Своеобразие эмоциональной сферы младших школьников с интеллектуальной недостаточностью: теоретический аспект
Галдобенко Е.В., студентка 3 курса
(г. Витебск, УО «ВГУ им. П.М. Машерова»)
Научный руководитель – Грищенко А.В., преподаватель
Одной из важнейших проблем в специальном образовании является социальная адаптация детей с интеллектуальной недостаточностью к внешним условиям жизни. Эмоции являются одним из механизмов внутренней регуляции психической деятельности и поведения человека. Эмоциональная сфера играет важную роль в воспитательно-образовательном процессе и способствует становлению гармонически развитой личности.
Исследования Л.В. Занкова, В.И. Лубовского, М.С. Певзнер, В.Г. Петровой, С.Я. Рубинштейн и многих других специалистов показали, что своебразие психического развития при интеллектуальной недостаточности проявляется не только в снижении познавательной деятельности, но и в развитии эмоциональной сферы. Эмоциональное развитие заслуживает особого внимания, поскольку оно оказывает непосредственное влияние на процесс взаимодействия с окружающими людьми, и соответственно во многом определяет успешность социальной адаптации школьников с нарушением интеллекта [4, с. 27].
Начало теоретической разработки и изучения эмоциональной сферы детей с интеллектуальной недостаточностью в отечественной психологии связано с именем Л.С. Выготского, который высказал мысль о теснейшей взаимосвязи интеллектуальной и эмоциональной сферы ребёнка. Утверждая, что развитие олигофренов осуществляется в соответствии с общими закономерностями детского развития, он подчёркивал, что при интеллектуальной недостаточности соотношение между интеллектом и аффектом у ребёнка иное, чем в норме, и считал, что именно эта характеристика важна для понимания своеобразия его психики.
Конкретизируя диалектико-материалистическое понимание развития человека как взаимодействие организма и среды, Л.С. Выготский ввёл понятие «социальная ситуация развития», тем самым подчёркивая мысль о том, что воздействие на ребёнка окружающей среды определяется не только своеобразием этой среды, но и индивидуальными особенностями ребёнка, теми переживаниями, которые у него возникают. Характер этих переживаний соответствует тому, как ребёнок понимает воздействующие на него обстоятельства.
Большое количество фактических материалов, освещающих эмоциональное развитие школьников с интеллектуальной недостаточностью, было получено благодаря совместным усилиям педагогов, психологов путём анализа и обобщения наблюдений, проводившихся за учениками на уроках и во внеурочное время. Эти наблюдения характеризуют особенности знаний и умений учащихся с недостатками умственного развития, а также их личностные проявления, в том числе и эмоции. Отдельные сведения об эмоциях школьников-олигофренов содержатся в трудах дефектологов, посвящённых различным педагогическим и психологическим проблемам. Все эти данные позволили представить общую картину эмоциональной сферы учащихся с интеллектуальной недостаточностью, которая дополнялась и уточнялась по мере пополнения имеющихся материалов новыми [3, с. 170].
Характеристика особенностей эмоциональной сферы учащихся-олигофренов представлена в ранних работах Л.В. Занкова. По его мнению, развитие эмоциональной сферы учеников с интеллектуальной недостаточностью в значительной мере определяется внешними условиями, к числу которых в первую очередь относятся специальное обучение и правильная организация всей жизни ребёнка [2, с. 139].
Свойственные младшим школьникам с интеллектуальной недостаточностью импульсивные проявления гнева, обиды и т.д. могут быть постепенно сглажены путём целенаправленного воспитания, способствующего появлению у них контроля над своими поступками и действиями, помогающего формировать положительные привычки и навыки правильного поведения в быту. Эмоциональная сфера школьников с интеллектуальной недостаточностью рассматривается в плане возможностей выработки у них личностных черт, способствующих социальной адаптации.
