К проблеме формирования коммуникативных умений у дошкольников с тяжелыми нарушениями речи в условиях образовательной интеграции
Вахобжонова З.Б., аспирантка
(г. Минск, УО «БГПУ им. М. Танка»)
Научный руководитель – Хабарова С.П., кандидат педагогических наук, доцент
На современном этапе развития логопедии особую значимость обретают вопросы формирования коммуникативных умений у дошкольников с тяжелыми нарушениями речи (ТНР). Актуальность данной проблемы определяется:
современными тенденциями развития логопедической теории и практики, стимулирующими поиски новых подходов к предупреждению и преодолению речевых нарушений;
необходимостью социальной адаптации дошкольников с ТНР, важнейшим условием которой является владение коммуникативными умениями;
необходимостью разработки модели формирования коммуникативных умений у данной категории детей в условиях образовательной интеграции.
На сегодняшний день существует ряд исследований, в которых с разных позиций описывается и изучается проблема коммуникации (А.А. Бодалев, А.А. Леонтьев, А.Н. Леонтьев, М.И. Лисина, А.В. Мудрик).
Многие современные исследователи (Г.М. Андреева, Б.Ф. Ломов, В.В. Юрчук и др.) рассматривают процесс коммуникации в составе всех сторон общения. В исследованиях данных авторов общение понимается как сложный многогранный процесс, который может выступать в одно и то же время и как процесс взаимодействия индивидов, и как информационный процесс, и как отношение людей друг к другу, и как процесс их сопереживания и взаимного понимания друг друга. При акценте на обмене и сообщении информации общение превращается в коммуникацию, явление более узкое, но неразрывно с ним связанное [3].
Рассмотрение коммуникации как смыслового аспекта общения и социального взаимодействия определяет выделение следующих базовых компонентов коммуникации:
потребность ребенка в общении со взрослыми и сверстниками;
владение определенными вербальными и невербальными средствами общения;
позитивное отношение к процессу сотрудничества;
ориентация на партнера по общению;
умение слушать собеседника [4].
Я.Л. Коломинский, А.В. Мудрик, Е.Г. Савина рассматривают коммуникативные умения как совокупность умений, характеризующих личностные качества ребенка, необходимые для организации и реализации процесса общения, взаимодействия, которые проявляются в осознанных коммуникативных действиях и в умении строить свое поведение в соответствии с задачами общения, требованиями ситуации и особенностями собеседника.
Большинство современных исследователей относят к коммуникативным умениям следующие:
умение говорить самостоятельно;
умение высказываться экспромтом;
умение говорить в нормальном темпе выразительно;
умение ориентироваться в ситуации, условиях общения;
умение использовать невербальные средства общения;
умение прогнозировать результат своего высказывания или реплику собеседника;
умение вступать в общение и поддерживать его с учетом социального статуса собеседника и определения его личностных и эмоциональных особенностей;
умение инициировать завершение общения в социально принятой форме;
умение использовать эмоционально-выразительные компоненты речи;
умение общаться в рамках различных видов общения (личностного, делового, публичного) и др. [1; 2; 4].
Сформированность коммуникативных умений имеет важное значение для успешной адаптации и интеграции дошкольника с тяжелыми нарушениями речи.
В ряде публикаций (Л.С. Волкова, Ю.Ф. Гаркуша, Р.И. Лалаева, Р.Е. Левина, В.И. Селиверстов и др.) отмечается своеобразие коммуникативной деятельности детей с ТНР и доказана необходимость проведения коррекционной работы по формированию коммуникативных умений.
Исследования М.И. Лисиной, Е.О. Смирновой позволили выделить трудности общения, наиболее характерные для дошкольников: импульсивность и заторможенность, несформированность потребности в общении, вытеснение мотивов общения другими мотивами и целями, трудности организации связных высказываний и др.
У дошкольников с ТНР эти трудности усугубляются и дополняются типичными нарушениями: позднее появление речи, резко ограниченный словарный запас, нарушения слоговой структуры слов, выраженный аграмматизм, дефекты произношения, недостаточная речевая активность (Л.В.Лопатина, С.А.Миронова, Т.В.Туманова, Т.Б. Филичева и др.).
Анализ научных исследований позволил определить особенности в отношении отдельных собственно коммуникативных умений у данной категории детей – это снижение мотивационной потребности в общении, что проявляется в неумении поддерживать разговор, симулировать собеседника на его продолжение; несоответствие связного высказывания коммуникативной задаче; трудности учета взаимодействия интонации и смысловых и синтаксических отношений между репликами; употребление отдельных ситуативных односложных речевых высказываний; ограниченность и неадекватность реализуемых коммуникативных тактик; однообразие коммуникативных типов высказываний и др.
