Вопрос 9
Соотнесите подходы к социологическому определению культуры и содержательной трактовкой этого феномена:
культура-это социальный институт, транслирующий совокупность норм и правил
культура-это совокупность знаковых программ поведения, деятельности, общения, в которых заключен социальный опыт
культура-это совокупность материальных и духовных ценностей
культура-это способ сохранения, воспроизводства, развития общества, особый способ
Вопрос 10
Соотнесите содержание понятий "культура" и "общество":
между ними есть содержательная связь, но не тождество
эти понятия не обладают общим содержанием
эти понятия тождественны по содержанию
Вопрос 11
Выделите понятие, с которым можно охарактеризовать механизм развития культуры:
традиция
революция
элитарная культура
массовая культура
Вопрос 12
Определите, что такое "футурология". Это:
область научных знаний о перспективах общественного развития
учение об общественно-экономических формациях
раздел эстетики, изучающий направления в развитии искусства
Вопрос 13
Определите главное различие, между гипотезой и теорией, заключающееся в том, что:
теория, в отличие от гипотезы - это знание, не только научно обоснованное, но и доказавшее свою истинность
гипотеза предшествует появлению теории
гипотеза - это предположение, а теория - это достоверное знание
Вопрос 14
Определите, как соотносятся между собой методы научного исследования, как аналогия и моделирование
моделирование базируется на аналогии
моделирование исключает аналогию
аналогия базируется на моделировании
Вопрос 15
Укажите закон общественного развития, который был введен Т.Мальтусом:
закон народонаселения
закон энтропии
закон отрицания отрицания
закон единства и борьбы противоположностей
Вопрос 16
Выделите наиболее точную характеристику социальных отношений. Это:
Связи, устанавливаемые между социальными группами и внутри них
Отношения между людьми, складывающиеся в процессе общения
взаимоотношения, складывающиеся между людьми по отношению к собственности
Вопрос 17
Укажите мыслителя, считавшего разнообразие социальной деятельности людей основой целостности общества:
О.Конт
И.Кант
Л.Фейербах
Г.Гегель
Вопрос 18
Установите, правильно ли дано определение нации: Нация-это социальная общность людей, объединенных единым происхождением, культурой, языком, психологическим складом, образом жизни, территорией:
нет
да
Вопрос 19
Назовите мыслителя ХIХ века, выделившего социально-экономический класс в качестве главного элемента социальной структуры общества:
К.Маркс
Л.Фейербах
М.А.Бакунин
Вопрос 20
Среди приведенного перечня обозначьте критерий выделения высшего, среднего, низшего классов в западной социологии ХХ века:
размер доходов
отношение к собственности
социальный престиж
вероисповедание
Вопрос 21
Выберите высказывание, в наибольшей степени отвечающее реальному положению дел в современном обществе:
социальный статус человеком может и наследоваться, и приобретаться
социальный статус человеком может только наследоваться
социальный статус человеком может только приобретаться
Вопрос 22
Определите, что такое социальная мобильность. Это:
переход человека из одной социальной группы в другую с понижением, повышением или сохранением социального статуса
активные миграционные процессы в обществе
возможность свободного передвижения по территории государства
форма научного познания
Вопрос 23
Из приведенного перечня выделите основу жизни общества в понимании марксизма:
общественное производство
семейный быт
сфера торговли
природное окружение
Вопрос 24
Укажите фундаментальную характеристику общества как системы. Общество это:
саморазвивающаяся система
система индивидов
закрытая система
совокупность различных социальных групп
Вопрос 25
Выделите фактор социальной динамики:
географическая среда
характер религиозных воззрений
циклы космических событий
Вопрос 26
Выделите источник социальной динамики:
социальный конфликт
согласие социальных групп
борьба социальных противоположностей, возникающих прежде всего в экономической сфере
Вопрос 27
Установите соответствие, позволяющее определить позицию К.Маркса в анализе проблемы направленности общественного развития:
прогресизм
эсхатологизм
регресизм
циклизм
Вопрос 28
Установите соответствие, позволяющее определить позицию О.Шпенглера в анализе проблемы направленности общественного развития:
циклизм
эсхатологизм
прогрессизм
регрессизм
Вопрос 29
Установите соответствие, позволяющее определить позицию Лао-Цзы в анализе проблемы направленности общественного развития:
регрессизм
прогрессизм
циклизм
эсхатологизм
Вопрос 30
Установите соответствие, позволяющее определить позицию Августина Блаженного в анализе проблемы направленности общественного развития:
эсхатологизм
регрессизм
циклизм
прогрессизм
Вопрос 31
Определите образ направленного развития общества, о котором идет речь в следующем высказывании: Развитие общества - "лишь переходящие ступени бесконечного развития человеческого общества от низшей ступени к высшей":
спираль
синусоида
замкнутый круг
прямая, восходящая
Вопрос 32
Укажите время появления в европейской философии понятия "социальный прогресс":
XVIII в.
