Тема 8. Проверка и оценка учебных достижений младших школьников по предмету «Окружающий мир»
Цель: изучить специфику, способы и критерии проверки и оценки учебных достижений учащихся начальных классов по курсу «Окружающий мир».
Вопросы для обсуждения
1.Диагностика учебных достижений младших школьников по предмету «Окружающий мир» в соответствии с требованиями ФГОС НОО.
2.. Компетентностный подход к проверке и оценке результатов обучения по предмету «Окружающий мир»: сущность подхода, типологизация заданий, алгоритм конструирования диагностических и обучающих заданий компетентностной направленности по предмету «Окружающий мир»
3. Возможности использования интегрированных заданий в процессе реализации компетентностного подхода в обучении.
Самооценка как условие развития оценочной самостоятельности школьников в процессе освоения материала по предмету «Окружающий мир». Нормы оценок.
Задания
1. Изучите материалы ФГОС НОО и выявите:
- требования к диагностическим материалам для учащихся первой ступени;
- типы заданий для контроля предметных и метапредметных результатов обучения;
- уровни освоения программы по предмету «Окружающий мир»;
- критерии дифференциации диагностических заданий (стандартные и нестандартные учебно-познавательные и учебно-практические).
- требования к объему и содержанию итоговых материалов по курсу «Окружающий мир»»;
- требования оценке учебных достижений младших школьников в области математики.
2. Изучите содержание заданий для итоговой диагностики учебных достижений выпускников начальной школы по теме «Организм человека(УМК А.А.Вахрушева, ч. 1) и выделите задания базового и повышенного уровня, а также предметные и метапредметные результаты, которые проявляются при выполнении данных заданий.
3. Изучите содержание различных вариантов контрольно-измерительных материалов для учащихся начальных классов по предмету «Окружающий мир». Определите, являются ли данные задания компетентностно-ориентированными? Ответ обоснуйте. Решите задания. Какие предметные и метапредметные результаты обучения проявляются при их выполнении? Возможно ли использование данных заданий как диагностических (для учащихся какого класса?) и как учебно-тренировочных? Предложите критерии оценки результатов выполнения каждого задания. Составьте задания(не менее 5), аналогичные проанализированным.
5. Проанализируйте содержание учебников по предмету «Окружающий мир» ( автор – по выбору) в аспекте наличия (отсутствия) в них заданий компетентностной направленности. С какой целью данные задания могут быть использованы в учебной деятельности школьников? Опишите методику работы. Какие типичные ошибки допускают учащиеся при их выполнении?
Список литературы
Основная:
1. Аквилева, Г.Н., Клепинина З.А. Методика преподавания естествознания в начальной школе / Г.Н.Аквилева, З.А.Клепинина – М.: Академия, 2012.
2. Григорьева, Е.В. Методика преподавания естествознания/ Е.В. Григорьева – М.: Владос, 2008(эл. версия представлена в ЭБС ЛитРес).
3. Миронов, А.В. «Окружающий мир» в начальной школе: как реализовать ФГОС / А.В. Миронов – М.: Баласс, 2012. – 96 с.
4. Оценка достижения планируемых результатов в начальной школе. Система заданий. В 2 ч.Ч.1. / М.Ю. Демидова, С.В. Иванов, О.А. Карабанова и др.; под ред. Г.С. Ковалевой, О.Б. Логиновой. – М.: Просвещение, 2010. – 215 с.
5. Система оценки планируемых результатов освоения основной образовательной программы. М.: Просвещение, 2010.
Дополнительная:
1. Примерные программы по учебным предметам. Начальная школа. В 2 ч., Ч.2. – М.: Просвещение, 2011. – 400с.
2. Савенков, А.И. Методика исследовательского обучения младших школьников. – Самара: Учебная литература, 2007.
- Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
- Содержание
- 7. Структура и содержание самостоятельной работы студентов
- Учебно-методического комплекса дисциплины
- 1. Структура и содержание учебно-методического комплекса дисциплины
- 2. Место дисциплины в структуре ооп:
- 3. Требования к результатам освоения дисциплины
- 3.1.Принятая структура компетенций
- 3.2. Матрица соотнесения разделов учебной дисциплины и формируемых компетенций
- 4. Объем дисциплины
- 4.1. Объем дисциплины и виды учебной работы
- 4.2. Распределение часов по темам и видам учебной работы Форма обучения - очная
- 5. Содержание дисциплины
- 5.1. Программа дисциплины
- Раздел 1. Методологический статус методики преподавания предмета «окружающий мир»
- Тема 1. Методика преподавания предмета «окружающий мир» в начальной школе как педагогическая наука.
- Раздел 2. Развитие методики преподавания естествознания (природоведение, окружающий мир) в россии
- Тема 2. Зарождение методики преподавания естествознания (природоведения) в россии.
- Тема 3. Развитие методики преподавания естествознания.
- Тема 4. Методика преподавания предмета «окружающий мир» на современом этапе.