Таким образом, данные анализа психолого-педагогической литературы позволяют сделать вывод о том, что необходима системная целенаправленная работа по формированию коммуникативных умений у дошкольников с тяжелыми нарушениями речи.
Список цитированных источников:
Артамонова, С.В. Психолого-педагогические исследования влияния коммуникативных особенностей детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи на качество ее коррекции / Социально-гуманитарные проблемы современности: сб. науч. тр-ов / С.В. Артамонова // ред. кол. А.П.Германович и др.– Шахты: Изд-во ЮРГУЭС, 2007. – С. 55-57.
Грибова, О.Е. Проблемы реализации коммуникативного подхода в обучении детей с тяжелой речевой патологией / О.Е. Грибова // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2002. – № 2. – С. 12-18.
Лисина, М.И. Общение, личность и психика ребенка / М.И. Лисина. – М.: Институт практической психологии, 1997. – 384 с.
Шипицина, Л.М. Основы коммуникации / Л.М. Шипицина, О.В. Защиринская, А.П. Воронова и др. – СПб: ЛОИУУ, 1995. – 304 с.
- С.Л. Богомаз, н.И. Бумаженко, о.В. Данич, с.А. Карташев, а.Н. Акулович
- Предисловие
- Часть III. Теория и методика
- Специального образования
- Своеобразие коммуникативной деятельности
- У детей с интеллектуальной недостаточностью
- Школьная адаптация первоклассников с общим недоразвитием речи в личностной сфере
- Начальные этапы коррекционной работы
- Социализация детей с интеллектуальной недостаточностью
- Практическая работа с семьей ребенка с аутизмом
- Работа с семьей детей с рда
- Особенности развития личности школьников с интеллектуальной недостаточностью в условиях обучения во вспомогательной школе
- К вопросу изучения самоконтроля и его формирования у младших школьников с тяжелыми нарушениями речи
- Особенности взаимодействия дошкольного учреждения с семьями детей с нарушениями зрения
- Моделирование как способ познавательного развития младших школьников с нарушениями зрения
- К проблеме формирования коммуникативных умений у дошкольников с тяжелыми нарушениями речи в условиях образовательной интеграции
- Особенности реабилитации детей после кохлеарной имплантации
- Педагогические условия гендерного воспитания дошкольников с нарушениями зрения
- Своеобразие эмоциональной сферы младших школьников с интеллектуальной недостаточностью: теоретический аспект
- Коррекция специальной готовности к школе детей с нарушением зрения
- Взаимосвязь стиля материнского воспитания и восприятия взаимоотношений в семье школьниками с нарушением зрения
- Формирование у учащихся первого отделения вспомогательной школы практической математической компетенции
- Роль мультимедийных презентаций в логопедической работе по формированию префиксального словообразования глаголов у старших дошкольников с общим недоразвитием речи
- Электронный справочник для педагогов и родителей детей с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью и нарушениями зрения
- Использование дыхательной гимнастики
- Занятиях
- В процессе коррекционно-педагогической работы с детьми раннего возраста с фактором риска в речевом развитии
- Офтальмотренажеры как средство развития зрительного восприятия младших школьников с нарушениями зрения
- Особенности осязательной деятельности тотально слепых младших школьников
- Методика проведения была следующей:
- У учащихся с интеллектуальной недостаточностью
- Особенности адаптации к школе детей с речевой патологией
- В работе с дошкольниками с онр
- Особенности поведения в конфликтных ситуациях подростков с нарушением слуха
- Метод наглядного моделирования в коррекционно-педагогической работе с дошкольниками с общим недоразвитием речи
- Использование невербальных средств общения педагогами в школе-интернате для детей с нарушением слуха в образовательном процессе
- Особенности сенсорно-перцептивной сферы школьников с интеллектуальной недостаточностью
- Формирование номинативной функции речи у дошкольников с нарушениями зрения
- Формирование профессиональных навыков у студентов-дефектологов в рамках программы «от студента к специалисту»
- Фрагмент программы «от студента к специалисту»
- Особенности формирования диалогической речи старших дошкольников с нарушениями зрения в процессе сюжетно-ролевой игры
- Возможности использования метода проектов в экологическом образовании дошкольников с нарушениями зрения
- К проблеме обучения младших школьников с интеллектуальной недостаточностью рассуждению как типу связной речи
- Дифференциальная диагностика моторной алалии и схожих состояний
- Особенности общения школьников с интеллектуальной недостаточностью
- Школьников с интеллектуальной недостаточностью
- Выявление факторов риска в речевом развитии у детей раннего возраста
- Игровая деятельность дошкольников с особенностями психофизического развития
- Формирование диалогической речи у учащихся с интеллектуальной недостаточностью
- Особенности лексики дошкольников с трудностями в обучении, воспитывающихся в детских домах
- Социальное становление личности младших школьников с тяжелыми нарушениями речи