XX в.
XII в.
IV-III вв. до н. э.
Вопрос 33
Определите социально-философскую оценку истории человечества, выраженную в следующем высказывании Н.Я.Данилевского: "Мы возвели Европу в сан нашей общей Марьи Алексеевны, верховной решительницы достоинства наших поступков...:
европоцентризм
социоцентризм
евроазийство
теоцентризм
Вопрос 34
Назовите подход к оценке исторического развития, для которого характерна следующая характеристика: неприятие европоцентристской линейной схемы общественного прогресса; утверждение множественности и локальности культур и цивилизаций; обращение к биологическим и антропологическим схемам объяснения истории:
культурологический
формационный
описательный
цивилизационный
Вопрос 35
Выделите основные содержательные характеристики формационного подхода м к пониманию развития общества:
признание многообразия исторического процесса
европоцентризм
признание диалогизма истории
Вопрос 36
Укажите концепцию истории, которая с позицией современной социальной философии является наиболее адекватной нынешним цивилизационным изменениям
концепция постиндустрианализма
концепция локальных культур
концепция общественно - экономических формаций
Вопрос 37
Выделите идею, характерную для учения евроазийства:
идея влияния азиатской культуры на этнический менталитет восточных славян
идея цивилизационной бесперспективности России
идея слияния всех наций в единое человечество
Вопрос 38
Что такое цивилизация с точки зрения системности?
социальный организм, ограниченный в прострвнстве и времени
совокупность вещей материальной культуры
общество, развитие которого определяется техникой
общество, имеющее свою специфическую культуру
Вопрос 39
Что означает термин "Тектология"?
учение о принципах организованности в природе и обществе
учение о разломах в земной коре
наука о тезнике
наука о языковых текстах
Вопрос 40
Выделите наиболее убедительную характеристику современной экономической ситуации:
угроза глобального цивилизационного кризиса имеет человеческое измерение. Это настоящий "антропологический кризис"
угроза глобального кризиса имеет временный характер, она не влияет на творческую природу человека, его место в мироздании. Человек опираясь на грандиозные достежения науки и техники успешно решает эти проблемы
Список вопросов: Теория познания и философия науки.
