logo search
Конференция_мир детства_2

Роль органов местного управления и самоуправления в области образования

Солодкова Е.В., студентка 2 курса

(г. Витебск, УО «ВГУ им. П.М. Машерова»)

Научный руководительЯстреб Д.С., старший преподаватель

Органы местного управления и самоуправления это неотъемлемый компонент демократического, социального и правового государства. Рассмат­ривая данное понятие в широком смысле, можно сказать, что это форма организации и деятельности местных органов власти для решения вопросов местного значения.

В состав органов местного управления входит исполнительные комитеты и местные администрации, органы местного самоуправления представлены: Советами депутатов и органами территориального общественного само­управ­ления. А сама структура органов представлена в виде трех уровней: первичный, базовый и областной уровень.

Данные органы могут быть учредителями учреждений образования. Их роль данной деятельностью не ограничивается. Кроме полномочий, указанных в Законе «О местном управлении и самоуправлении в Республике Беларусь» по осуществлению контроля в области образования, физической культуры и спорта, осуществляют иную деятельность по обеспечению содействия развитию молодежи. С принятием Кодекса об образовании круг их полномочий в области обеспечения образования значительно расширился:

- разрабатывают и вносят на утверждение в местные Советы депутатов программы развития дошкольного, общего среднего, профессионально-технического, среднего специального, специального образования, дополнитель­ного образования детей и молодежи и дополнительного образования взрослых административно-территориальной единицы, принимают меры по их реализации;

- осуществляют управление в сфере образования на территории соответствующей административно-территориальной единицы;

- разрабатывают прогнозы потребностей в кадрах для соответствующей административно-территориальной единицы;

- организуют повышение квалификации и переподготовку специалистов, рабочих, служащих подчиненных организаций;

- доводят до Министерства образования Республики Беларусь, учреждений образования, организаций, заинтересованных в подготовке специалис­тов, рабочих, служащих, количество мест для получения образования на условиях целевой подготовки;

- формируют структурные подразделения местных исполнительных и распорядительных органов, создают, реорганизуют, ликвидируют организации, осуществляющие координацию производственного, материально-технического и хозяйственного обеспечения учреждений образования;

- участвуют в формировании банка данных о документах об образовании, а так же иные полномочия в соответствии со ст.111 Кодекса об образовании.

Исходя из этого видно, что деятельность органов местного управления и самоуправления значительно расширилась и стала более конкретизирована в этой области. Это вызвано необходимостью поддержания благосостояния, повышения уровня и качества образования в Республики Беларусь. Эту цель возможно достичь путем создания разветвленной системы органов. Именно по этому все полномочия сконцентрированы не только в «руках» Министерства Образования, но так же распределены между местными исполнительными и распорядительными органами.

Таким образом, можно сделать вывод, что деятельность органов местного управления и самоуправления не ограничивается организационными вопросами, касающегося развития и благоустройства области, но и так, же принимают непосредственное участие в обеспечении качественного и доступного образования. Но при этом их деятельность не должна сводиться только к организационным вопросам, они также должны создать такую систему управления, которая позволила б обеспечить получение высокого уровня знаний, без обращения учащихся к частным лицам, для подготовки по отдельным предметам, с целью дальнейшего обучения и получения как средне специального, так и высшего образования.