Формирование профессиональной компетентности социального педагога в области защиты прав ребенка
Трищенкова Ю.М., студентка 5 курса
(г. Витебск, УО «ВГУ им. П.М. Машерова»)
Научный руководитель – Матюшкова С.Д., старший преподаватель
Важнейшей политической, социальной и экономической задачей Республики Беларусь является всесторонняя гарантированная защита государством и обществом детства, семьи и материнства нынешнего и будущих поколений. Следует подчеркнуть, что дети в любом, даже в самом благополучном обществе, являются социально защищаемой и опекаемой категорией населения. В этом заключается суть понимания социальной защиты детства в широком смысле. Объектом социальной защиты, в том числе и педагогической, являются все дети без исключения. Ребёнок, при этом, понимается как физическое лицо до достижения им возраста восемнадцати лет (совершеннолетия), если по закону оно раньше не приобрело гражданскую дееспособность в полном объеме [2]. Правовую основу регулирования прав ребенка в нашей стране составляют Конституция Республики Беларусь, международные договоры Республики Беларусь, Закон РБ «О правах ребёнка» и иные акты законодательства, касающиеся прав и интересов ребенка. В соответствии со статьёй 6 вышеназванного закона, все дети имеют равные права независимо от происхождения, расовой, национальной и гражданской принадлежности, социального и имущественного положения, пола, состояния здоровья и иных обстоятельств, касающихся ребенка и его родителей. Равной и всесторонней защитой государства пользуются дети, рожденные в браке и вне брака. Особая забота и социальная защита гарантируются детям с особенностями психофизического развития, а также детям, временно либо постоянно лишенным своего семейного окружения или оказавшимся в других неблагоприятных условиях и экстремальных ситуациях. Целью социальной защиты детства является создание условий выживания, развития и активного участия ребенка в жизни общества и деятельность, направленная на их обеспечение.
В сложившихся условиях важнейшей задачей высшей школы на сегодняшний день становится подготовка профессионально-компетентных специалистов, умеющих на основе прочной законодательной базы анализировать постоянно меняющиеся социальные тенденции, принимать и реализовывать нестандартные решения в области социальной защиты детей. В системе профессионального образования активно ведётся подготовка специалистов по профилю «социальная работа». Это направление представлено, в свою очередь, многогранным веером разновидностей и специализаций. На практике получает широкое распространение профессиональная деятельность социальных работников (лицо, закончившее среднее специальное учебное заведение по профилю социальной работы), специалистов по социальной работе (лицо, закончившее высшее учебное заведение по профилю социальной работы) и социальных педагогов (лицо, закончившее высшее учебное заведение по профилю социальной работы со специализацией «социально-педагогическая деятельность»). Последние являются основным субъектом социальной защиты детей в сфере образования наряду с педагогами, членами семьи, представителями общественности, общественными объединениями и др.
Профессиональная компетентность социального педагога в области социальной защиты прав ребенка, в свою очередь, отражает состояние его психических качеств, способностей, мотивационной и когнитивной сфер. Только при взаимодействии данных компонентов развитие нормативно-правовой компетентности призвано осуществить приращение в блоке знаний и умений.
Структура профессиональной компетентности социального педагога как субъекта социальной защиты ребенка может быть раскрыта через выполняемые им функции:
– диагностическая – собирать информацию, связанную с нуждами детей;
– организаторская – организует социально-педагогическую деятельность детей, их инициативу, творчество;
– организационно-коммуникативная – налаживает взаимодействие между детьми, их семьями и включает их в сферу деловых контактов;
– предупредительно-профилактическая и социально-терапевтическая – учитывает и приводит в действие социально-правовые, юридические и психологические механизмы предупреждения и преодоления негативных влияний, обеспечивает защиту прав нуждающихся;
– охранно-защитная – использует имеющийся арсенал правовых норм для защиты прав и интересов ребёнка [1, с. 33]. Исходя из вышеназванных функций педагог социальный должен быть компетентным в правовых вопросах, ориентироваться в постоянно обновляющейся нормативно-законодательной базе Республики Беларусь в области охраны и защиты прав и законных интересов несовершеннолетних граждан.
При моделировании процесса формирования профессиональной компетентности будущего педагога социального в области охраны и защиты прав ребенка особое внимание отводиться его профессиональной подготовки в вузе. В Республике Беларусь подготовка профессиональных социальных педагогов ведется в Государственном институте управления и социальных технологий БГУ, в Белорусском педагогическом университете имени М. Танка, в Белорусском государственном университете культуры, в Учреждении образования «Институт современных знаний имени А.М. Широкова», в филиале Российского государственного социального университета, в Витебском государственном университете им. П.М. Машерова и др. В соответствии с образовательным стандартом, среди специальных дисциплин, на которых наиболее полно формируются знания касаемо защиты прав несовершеннолетних, можно выделить следующие: социально-правовая защита семьи и детства, правовое регулирование социальной работы, социальная работа с семьёй, социально-педагогическая профилактика правонарушений и др. Однако для будущей профессиональной деятельности в области защиты прав детства недостаточно наличие лишь теоретических знаний. Активно осуществляется практико-ориентированная подготовка специалистов в данной области: в комиссиях по делам несовершеннолетних, инспекциям по делам несовершеннолетних, социально-педагогических центрах и др. Однако здесь имеется ряд проблем. Издавна в вузах сложилась традиция организации производственной практики на старших курсах, приближая ее к будущей профессиональной деятельности. Тем самым изначально возникает разрыв между теоретическими знаниями и практическими навыками. Немало проблем в организации их практики в различных профильных органах и организациях. Естественно, назрела необходимость корректировки учебных планов и сроков прохождения практики, имея в виду ее присутствие на каждом курсе.