М.С. Певзнер, создавшая собственную концепцию олигофрении и разработавшая классификацию детей-олигофренов, высказала суждение о чёткой зависимости проявления эмоций от принадлежности учеников к той или иной клинической группе. Вместе с тем она подчеркнула, что всем школьникам данной категории свойственны эмоциональная незрелость, недостаточная дифференцированность и нестабильность чувств, значительная ограниченность диапазона переживаний, крайний характер проявления радости, огорчения, веселья [2, с. 139].
Известно, что эмоциональное отношение к окружающей действительности является неотъемлемым компонентом психического отражения, оказывает серьёзное влияние на познавательную деятельность, поведение и любую человеческую активность. Накопленные в коррекционной психологии данные свидетельствуют о том, что в жизни школьников с интеллектуальной недостаточностью эмоции играют важную роль, проявляясь в коммуникативном поведении и обеспечивая успешность социальной адаптации.
Эмоциональная сфера детей с интеллектуальной недостаточностью, особенно младшего школьного возраста, характеризуется незрелостью и существенным недоразвитием, которые связаны преимущественно с недостаточной сформированностью произвольных психических процессов. Ученики-олигофрены склонны к полярным, лишённым тонких оттенков эмоциям, которые поверхностны, неустойчивы, подвержены быстрым и часто резким изменениям. Однако у некоторых учащихся наблюдается затянутость, инертность эмоциональных реакций, часто имеющих выраженный эгоцентрический характер. В ряде случаев возникающие у школьников с интеллектуальной недостаточностью эмоции недостаточно дифференцированы, неадекватны оказываемым на них внешним воздействиям. Такие дети бурно радуются, когда нужно лишь улыбнуться, не могут сдержать гнев и агрессию, когда следует лишь рассердиться. У учащихся с интеллектуальной недостаточностью с трудом формируются высшие чувства: нравственные, эстетические, гностические. Настроение, как правило, неустойчивое. Дети данной категории слабо контролируют свои эмоциональные проявления, а часто и не пытаются это делать [2, с. 139].
В ходе многочисленных исследований было установлено, что наиболее понятными для учащихся с недостатками умственного развития являются реальные жизненные ситуации. Оказавшись в доступной для понимания ситуации, дети данной категории способны к сопереживанию, к эмоциональному отклику на переживания другого человека, могут прийти на помощь в тех случаях, когда она требуется [2, с. 140].
Эмоции отражают состояние человека и его отношение к чему-либо. Дети с нарушением интеллекта, как и нормально развивающиеся их сверстники познают окружающий мир и делают это не отвлечённо и бесстрастно, а переживают происходящее с ними, формируют собственное отношение к тому, что их окружает, выбирают одни виды деятельности и ситуации и отвергают другие [1, с. 43]. Эмоции отражают состояние, процесс и результат удовлетворения потребностей человека и проявляются в форме непосредственных переживаний удовольствия, радости, гнева, страха и т. д. От них во многом зависит отношение человека к другим людям, а также оценка собственных действий, степень активности мышления, особенности моторики, движений.
Важным аспектом изучения эмоционального развития школьников с интеллектуальной недостаточностью является исследование их эмоционального состояния в процессе урока, поскольку учебная деятельность ставит перед ними достаточно жёсткие требоания, а её осуществление связано с переживанием различных эмоций [2, с. 141].
Развитие эмоциональной сферы ребёнка зависит от эмоциональных свойств учителя, от постоянно проявляющихся особенностей его реагирования на происходящее. Это относится ко всем урокам, тем более к занятиям по развитию и коррекции эмоций. Занятия по развитию и коррекции эмоций направлены на устранение или уменьшение эмоциональной напряжённости или стрессовых ситуаций в классе, проявление отрицательных эмоций в отношениях друг к другу. В ходе их проведения осуществляется коррекция эмоциональных нарушений, развитие эмоциональной сферы детей, формирование у них умения распознавать эмоции других, правильно реагировать, управлять своими чувствами и эмоциями. Школьники учатся различать эмоции по их вербальным и невербальным проявлениям, выражать их социально приемлемыми способами.