Кол-во вопросов в тесте: 19
Вопрос 1
Укажите самые главные отличительные черты научного познания:
предметный и объективный способ рассмотрения мира
точность полученных выводов
строгая логика выводов
сверхдальнее прогнозирование практики
Вопрос 2
Выделите основную характеристику науки как социокультурного феномена:
наука - это сложная развивающаяся система
наука - это знание о природе
наука - это совокупность фактов
Вопрос 3
Выделите основную функцию науки в современном обществе:
быть непосредственной производительной силой
социально-критическая
логическая
культурологическая
Вопрос 4
Назовите особенность этики современной науки, которую отмечает в своих воспоминаниях классик естествознания XX века М. Борн: "В реальной науке и ее этике произошли изменения, которые делают невозможным сохранение старого идеала служения знанию ради него самого, идеала, в который верило мое поколение. Мы были убеждены, что это никогда не сможет обернуться злом, поскольку поиск истины есть добро само по себе. Это был прекрасный сон, от которого нас пробудили мировые события":
осознание социальной ответственности ученого
утверждение последовательного служения истине
организованный скептицизм
Вопрос 5
Укажите метод эмпирического уровня научного исследования:
сравнение
абстрагирование
детализация
мысленный эксперимент
Вопрос 6
Выделите метод теоретического уровня научного исследования:
идеализация
описание
индукция и дедукция
анализ и синтез
Вопрос 7
Назовите общелогический метод исследования:
индукция и дедукция
идеализация
сравнение
обобщение
Вопрос 8
Укажите одну из форм научного познания:
научный факт
схема
математическое выражение
доказательство
Вопрос 9
Определите главное различие, между гипотезой и теорией, заключающееся в том, что:
теория, в отличие от гипотезы, - это знание, не только научно обоснованное, но и доказавшее свою истинность
гипотеза предшествует появлению теории
гипотеза -это достоверное знание
Вопрос 10
Определите, как соотносятся между собой такие методы научного исследования, как аналогия и моделирование:
моделирование базируется на аналогии
моделирование исключает аналогию
аналогия базируется на моделировании
Вопрос 11
Назовите метод научного познания, описанный русским химиком XIX века А.М. Бутлеровым в следующем высказывании: "Обстоятельства, сопровождающие явления природы, обыкновенно бывают настолько сложны, что наблюдатель - по крайней мере в первое время - не в состоянии решить, какое из них имеет наиболее существенное значение. Но здесь приходит на помощь опыт. Мы намеренно заставляем происходить то или другое и заставляем происходить так, чтобы наблюдение делалось особенно удобным; мы устраняем то или другое из окружающих обстоятельств, наблюдаем изменения, которые являются при этом устранении, и делаем свои заключения":
эксперимент
сравнение
наблюдение
описание
- Философия Электронный учебно-методический комплекс
- Введение
- Организация управляемой самостоятельной работы студентов с первоисточниками
- Пояснительная записка
- Общие требования к формированию социально-личностных компетенций выпускника
- Цели и задачи учебных дисциплин интегрированного модуля «Философия»
- Структура содержания интегрированного модуля «Философия»
- Примерный тематический план дисциплины «Философия»
- Организация самостоятельной работы студентов
- Методы (технологии) обучения
- Диагностика сформированности компетенций студента
- Содержание интегрированного модуля «философия» учебная дисциплина «философия»
- Раздел I
- Раздел II
- Раздел I
- 2. Проблемное поле философии
- 3. Функции философии
- Задания и упражнения
- 1 .1. Исторические типы мировоззрения: миф, религия, философия
- 1.2. Особенности философии, ее предмет
- 1.3. Взаимосвязь философии и науки
- 1.4. Функции философии
- Модуль 2. Исторические типы классической философии
- 1. Предмет истории философии
- 2. Становление философии в культурах Древнего мира.
- 3. Философия Китая
- 4. Характер древнегреческой культуры и особенности античной философской традиции
- 5.Проблема первоначала в философии до сократиков.
- 6.Концепция отомизма и материалистические тенденции в древнегреческой философии
- 7.Рационально-идеалистичекое направление в классической античной философии (Сократ, Платон, Аристотель)
- 8.Проблема отношения человека и космоса в эллинистической философии
- 9. Статус и функции философии в средневековой европейской культуре
- 10.Соотношение разума и веры в философской традиции средних веков.
- 11.Философия Фомы Аквинского.
- 12. Философия эпохи Ренессанса.
- 13.Развитие гелиоцентрической модели Вселенной.
- 14. Философия и наука: поиски самоопределения философии в новоевропейской культуре.
- 15.Правила рационалистического метода р.Декарта.
- 16.Опытно-индуктивная методология ф.Бэкона.
- 17.Философская эпохи Просвещения.
- 18. Немецкая классическая философия и её роль в развитии европейской философской мысли.