Таким образом, формирование профессиональной компетентности специалиста по социальной работе в сфере защиты прав несовершеннолетних определяем как процесс и результат профессионального образования и воспитания, в котором в интегративном единстве сочетаются: морально-психологическая, научно-теоретическая, практическая, профессионально-личностная готовность к социальной защите ребенка.
Исходя из всего вышесказанного, можно сделать следующие выводы: важнейшей задачей высшей школы становится подготовка профессионально-компетентных специалистов, умеющих на основе прочной законодательной базы анализировать постоянно меняющиеся социальные тенденции, принимать и реализовывать нестандартные решения в области социальной защиты детей; большую роль в формировании профессиональной компетентности в области защиты прав ребёнка играет практико-ориентированная подготовка специалистов.
Список цитированных источников:
Овчарова, Р.В. Справочная книга социального педагога / Р.В. Овчарова. – М.: ТЦ «Сфера», 2004. – 480 с.
О правах ребёнка: Закон Республики Беларусь от 19 ноября 1993 г. №2570-XII года (с измен. и доп.) // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2004 г., № 107, 2/1047.
- С.Л. Богомаз, н.И. Бумаженко, о.В. Данич, с.А. Карташев, а.Н. Акулович
- Предисловие
- Часть III. Теория и методика
- Специального образования
- Своеобразие коммуникативной деятельности
- У детей с интеллектуальной недостаточностью
- Школьная адаптация первоклассников с общим недоразвитием речи в личностной сфере
- Начальные этапы коррекционной работы
- Социализация детей с интеллектуальной недостаточностью
- Практическая работа с семьей ребенка с аутизмом
- Работа с семьей детей с рда
- Особенности развития личности школьников с интеллектуальной недостаточностью в условиях обучения во вспомогательной школе
- К вопросу изучения самоконтроля и его формирования у младших школьников с тяжелыми нарушениями речи
- Особенности взаимодействия дошкольного учреждения с семьями детей с нарушениями зрения
- Моделирование как способ познавательного развития младших школьников с нарушениями зрения
- К проблеме формирования коммуникативных умений у дошкольников с тяжелыми нарушениями речи в условиях образовательной интеграции
- Особенности реабилитации детей после кохлеарной имплантации
- Педагогические условия гендерного воспитания дошкольников с нарушениями зрения
- Своеобразие эмоциональной сферы младших школьников с интеллектуальной недостаточностью: теоретический аспект
- Коррекция специальной готовности к школе детей с нарушением зрения
- Взаимосвязь стиля материнского воспитания и восприятия взаимоотношений в семье школьниками с нарушением зрения
- Формирование у учащихся первого отделения вспомогательной школы практической математической компетенции
- Роль мультимедийных презентаций в логопедической работе по формированию префиксального словообразования глаголов у старших дошкольников с общим недоразвитием речи
- Электронный справочник для педагогов и родителей детей с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью и нарушениями зрения
- Использование дыхательной гимнастики
- Занятиях
- В процессе коррекционно-педагогической работы с детьми раннего возраста с фактором риска в речевом развитии
- Офтальмотренажеры как средство развития зрительного восприятия младших школьников с нарушениями зрения
- Особенности осязательной деятельности тотально слепых младших школьников
- Методика проведения была следующей:
- У учащихся с интеллектуальной недостаточностью
- Особенности адаптации к школе детей с речевой патологией
- В работе с дошкольниками с онр
- Особенности поведения в конфликтных ситуациях подростков с нарушением слуха
- Метод наглядного моделирования в коррекционно-педагогической работе с дошкольниками с общим недоразвитием речи
- Использование невербальных средств общения педагогами в школе-интернате для детей с нарушением слуха в образовательном процессе
- Особенности сенсорно-перцептивной сферы школьников с интеллектуальной недостаточностью
- Формирование номинативной функции речи у дошкольников с нарушениями зрения
- Формирование профессиональных навыков у студентов-дефектологов в рамках программы «от студента к специалисту»
- Фрагмент программы «от студента к специалисту»
- Особенности формирования диалогической речи старших дошкольников с нарушениями зрения в процессе сюжетно-ролевой игры
- Возможности использования метода проектов в экологическом образовании дошкольников с нарушениями зрения
- К проблеме обучения младших школьников с интеллектуальной недостаточностью рассуждению как типу связной речи
- Дифференциальная диагностика моторной алалии и схожих состояний
- Особенности общения школьников с интеллектуальной недостаточностью
- Школьников с интеллектуальной недостаточностью
- Выявление факторов риска в речевом развитии у детей раннего возраста
- Игровая деятельность дошкольников с особенностями психофизического развития
- Формирование диалогической речи у учащихся с интеллектуальной недостаточностью
- Особенности лексики дошкольников с трудностями в обучении, воспитывающихся в детских домах