- Раздел 3. «окружающий мир» в структуре предметов начальной школы Тема 5. «окружающий мир» как предмет начальной школы
- Раздел 4. Содержание, принципы отбора и расположения учебного материала по курсу «окружающий мир»
- Тема 6. Содержание и принципы обучения младших школьников в курсе «Окружающий мир».
- Тема 7. Формирование и развитие начальных представлений и понятий по курсу «Окружающий мир».
- Раздел 5. Методы и методические приемы обучения младших школьников в курсе «окружающий мир».
- Тема 8. Характеристика методов и методических приемов, используемых в курсе «Окружающий мир».
- Тема 9. Словесные методы преподавания курса «Окружающий мир».
- Тема 10. Наглядные методы преподавания курса «Окружающий мир».
- Тема 11. Практические методы преподавания курса «Окружающий мир».
- Раздел 6. Формы преподавания предмета «окружающий мир»
- Тема 12. Формы организации учебной деятельности младших школьников в процессе изучения окружающего мира.
- Тема 13. Типология уроков окружающего мира и их технологические особенности.
- Тема 14. Экскурсии в структуре форм преподавания предмета «Окружающего мир»
- Тема 15. Внеурочная работа по предмету « Окружающий мир».
- Тема 16. Внеклассная работа по предмету
- Тема 17. Проверка и оценка учебных достижений младших школьников по предмету «Окружающий мир»
- Раздел 7. Материальное оснащение интегративного курса «окружающий мир»
- Тема 18. Средства обучения младших школьников в курсе «Окружающий мир»
- 5. Содержание практических и лабораторных занятий
- Тема 1. «окружающий мир» в структуре предметов начальной школы
- Тема 2. Анализ программ начальной школы по курсу «Окружающий мир»
- Тема 3. Умк образовательного компонента «Окружающий мир»
- Тема 4. Методика формирования и развития у младших школьников начальных представлений и понятий по курсу «Окружающий мир».
- Тема 4. Подготовка учителя к урокам «Окружающий мир» (тематическое и поурочное планирование)
- Определите основные этапы подготовки учителя к уроку.
- Проведите взаимопроверку выполненного задания.
- Тема 4.Методы обучения младших школьников в курсе «Окружающий мир»
- 4.1. Теоретические основы применения методов в обучениимладших школьников в курсе «Окружающий мир»
- Задания
- 4.2.Наблюдение в структуре методов обучения младших школьников в курсе «Окружающий мир»
- 4.3 Опыты и практические работы в структуре методов обучения младших школьников на уроках по предмету «Окружающий мир»
- Задания
- Тема 5. Урок в системе форм обучения младших школьников в курсе «Окружающий мир»
- 5.1. Теоретически основы проведения уроков «Окружающий мир» разного вида,
- Тема 6. Методика проведения экскурсий по курсу «Окружающий мир»
- Задания
- Тема 7. Внеурочная, внеклассная работа по предмету «Окружающий мир»
- Тема 8. Проверка и оценка учебных достижений младших школьников по предмету «Окружающий мир»
- Тема 9. Методика использования средств обучения в курсе «Окружающий мир».
- 6. Образовательные технологии
- 6.1 Технологии аудиторной работы:
- 6.2 Технологии внеаудиторной работы:
- 7. Структура и содержание самостоятельной работы студентов
- 7.1. Структура и трудоемкость самостоятельной работы студентов
- 7.2. План-график самостоятельной работы студентов
- Методические рекомендации студентам по содержанию самостоятельной работы
- 7.3. Тематика курсовых работ
- 8. Учебно-методическое, информационное и материально-техническое обеспечение дисциплины
- 8.1.Основная литература
- 8.2.Дополнительная литература
- 8.3. Материально-техническое обеспечение
- 8.4 Интернет-ресурсы
- 8.5. Учебно-методические материалы
- 9. Содержание и порядок проведения входного и текущего контроля, промежуточной аттестаций
- 9.1. Содержание и формы проведения входного контроля
- 9.2.1. Критерии оценки сформированности компетенций
- 9.2.2. Формы текущего контроля знаний
- 9.3. Содержание и формы промежуточной аттестации
- По методике преподавания предмета «Окружающий мир» ( III курс дневного отделения, V курс озо)
- 23. Проверка и оценка учебных достижений младших школьников по предмету «Окружающий мир»
- 24. Проблемное обучение на уроках «Окружающий мир».
- По разделу «Методика преподавания предмета «Окружающий мир»
- I. Методика преподавания предмета «Окружающий мир» в начальной школе, ее статус.
- П. Развитие методики преподавания предмета «Окружающий мир».
- III. Теоретические основы преподавания предмета «Окружающий мир»
- IV. Методические основы преподавания предмета «Окружающий мир»
- V. Материальное оснащение курса «Окружающий мир»
- VI. Практические вопросы методики преподавания предмета «Окружающий мир».
- Методическое издание