- 19.Критическая философия и.Канта.
- 20.Диалектическая философия Гегеля.
- 21.Истоки и основные черты философии к.Маркса. Взаимосвязь философских, экономических и социально-политических идей в учении марксизма.
- Модуль 3. Становление и основные направления неклассической философии.
- 1.Основные исторические формы позитивистской философии: классический позитивизм, неопозитивизм, постпозитивизм.
- 2.Философия экзистенциализма, её основные темы.
- 3.Философская герменевтика как методология гуманитарного познания.
- Модуль 4. Философия и национальное самосознание. Философская мысль Беларуси.
- 1.Основные этапы развития философской мысли в Беларуси.
- Заключение.
- Раздел II. Основные проблемы современной философии. Модуль 5. Философия бытия.
- 1. Онтология как философское учение о бытии.
- 2. Основные структурные уровни организации материального бытия.
- 3. Пространственно-временная организация бытия.
- 4. Понятие природы. Естественная и искусственная среда обитания.
- 5. Глобальные проблемы современности
- Задания и упражнения
- 1.1. Категория "бытие", ее смысл и специфика
- 1.2. Материя и проблема субстанции в философии
- 4. Диалектика как философская теория развития. Исторические формы диалектики.
- 5. Категории диалектики. Диалектика и синергетика.
- Задания и упражнения
- 1.1. Диалектика, как философская теория развития.
- 1.2. Законы и категории диалектики
- Модуль 6. Философская антропология. Модуль 6. Философская антропология.
- 1.Оснолвные стратегии осмысления природы человека в классической философии.
- 2.Личность и общество.
- 3. Формы свободы. Внутренняя и внешняя свобода.
- 4.Философский анализ отчуждения: сущность, социально-исторические причины и формы
- 5. Проблема смысла жизни и смерти в духовном опыте современного человечества.
- 6. Ценности, их классификация и роль в жизни общества и человека
- 7. Многомерность и системная природа сознания. Сознание и эволюция форм отражения. Индивидуальное и общественное сознание.
- 8. Отражательно-информационная и социальная природа сознания
- 9.Активно-творческий характер сознания. Сознание и самосознание
- Задания и упражнения
- 1.1. Человек, индивид, личность
- 1.2. Характеристика и типология личности
- 1.3. Политическая система общества и личность
- 1.4. Проблема сознания в философии. Детерминанты сознания
- 1.5. Самосознание. Структура самосознания
- Модуль 7. Теория познания и философия науки.
- 1. Социально-историческая, деятельная природа знаний
- 2. Чувственное познание и его формы
- 3. Рациональное познание. Формы мышления
- 4. Понятие и объективность истины
- 5. Понятие практики. Практика - основной и всеобщий критерий истины
- 6. Методы и формы научного познания
- З адания и упражнения
- 1.1. Творчество - высшая форма познавательного отношения человека к миру
- 1.2. Роль подсознания в творчестве
- 1.3. Соотношение между субъектом и объектом творчества
- Модуль 8. Социальная философия.
- 1. Особенности познания социальной реальности.
- 2. Эволюция представления об обществе в истории философской мысли.
- 3. Общество как система. Основные сферы общественной жизни, их взаимосвязь.
- Гражданское общество и правовое государство - показатели цивилизованности общества
- 4.Социальные отношения. Природа социальных противоречий.
- 5. Формационная и цивилизационная парадигмы в философии истории.