- Социальное становление личности младших школьников с тяжелыми нарушениями речи
- Исследование памяти детей младшего школьного возраста с интеллектуальной недостаточностью
- Особенности памяти детей с особенностями психофизического развития
- Организация культурно-досуговой деятельности молодых инвалидов как одно из условий их успешной социализации
- У детей с интеллектуальной недостаточностью
- Экспериментальное изучение памяти у детей с интеллектуальной недостаточностью
- Метод релаксации в коррекционной работе с детьми старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи
- Анализ феномена материнской депривации:
- Интерактивные презентации power point как средство формирования пространственных представлений у младших школьников с нарушениями зрения
- Особенности формирования самооценки у детей с нарушениями зрения
- Часть IV. Социальные проблемы современного общества и пути их решения специфика национального усыновления
- Детская и молодежная политика в швейцарии
- Приоритетные направления социальной работы в сша
- К вопросу о свободе человека как объекта преступных посягательств в преступлениях против личной свободы
- К вопросу об основных подходах к пониманию правовой культуры
- Анализ проблемы профессионального становления в психологических исследованиях
- Международно-правовые основы противодействия торговле детьми, детской проституции и детской порнографии
- Актуальные вопросы совершенствования преподавания правовых дисциплин
- Государство и личность: взаимная ответственность
- Профилактики подросткового алкоголизма
- О состоянии преступности несовершеннолетних в беларуси и россии (опыт сравнительного анализа)
- Особенности методики расследования преступлений, совершенных молодежными организованными группами и преступными организациями
- Бытовой терроризм, как проблема современного общества
- С коррупцией
- Сравнительная характеристика деятельности волонтерских организаций в республике беларусь и в республике туркменистан
- Психологическое сопровождение молодежной субкультуры как основа психологического здоровья нации
- Международно-правовая защита прав женщин на современном этапе
- Конституционная характеристика государства как светского в зарубежных странах
- Проблемы института семьи в республике беларусь на современном этапе
- Мотивы выбора профессии
- К вопросу о защите прав несовершеннолетних участников уголовного процесса
- Одинокого материнства
- Антиципационные способности студентов педагогических специальностей.
- К вопросу о необходимости изучения основ предпринимательской деятельности в общеобразовательных учреждениях
- Приобретение гражданства детьми в республике беларусь
- Модель социально-педагогической работы с семьями, находящимися в социально опасном положении
- Социальный интеллект в структуре профессиограммы менеджеров
- Формирование имиджа специалиста по социальной работе
- Правовая охрана материнства в республике беларусь
- Ценностные ориентации студентов-медиков в структуре образовательного пространства
- К вопросу о криминалистической характеристике преступлений, связанных с незаконным оборотом оружия, боеприпасов и взрывчатых веществ
- Сущность рыночной экономики в современных условиях и роль государства в экономической политике
- К вопросу о программе непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи в республике беларусь на 2011–2015 годы
- Роль социально-педагогических технологий в профессиональной подготовке студенческой молодежи к осознанному родительству
- Правовые основы формирования готовности студенческой молодежи к семейной жизни
- Последствия лишения родительских прав
- Сравнительный анализ института усыновления в республике беларусь и зарубежных странах
- К вопросу об истории дисциплинарной ответственности обучающихся в республике беларусь
- Социальное обслуживание лиц старших возрастных групп
- Причины правонарушений несовершеннолетних
- Находящихся в неблагоприятных семейных условиях
- Отношение современной молодежи к проблемам социальной рекламы
- К вопросу об определении сексуальных действий при характеристике насильственных действий сексуального характера
- Роль органов местного управления и самоуправления в области образования
- О совершенствовании уголовного законодательства с учетом гендерных аспектов
- Формирование профессиональной компетентности социального педагога в области защиты прав ребенка
- Утрата права пользования жилым помещением несовершеннолетним
- Виды соучастников преступления
- Применение интерактивных средств при изучении правовых дисциплин (на примере дисциплины «Криминалистика»)
- Позитивная дискриминация по половому признаку (гендерная ассимметрия) как принцип уголовного законодательства
- К вопросу о преподавании курса «правовое регулирование национальной безопасности республики беларусь»
- Содержание
- Часть III. Теория и методика специального образования
- Часть IV. Социальные проблемы современного общества и пути их решения
- Мир детства в современном образовательном пространстве
- 210038, Г. Витебск, Московский проспект, 33.