logo search
ЭУМК Философия Мартынов М

1.3. Природа как объект философского анализа

35. Как бы вы прокомментировали такое высказывание Ф. Энгельса: "Природа - сфинкс, ставит перед каждым человеком и каждой эпохой вопрос. Счастлив тот, кто правильно на него ответит, а кто не ответит или ответит неправильно, тот попадет в звериные лапы сфинкса, вместо прекрасной невесты он найдет свирепую львицу".

36. Опираясь на современные данные естественных наук, Дайте характеристику таких фундаментальных свойств природы как материальность, системность, иерархическая структурность, многообразие проявления жизненных сил, количественная и качественная определенность, способность к изменению и развитию.

37. У Фихте природа - костное образование, предстоящее деятельному субъекту самопознания, Я. Для Гегеля природа - необходимая ступень инобытия духа и уже вследствие этого — внешняя противоположность для субъекта.

38. Какие философские предпосылки лежат в основе следующих суждений о природе:

"Природа без человека не имеет смысла, она не имеет движения, она есть хаос, недифференцированная и индеферентная материя, стало быть, в конечном счете ничто"'.

"... вся Вселенная... есть не что иное, как одно живое "Я".

39. Проанализируйте следующие высказывания о природе и укажите лежащую в их основе общую идею:

  1. Природа - связанное целое.

  2. "В природе все идет от простого к более совершенному; но везде одна и та же материя, только на разных уровнях развития".

  3. "Жизнь природы - беспрерывное развитие, развитие отвлеченного, простого, неполного, стихийного в конкретное полное, сложное, развитие зародыша расчленением всего заключающегося в его понятии, и всегдашнее домогательство вести это развитие до возможно полного соответствия формы содержанию, это - диалектика физического мира".

  4. "...в природе все совершается... диалектически, ...она движется не в вечно однородном, постоянно снова повторяющемся круге, а переживает действительную историю".

  5. "Так как природа есть начало движения и изменения, а предметом нашего исследования является природа, то нельзя оставлять не выясненным, что такое движение: ведь незнание движения необходимо влечет за собой незнание природы".

40. Каково соотношение таких понятий как "природа", "при- родная среда", "географическая среда", "ландшафтная среда"?

41. Прокомментируйте тексты, определите философскую позицию авторов.

"Разница между мировой и живой материей заключается в том, что мировая материя - это просто фантазия, иллюзия, нечто невозможное между тем как живая материя - это реальность, которая существует и всегда существовала".

"...органический продукт природы есть то, в чем все цель и вместе с тем все средство. Ничто в нем не бывает даром, бесцельно и ничто нельзя приписать физическому механизму".

42. Научно обоснуйте каждый из этих тезисов. С чем можно согласиться, а что принципиально неприемлемо?

  1. "Понятие "жизнь" очень трудно целиком и полностью определить, с какой бы стороны мы не пытались к нему подойти, всегда остается ощущение, что оно ускользает от нас".

  2. "Жизнь - это экологическое свойство, она лишь на короткий миг проявляется как средство индивидуума".

  3. "Жизнь есть свойство материи, приводящее к сопряженной циркуляции биоэлементов в водной среде, движимой в конечном счете энергией солнечного излучения по пути увеличения сложности".

  4. "Жизнь есть способ существования белковых тел, и этот способ существования состоит по своему существу в постоянном самообновлении химических составных частей этих тел", - говорил Ф. Энгельс. Однако, такая "...дефиниция жизни... весьма недостаточна, поскольку она далека от того, чтобы охватить все явления жизни, а ...ограничивается самыми общими и самыми простыми среди них".

  5. "Нам не остается ничего другого, как признать, что жизнь пришла на Землю из мирового пространства, то есть из прежде населенных миров, что она подобно материи и энергии - вечна".

43. Остановилась ли эволюция на человеке? Является ли человек конечным этапом развития жизни?

44. Объясните почему проблемы диалектики природы и общества составляют важную часть научного мировоззрения?