- Задания и упражнения
- 1.1. Системная характеристика общества
- 1.2. Историческая закономерность и сознательная деятельность людей. Свобода и необходимость
- 1.3. Природа как объект философского анализа
- 1.4. Отношения в системе "общество - природа - человек"
- 1.5. Экологическая проблема. Формирование экологического сознания
- 1.6. Способ производства и две его стороны: производительные силы и производственные отношения
- 1.7. Производительные силы: элементы, структура и параметры
- 1.8. Производственные отношения
- 1.9. Диалектика производительных сил и производственных отношений
- 1.10. Общественное бытие и общественное сознание
- 1.11. Базис и надстройка
- 1.12. Проблема выделения типов общества
- 1.13. Элементы общественно-экономической формации
- 1.14. Структура общественно-экономической формации
- 1.15. Проблема развития общества. Критерии прогресса
- 1.16. Понятие "социальная группа". Системные представления социальной группы
- 1.17. Характеристика и типология социальных групп
- 1.18. Общая характеристика типов и форм общности людей
- 1.19. Общая характеристика семьи как общественного явления
- 1.20. Определение социальной организации
- 1.21. Понятия "класс" и "страта"
- 1.22. Типология классов и социальных слоев
- 1.23. Социально-классовая структура современного западного общества
- 1.24. Определение политической системы общества
- 1.25. Отношение политического управления к другим видам управленческой деятельности
- 1.26. Происхождение и сущность государства. Его основные признаки и функции. Власть и свобода
- Духовная подсистема.
- 6. Духовная жизнь общества, основные формы общественного сознания. Идеология, её роль в жизни общества.
- 7. Диалектика общественного и индивидуального сознания
- 8. Структура общественного сознания. Возникновение и развитие основных форм общественного сознания
- Задания и упражнения.
- 1.1. Определение общественного сознания
- 1.2. Уровни общественного сознания
- 1.3. Элементы и структура общественного сознания
- 1.4. Формы общественного сознания
- 1.5. Закономерности развития духовной жизни общества
- 1.6. Общественное и индивидуальное сознание
- 1.7. Определение обыденного сознания
- 1.8. Уровни обыденного сознания, его элементы и структура
- 1.9. Развитие обыденного сознания
- 1.10. Определение общественной психологии
- 1.11. Уровни общественной психологии
- 1.12. Элементы и структура общественной психологи.
- 1.13. Определение идеологии
- 1.14. Функции идеологии
- 1.15. Формы идеологии
- 9. Понятие культуры. Роль духовной культуры в жизни общества.
- Задания и упражнения
- 1.1. Определение культуры
- 1.2. Характеристика культуры. Элементы и структура культуры
- 1.3. Типология культуры
- 1.4. Роль науки в развитии культуры
- Вопрос 22
- Вопрос 25
- Вопрос 26
- Вопрос 1
- Вопрос 3
- Вопрос 4
- Вопрос 5
- Вопрос 6
- 3. Фрейд
- 4,5 Млрд. Лет
- Вопрос 15
- Вопрос 16
- Вопрос 17
- Вопрос 7
- Вопрос 8
- Вопрос 9
- Вопрос 12
- Вопрос 10
- К россворды:
- Практикумы Тема 1. Философия как социокультурный феномен
- Тема 2. Исторические типы классической философии
- Новоевропейская философия XVII-XVIII вв. Формирование и развитие естественно-правовой парадигмы социального знания
- Тема 3. Становление и основные стратегии развития постклассической философии
- Тема 4. Философия культуры
- Тема 5. Философия бытия
- Тема 6. Философия природы
- Тема 7. Проблема человека в философии и науке
- Тема 8. Сознания человека как предмет философского анализа
- Тема 9. Познание как ценность культуры и предмет философского анализа
- Тема 10. Философия и национальное самосознание. Философская мысль Беларуси. Русская философия
- Тема 11. Природа социальной реальности и основные стратегии исследования в философии
- Особенности мифологического мышления и генезис философии
- Философия и формирование космоцентрической парадигмы социального знания. Особенности исторического развития восточной философии
- История античной и средневековой философии. Формирование и развитие теоцентрической парадигмы социального знания
- Роль поздней схоластики и философской мысли эпохи Возрождения (XIV – нач. XVI вв.) в идейной подготовке великих научных и социальных революций в Европе (20-е годы XVI – первая пол. XVII вв.)
- История философии конца XVIII – начала XX вв. Формирование и развитие культуро-исторической парадигмы социального знания
- Заключение. Философия и ценностные приоритеты в культуре XXI века
- Уровни организации материи