Учебное пособие /Авт.-сост. В.П. Шульгина. Изд. 2-е. Ростов н/Д: Феникс, 2002. 320с. Серия «Школа радости».
5. Царева С. Е. Учебная деятельность и умение учиться /НШ 2007 № 9 с.50.
- Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
- Содержание
- 7. Структура и содержание самостоятельной работы студентов
- Учебно-методического комплекса дисциплины
- 1. Структура и содержание учебно-методического комплекса дисциплины
- 2. Место дисциплины в структуре ооп:
- 3. Требования к результатам освоения дисциплины
- 3.1.Принятая структура компетенций
- 3.2. Матрица соотнесения разделов учебной дисциплины и формируемых компетенций
- 4. Объем дисциплины
- 4.1. Объем дисциплины и виды учебной работы
- 4.2. Распределение часов по темам и видам учебной работы Форма обучения - очная
- 5. Содержание дисциплины
- 5.1. Программа дисциплины
- Раздел 1. Методологический статус методики преподавания предмета «окружающий мир»
- Тема 1. Методика преподавания предмета «окружающий мир» в начальной школе как педагогическая наука.
- Раздел 2. Развитие методики преподавания естествознания (природоведение, окружающий мир) в россии
- Тема 2. Зарождение методики преподавания естествознания (природоведения) в россии.
- Тема 3. Развитие методики преподавания естествознания.
- Тема 4. Методика преподавания предмета «окружающий мир» на современом этапе.
- Раздел 3. «окружающий мир» в структуре предметов начальной школы Тема 5. «окружающий мир» как предмет начальной школы
- Раздел 4. Содержание, принципы отбора и расположения учебного материала по курсу «окружающий мир»
- Тема 6. Содержание и принципы обучения младших школьников в курсе «Окружающий мир».
- Тема 7. Формирование и развитие начальных представлений и понятий по курсу «Окружающий мир».
- Раздел 5. Методы и методические приемы обучения младших школьников в курсе «окружающий мир».
- Тема 8. Характеристика методов и методических приемов, используемых в курсе «Окружающий мир».
- Тема 9. Словесные методы преподавания курса «Окружающий мир».
- Тема 10. Наглядные методы преподавания курса «Окружающий мир».
- Тема 11. Практические методы преподавания курса «Окружающий мир».
- Раздел 6. Формы преподавания предмета «окружающий мир»
- Тема 12. Формы организации учебной деятельности младших школьников в процессе изучения окружающего мира.
- Тема 13. Типология уроков окружающего мира и их технологические особенности.
- Тема 14. Экскурсии в структуре форм преподавания предмета «Окружающего мир»
- Тема 15. Внеурочная работа по предмету « Окружающий мир».
- Тема 16. Внеклассная работа по предмету
- Тема 17. Проверка и оценка учебных достижений младших школьников по предмету «Окружающий мир»
- Раздел 7. Материальное оснащение интегративного курса «окружающий мир»
- Тема 18. Средства обучения младших школьников в курсе «Окружающий мир»
- 5. Содержание практических и лабораторных занятий
- Тема 1. «окружающий мир» в структуре предметов начальной школы
- Тема 2. Анализ программ начальной школы по курсу «Окружающий мир»
- Тема 3. Умк образовательного компонента «Окружающий мир»
- Тема 4. Методика формирования и развития у младших школьников начальных представлений и понятий по курсу «Окружающий мир».
- Тема 4. Подготовка учителя к урокам «Окружающий мир» (тематическое и поурочное планирование)
- Определите основные этапы подготовки учителя к уроку.
- Проведите взаимопроверку выполненного задания.
- Тема 4.Методы обучения младших школьников в курсе «Окружающий мир»
- 4.1. Теоретические основы применения методов в обучениимладших школьников в курсе «Окружающий мир»
- Задания
- 4.2.Наблюдение в структуре методов обучения младших школьников в курсе «Окружающий мир»
- 4.3 Опыты и практические работы в структуре методов обучения младших школьников на уроках по предмету «Окружающий мир»
- Задания
- Тема 5. Урок в системе форм обучения младших школьников в курсе «Окружающий мир»
- 5.1. Теоретически основы проведения уроков «Окружающий мир» разного вида,
- Тема 6. Методика проведения экскурсий по курсу «Окружающий мир»
- Задания
- Тема 7. Внеурочная, внеклассная работа по предмету «Окружающий мир»
- Тема 8. Проверка и оценка учебных достижений младших школьников по предмету «Окружающий мир»
- Тема 9. Методика использования средств обучения в курсе «Окружающий мир».
- 6. Образовательные технологии
- 6.1 Технологии аудиторной работы:
- 6.2 Технологии внеаудиторной работы:
- 7. Структура и содержание самостоятельной работы студентов
- 7.1. Структура и трудоемкость самостоятельной работы студентов
- 7.2. План-график самостоятельной работы студентов
- Методические рекомендации студентам по содержанию самостоятельной работы
- 7.3. Тематика курсовых работ
- 8. Учебно-методическое, информационное и материально-техническое обеспечение дисциплины
- 8.1.Основная литература
- 8.2.Дополнительная литература
- 8.3. Материально-техническое обеспечение
- 8.4 Интернет-ресурсы
- 8.5. Учебно-методические материалы
- 9. Содержание и порядок проведения входного и текущего контроля, промежуточной аттестаций
- 9.1. Содержание и формы проведения входного контроля
- 9.2.1. Критерии оценки сформированности компетенций
- 9.2.2. Формы текущего контроля знаний
- 9.3. Содержание и формы промежуточной аттестации
- По методике преподавания предмета «Окружающий мир» ( III курс дневного отделения, V курс озо)
- 23. Проверка и оценка учебных достижений младших школьников по предмету «Окружающий мир»
- 24. Проблемное обучение на уроках «Окружающий мир».
- По разделу «Методика преподавания предмета «Окружающий мир»
- I. Методика преподавания предмета «Окружающий мир» в начальной школе, ее статус.
- П. Развитие методики преподавания предмета «Окружающий мир».
- III. Теоретические основы преподавания предмета «Окружающий мир»
- IV. Методические основы преподавания предмета «Окружающий мир»
- V. Материальное оснащение курса «Окружающий мир»
- VI. Практические вопросы методики преподавания предмета «Окружающий мир».
- Методическое издание