logo search
ЭУМК Философия Мартынов М

4. Понятие природы. Естественная и искусственная среда обитания.

Понятие природы. Понятие природы и отношение человека к ней исторически менялись, будучи тесно связанными с человеческой практической деятельностью, с интересами, ценностями, политикой, идеологией.

Используется понятие природы в широком и узком смысле этого слова. В широком смысле это все существующее, материя, взятая во всем разнообразии ее форм. В узком смысле природа есть совокупность естественных и созданных человеком условий своего существования.

Для анализа деятельности человека в природе и учета результатов этой деятельности в философии используются понятия "первая природа" и "вторая природа".

"Первая" и "вторая" природа. Отношения в системе "общество - природа". "Первая природа" - это то, что существовало и существует до, вне и независимо от сознания человека, его деятельности. Это объективная и первичная реальность. Без нее невозможны жизнь и деятельность человека. "Вторая природа" - это "первая природа", измененная человеческой деятельностью на основе его замыслов, плюс то, что создано человеком. Создается "вторая природа" в процессе труда, который сам имеет два аспекта - природный и социальный - и выступает как социальная форма обмена веществ с природой.

"Вторая природа" - это единство природного материала и опредмеченного духовного (идеального), опредмеченной деятельности, приобретшей социальное признание. Предметы "второй природы", ставшие реальностью, в свою очередь влияют на человека, предопределяя его дальнейшую жизнь, поступки. "Вторая природа" - это комплексная природно-духовно-социальная реальность. Это - орудия труда, окультуренные поля, города, произведения искусства - вся материальная культура. Это предметы и явления, погруженные во время и пространство человеческого существования, социальное бытие.

Чтобы "вторая природа" функционировала, удовлетворяя потребности человека, она должна быть постоянно под контролем его живого труда.

В последнее время человек своей производственной деятельностью значительно ускорил развитие процессов обмена веществ и энергии в биосфере Земли, усилив тем самым взаимозависимость стран, человечества и природы.

Отметим основные исторические этапы взаимодействия природы и общества:

  1. на первом этапе взаимодействие носит локальный характер, определяясь в первую очередь непосредственными природными условиями творчества. Преобразуются отдельные природные макротела. Доминирует сельское хозяйство, обмен идет в основном готовой продукцией. Место нахождения сырья и производства совпадают. Этот этап охватывает первобытное общество (ранний период) и рабовладельческий, а также феодальный строй (поздний период);

  2. на втором этапе социоприродным взаимодействием охватываются большие регионы. Возникает машинное производство, совершенствуются транспортные средства. Происходит усложнение структуры материального производства, связей между странами. Преобразование природы доходит до молекулярного, частично атомного уровня. Производство все больше зависит не только от природных, но и от социальных условий. Этот этап охватывает эпоху становления и расцвета капитализма;

  3. на третьем этапе начинается всепланетарный охват природы и выход человеческой деятельности в ближайший космос. Затрагивается уровень элементарных частиц. Растет разнообразие связей между странами. Взаимодействие природы и общества приобретает черты единой целостной системы.

Глобальность экономических проблем все отчетливее выявляет взаимозависимость знаний и оценок, науки и искусства, производства, стран и народов, природы и общества. Задача, стоящая перед человечеством, - найти выход из экологического кризиса. В 60-е годы Б. Коммонер очень сжато сформулировал "четыре закона экологии", которые следует знать и учитывать в своей деятельности каждому: 1) все взаимосвязано; 2) все должно куда-либо деваться; 3) все имеет какую-то стоимость; 4) природа знает лучше. Экологическая культура личности рассматривается как синтез знаний, убеждений и практических экологических действий. Экологическая культура, как и культура вообще, в первую очередь включает в себя определенный уровень образования, т.е. приобретенные знания, представления, понимание экологических проблем, их причин.

Экологическая культура связана с мировоззрением, идейно-политическими, нравственно-эстетическими стремлениями личности.