- Исследование памяти детей младшего школьного возраста с интеллектуальной недостаточностью
- Особенности памяти детей с особенностями психофизического развития
- Организация культурно-досуговой деятельности молодых инвалидов как одно из условий их успешной социализации
- У детей с интеллектуальной недостаточностью
- Экспериментальное изучение памяти у детей с интеллектуальной недостаточностью
- Метод релаксации в коррекционной работе с детьми старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи
- Анализ феномена материнской депривации:
- Интерактивные презентации power point как средство формирования пространственных представлений у младших школьников с нарушениями зрения
- Особенности формирования самооценки у детей с нарушениями зрения
- Часть IV. Социальные проблемы современного общества и пути их решения специфика национального усыновления
- Детская и молодежная политика в швейцарии
- Приоритетные направления социальной работы в сша
- К вопросу о свободе человека как объекта преступных посягательств в преступлениях против личной свободы
- К вопросу об основных подходах к пониманию правовой культуры
- Анализ проблемы профессионального становления в психологических исследованиях
- Международно-правовые основы противодействия торговле детьми, детской проституции и детской порнографии
- Актуальные вопросы совершенствования преподавания правовых дисциплин
- Государство и личность: взаимная ответственность
- Профилактики подросткового алкоголизма
- О состоянии преступности несовершеннолетних в беларуси и россии (опыт сравнительного анализа)
- Особенности методики расследования преступлений, совершенных молодежными организованными группами и преступными организациями
- Бытовой терроризм, как проблема современного общества
- С коррупцией
- Сравнительная характеристика деятельности волонтерских организаций в республике беларусь и в республике туркменистан
- Психологическое сопровождение молодежной субкультуры как основа психологического здоровья нации
- Международно-правовая защита прав женщин на современном этапе
- Конституционная характеристика государства как светского в зарубежных странах
- Проблемы института семьи в республике беларусь на современном этапе
- Мотивы выбора профессии
- К вопросу о защите прав несовершеннолетних участников уголовного процесса
- Одинокого материнства
- Антиципационные способности студентов педагогических специальностей.
- К вопросу о необходимости изучения основ предпринимательской деятельности в общеобразовательных учреждениях
- Приобретение гражданства детьми в республике беларусь
- Модель социально-педагогической работы с семьями, находящимися в социально опасном положении
- Социальный интеллект в структуре профессиограммы менеджеров
- Формирование имиджа специалиста по социальной работе
- Правовая охрана материнства в республике беларусь
- Ценностные ориентации студентов-медиков в структуре образовательного пространства
- К вопросу о криминалистической характеристике преступлений, связанных с незаконным оборотом оружия, боеприпасов и взрывчатых веществ
- Сущность рыночной экономики в современных условиях и роль государства в экономической политике
- К вопросу о программе непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи в республике беларусь на 2011–2015 годы
- Роль социально-педагогических технологий в профессиональной подготовке студенческой молодежи к осознанному родительству
- Правовые основы формирования готовности студенческой молодежи к семейной жизни
- Последствия лишения родительских прав
- Сравнительный анализ института усыновления в республике беларусь и зарубежных странах
- К вопросу об истории дисциплинарной ответственности обучающихся в республике беларусь
- Социальное обслуживание лиц старших возрастных групп
- Причины правонарушений несовершеннолетних
- Находящихся в неблагоприятных семейных условиях
- Отношение современной молодежи к проблемам социальной рекламы
- К вопросу об определении сексуальных действий при характеристике насильственных действий сексуального характера
- Роль органов местного управления и самоуправления в области образования
- О совершенствовании уголовного законодательства с учетом гендерных аспектов
- Формирование профессиональной компетентности социального педагога в области защиты прав ребенка
- Утрата права пользования жилым помещением несовершеннолетним
- Виды соучастников преступления
- Применение интерактивных средств при изучении правовых дисциплин (на примере дисциплины «Криминалистика»)
- Позитивная дискриминация по половому признаку (гендерная ассимметрия) как принцип уголовного законодательства
- К вопросу о преподавании курса «правовое регулирование национальной безопасности республики беларусь»
- Содержание
- Часть III. Теория и методика специального образования
- Часть IV. Социальные проблемы современного общества и пути их решения
- Мир детства в современном образовательном пространстве
- 210038, Г. Витебск, Московский проспект, 33.