Выявлено, что у первоклассников с интеллектуальной недостаточностью выражена потребность в чувстве покоя, безопасности, в положительных эмоциональных отношениях с окружающими. Они стремятся быть эмоционально вовлечёнными в события класса. Испытывают удовольствие от удовлетворения физических потребностей (еда, движение). Вместе с тем у них наблюдается дефицит эмоционально-положительных отношений. Постоянное подавление взрослыми их эмоциональных проявлений вызывает чувство неполноценности, а также потребность в персональном внимании.
Для учеников вспомогательной школы характерна активность, дающая возможность эмоциональному выходу. Отмечаются также агрессивные проявления. Учащиеся реактивны на внешние стимулы и отрицательно реагируют на ограничения и запреты. У них чётко обнаруживается стремление к эмоционально окрашенным, положительным отношениям со взрослыми. У учащихся данной категории наблюдается потребность в одобрении со стороны окружающих и в признании себя.
У младших школьников с интеллектуальной недостаточностью прослеживается недостаток эмоционально положительных отношений и контактов с окружающими [2, с. 142]. Это может существенно повлиять на особенности их сознания и поведения. Состояния дисфункций отдельных уровней меняют тип организации всей эмоциональной сферы и могут привести к различного вида дезадаптации ребёнка.
Анализ многочисленных исследований показывает, что большинство детей с интеллектуальной недостаточностью не всегда правильно понимают даже простые эмоции, тем более трудно им осознать те разнообразные переживания, которые возникают по мере расширения их связей с окружающим миром. По внешним эмоциональным проявлениям эти дети не всегда могут угадывать смысл поведенческих реакций окружающих и правильно реагировать на них. Эмоции таких учащихся примитивны, развиты слабо, недостаточно дифференцированы, маловыразительны, однообразны. У детей с интеллектуальной недостаточностью отмечается задержка в проявлении дифференцированной эмоциональной реакции, проявляется неадекватная реакция на окружение.
Таким образом, эмоциональная сфера младших школьников с интеллектуальной недостаточностью характеризуется незрелостью, маловыразительностью, однообразностью. В отличие от нормально развивающихся сверстников дети с интеллектуальной недостаточностью не могут осуществлять полноценный интеллектуальный контроль над эмоциональной сферой. Формирование эмоций детей с интеллектуальной недостаточностью и грамотная коррекционно-развивающаяся работа способствуют развитию положительных свойств личности и адекватному взаимодействию с окружающими людьми.
Список цитированных источников:
Набойкина, Е.Л. Специфика эмоциональной реабилитации детей с интеллектуальной недостаточностью / Набойкина Е.Л. // Дэфекталогія. — 2005. — №3(44). — С. 43-52.
Петрова, В.Г. Психология умственно отсталых школьников: учеб. пособие для студентов высш. пед. учеб. заведений / В.Г. Петрова, И.В. Белякова — 2-е изд., стереотип. — М.: Академия, 2004. — 160 с.
Рубинштейн, С.Я. Психология умственно отсталого школьника: учеб. пособие для студ. пед. ин-тов по спец. № 2111 «Дефектология» / С.Я. Рубинштейн — 3-е изд., перераб. и доп. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Просвещение, 1986. — 192 с.
Шаповалова, О.Е. Игра — эффективное средство коррекции и развития эмоциональной сферы умственно отсталых школьников / Шаповалова О.Е. // Коррекционная педагогика. — 2008. — №2(26). — С. 27-34.
- С.Л. Богомаз, н.И. Бумаженко, о.В. Данич, с.А. Карташев, а.Н. Акулович
- Предисловие
- Часть III. Теория и методика
- Специального образования
- Своеобразие коммуникативной деятельности
- У детей с интеллектуальной недостаточностью
- Школьная адаптация первоклассников с общим недоразвитием речи в личностной сфере
- Начальные этапы коррекционной работы
- Социализация детей с интеллектуальной недостаточностью
- Практическая работа с семьей ребенка с аутизмом
- Работа с семьей детей с рда
- Особенности развития личности школьников с интеллектуальной недостаточностью в условиях обучения во вспомогательной школе
- К вопросу изучения самоконтроля и его формирования у младших школьников с тяжелыми нарушениями речи
- Особенности взаимодействия дошкольного учреждения с семьями детей с нарушениями зрения
- Моделирование как способ познавательного развития младших школьников с нарушениями зрения
- К проблеме формирования коммуникативных умений у дошкольников с тяжелыми нарушениями речи в условиях образовательной интеграции
- Особенности реабилитации детей после кохлеарной имплантации
- Педагогические условия гендерного воспитания дошкольников с нарушениями зрения
- Своеобразие эмоциональной сферы младших школьников с интеллектуальной недостаточностью: теоретический аспект
- Коррекция специальной готовности к школе детей с нарушением зрения
- Взаимосвязь стиля материнского воспитания и восприятия взаимоотношений в семье школьниками с нарушением зрения
- Формирование у учащихся первого отделения вспомогательной школы практической математической компетенции
- Роль мультимедийных презентаций в логопедической работе по формированию префиксального словообразования глаголов у старших дошкольников с общим недоразвитием речи
- Электронный справочник для педагогов и родителей детей с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью и нарушениями зрения
- Использование дыхательной гимнастики
- Занятиях
- В процессе коррекционно-педагогической работы с детьми раннего возраста с фактором риска в речевом развитии
- Офтальмотренажеры как средство развития зрительного восприятия младших школьников с нарушениями зрения
- Особенности осязательной деятельности тотально слепых младших школьников
- Методика проведения была следующей:
- У учащихся с интеллектуальной недостаточностью
- Особенности адаптации к школе детей с речевой патологией
- В работе с дошкольниками с онр
- Особенности поведения в конфликтных ситуациях подростков с нарушением слуха
- Метод наглядного моделирования в коррекционно-педагогической работе с дошкольниками с общим недоразвитием речи
- Использование невербальных средств общения педагогами в школе-интернате для детей с нарушением слуха в образовательном процессе
- Особенности сенсорно-перцептивной сферы школьников с интеллектуальной недостаточностью
- Формирование номинативной функции речи у дошкольников с нарушениями зрения
- Формирование профессиональных навыков у студентов-дефектологов в рамках программы «от студента к специалисту»
- Фрагмент программы «от студента к специалисту»
- Особенности формирования диалогической речи старших дошкольников с нарушениями зрения в процессе сюжетно-ролевой игры
- Возможности использования метода проектов в экологическом образовании дошкольников с нарушениями зрения
- К проблеме обучения младших школьников с интеллектуальной недостаточностью рассуждению как типу связной речи
- Дифференциальная диагностика моторной алалии и схожих состояний
- Особенности общения школьников с интеллектуальной недостаточностью
- Школьников с интеллектуальной недостаточностью
- Выявление факторов риска в речевом развитии у детей раннего возраста
- Игровая деятельность дошкольников с особенностями психофизического развития
- Формирование диалогической речи у учащихся с интеллектуальной недостаточностью
- Особенности лексики дошкольников с трудностями в обучении, воспитывающихся в детских домах
- Социальное становление личности младших школьников с тяжелыми нарушениями речи
- Исследование памяти детей младшего школьного возраста с интеллектуальной недостаточностью
- Особенности памяти детей с особенностями психофизического развития
- Организация культурно-досуговой деятельности молодых инвалидов как одно из условий их успешной социализации
- У детей с интеллектуальной недостаточностью
- Экспериментальное изучение памяти у детей с интеллектуальной недостаточностью
- Метод релаксации в коррекционной работе с детьми старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи
- Анализ феномена материнской депривации:
- Интерактивные презентации power point как средство формирования пространственных представлений у младших школьников с нарушениями зрения
- Особенности формирования самооценки у детей с нарушениями зрения
- Часть IV. Социальные проблемы современного общества и пути их решения специфика национального усыновления
- Детская и молодежная политика в швейцарии
- Приоритетные направления социальной работы в сша
- К вопросу о свободе человека как объекта преступных посягательств в преступлениях против личной свободы
- К вопросу об основных подходах к пониманию правовой культуры
- Анализ проблемы профессионального становления в психологических исследованиях
- Международно-правовые основы противодействия торговле детьми, детской проституции и детской порнографии
- Актуальные вопросы совершенствования преподавания правовых дисциплин
- Государство и личность: взаимная ответственность
- Профилактики подросткового алкоголизма
- О состоянии преступности несовершеннолетних в беларуси и россии (опыт сравнительного анализа)
- Особенности методики расследования преступлений, совершенных молодежными организованными группами и преступными организациями
- Бытовой терроризм, как проблема современного общества
- С коррупцией
- Сравнительная характеристика деятельности волонтерских организаций в республике беларусь и в республике туркменистан
- Психологическое сопровождение молодежной субкультуры как основа психологического здоровья нации
- Международно-правовая защита прав женщин на современном этапе
- Конституционная характеристика государства как светского в зарубежных странах
- Проблемы института семьи в республике беларусь на современном этапе
- Мотивы выбора профессии
- К вопросу о защите прав несовершеннолетних участников уголовного процесса
- Одинокого материнства
- Антиципационные способности студентов педагогических специальностей.
- К вопросу о необходимости изучения основ предпринимательской деятельности в общеобразовательных учреждениях
- Приобретение гражданства детьми в республике беларусь
- Модель социально-педагогической работы с семьями, находящимися в социально опасном положении
- Социальный интеллект в структуре профессиограммы менеджеров
- Формирование имиджа специалиста по социальной работе
- Правовая охрана материнства в республике беларусь
- Ценностные ориентации студентов-медиков в структуре образовательного пространства
- К вопросу о криминалистической характеристике преступлений, связанных с незаконным оборотом оружия, боеприпасов и взрывчатых веществ
- Сущность рыночной экономики в современных условиях и роль государства в экономической политике
- К вопросу о программе непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи в республике беларусь на 2011–2015 годы
- Роль социально-педагогических технологий в профессиональной подготовке студенческой молодежи к осознанному родительству
- Правовые основы формирования готовности студенческой молодежи к семейной жизни
- Последствия лишения родительских прав
- Сравнительный анализ института усыновления в республике беларусь и зарубежных странах
- К вопросу об истории дисциплинарной ответственности обучающихся в республике беларусь
- Социальное обслуживание лиц старших возрастных групп
- Причины правонарушений несовершеннолетних
- Находящихся в неблагоприятных семейных условиях
- Отношение современной молодежи к проблемам социальной рекламы
- К вопросу об определении сексуальных действий при характеристике насильственных действий сексуального характера
- Роль органов местного управления и самоуправления в области образования
- О совершенствовании уголовного законодательства с учетом гендерных аспектов
- Формирование профессиональной компетентности социального педагога в области защиты прав ребенка
- Утрата права пользования жилым помещением несовершеннолетним
- Виды соучастников преступления
- Применение интерактивных средств при изучении правовых дисциплин (на примере дисциплины «Криминалистика»)
- Позитивная дискриминация по половому признаку (гендерная ассимметрия) как принцип уголовного законодательства
- К вопросу о преподавании курса «правовое регулирование национальной безопасности республики беларусь»
- Содержание
- Часть III. Теория и методика специального образования
- Часть IV. Социальные проблемы современного общества и пути их решения
- Мир детства в современном образовательном пространстве
- 210038, Г. Витебск, Московский проспект, 33.