Особенности развития личности школьников с интеллектуальной недостаточностью в условиях обучения во вспомогательной школе
Бумаженко Н.И., кандидат педагогических наук, доцент
Батяновская О.П., студентка 6 курса
(г. Витебск, УО «ВГУ им. П.М. Машерова»)
Условием нормального врастания ребенка в цивилизацию является единство двух планов развития – естественного (биологического) и социального (культурного). Личностью человек становится (и остается) по мере того, как он начинает (или сохраняет возможность) отдавать себе отчет в том, что делает, и может руководить своими действиями. Эта формула характеризует зрелую, полноценную личность. Личность формируйся постепенно.
Таким образом, задержка или отклонения в становлении личностного уровня развития могут быть обусловлены как нарушениями психофизической организации детского организма, так и отклонениями, выражаясь словами Л.С. Выготского, в собственно культурном развитии ребенка [1].
Дети с интеллектуальной недостаточностью — это дети, у которых в результате органических поражений головного мозга наблюдается нарушение нормального развития психических, особенно высших познавательных, процессов (активного восприятия, произвольной памяти словесно-логического мышления, речи и др.). В силу интеллектуальной недостаточности личность ребенка проходит свое становление в своеобразных условиях, что обнаруживается в различных аспектах [2].
Разработками в области изучения личности детей с особенностями психофизического развития занимались Л.И. Божович, Л.В. Занков, В. И. Лубовский, В.Г. Петрова, С.Я. Рубинштейн и др. Однако проблема формирования личности ребенка с интеллектуальной недостаточностью, изучения направленности и уровня его притязаний относится к числу наименее разработанных.
Существенное влияние на развитие личности оказывает формирование направленности. Понятие «направленность личности» было введено отечественным психологом С. Л. Рубинштейном и расшифровывается как характеристика основных интересов, потребностей, склонностей, устремлений человека. Направленность личности - совокупность устойчивых мотивов, ориентирующих деятельность личности, характеризующаяся ее интересами, склонностями, убеждениями, идеалами, в которых выражается мировоззрение человека. К чему стремится ученик с интеллектуальной недостаточностью: хочет ли он работать, читать, заниматься спортом, либо главные его устремления состоят в желании развлекаться, потреблять то, что могут дать ему родители и государство. В зависимости от доминирующих мотивов выделяют направленность личности: на себя, на других людей, на деятельность. Для детей с интеллектуальной недостаточностью в большей мере характерна направленность на себя. Она проявляется в ориентации на прямое вознаграждение и удовлетворение безотносительно работы и одноклассников, агрессивности в достижении статуса, склонности к соперничеству, раздражительности, тревожности, интровертированности [3].
К числу основных компонентов личности принято также относить уровень притязаний. Он определяется как стремление к достижению целей той или иной степени сложности. В основе лежит оценка своих возможностей. Впервые уровень притязаний был исследован К.Левином и его учениками, которые доказали, что не сам по себе факт успешной или неуспешной деятельности оказывает влияние на формирование уровня притязаний, а субъективное восприятие человеком своей деятельности, себя в целом как успешного. Уровень притязаний, с одной стороны, безусловно, связан с объективной результативностью деятельности человека, а с другой - с самооценкой человека, мерой ее адекватности и высоты. Соотношение между данными параметрами можно выразить формулой: уровень притязания = Успех + Самооценка. Невозможность удовлетворить свои притязания всегда сталкивают ребенка с неуспехом, порождая конфликт. Отсюда и неадекватная реакция ребенка на свой неуспех: он либо отвергает сам факт неуспеха, либо объясняет его не соответствующими действительности причинами. Неадекватная реакция становится защитой для ребенка, позволяет ему в случае неуспеха (именно потому, что причину неуспеха он видит не в себе) не снижать оценку себя, своих возможностей, требований к себе, своих притязаний [3].
По мнению Бороздиной Л.В. уровень притязаний считается проявлением самооценки в действии личности [3]. Экспериментальные исследования (Л.И. Божович, Е.А. Серебрякова, Ж. Нюттен) показывают, что источником истинной самооценки является обобщенное отношение, неограниченное рамками какой-либо одной деятельности. Специальное исследование Р.Б.Сгеркиной по выяснению формирования уровня притязаний у детей с интеллектуальной недостаточностью в двух видах деятельности (учебной — решение арифметических задач и практической — вырезание различных фигур из бумаги) показало, что формирование уровня притязаний в конкретных видах деятельности зависит от предшествующего опыта ребенка — его успешности или неуспешности в этих видах деятельности. В деятельности, обрекающей заранее ребенка на неуспех (решение арифметических задач), выбор задач разной степени сложности осуществлялся формально, т.е. у детей отсутствовали какие-либо стремления, связанные с достижением успеха в данном виде деятельности. Результаты подобных исследований имеют большое практическое значение для создания адекватной мотивационной основы любой деятельности, особенно требующей от ребенка определенных волевых усилий [1].
Целенаправленное исследование уровня притязаний и направленности личности детей с интеллектуальной недостаточностью младшего и старшего школьного возраста было проведено нами на базе УО «Витебская государственная вспомогательная школа № 26» и УО «Государственный детский сад № 21 г. Витебска». Общее количество привлеченных к исследованию лиц составило 60 человек. Экспериментальная группа учащихся с интеллектуальной недостаточностью составила 40 человек с диагнозом F70 по МКБ-10, в исследовании приняли участие учащиеся трех классов первого отделения: 4,5 и 10. Контрольную группу составили 20 нормально развивающихся детей старшего дошкольного возраста.
Нами были использованы методика исследования уровня притязаний Ф. Хоппе и ориентационная анкета на определение направленности личности. Каждый из испытуемых выполнял один и тот же набор заданий в сходных условиях (наедине с экспериментатором, в полной тишине), что позволило обеспечить объективность оценки результатов. Направленность личности школьников с интеллектуальной недостаточностью было изучено при помощи ориентационной анкеты. Для сравнения результатов нами было проведено анкетирование в 4-5-х и 10-м классах, а также контрольной группе старших дошкольников. На основании полученных данных были сделаны следующие выводы: в 4-5-м классах для 80% детей с интеллектуальной недостаточностью характерна направленность на себя, как ориентация на прямое вознаграждение и удовлетворение безотносительно работы и одноклассников, агрессивность в достижении статуса, склонность к соперничеству, раздражительность, тревожность, интровертированность. Например, это отмечается в таких ответах: стремлюсь выполнить работу лучше других; нравится, когда меня за что-нибудь хвалят; я хотел бы, чтобы мои друзья были верны и преданы мне. У 20% школьников с интеллектуальной недостаточностью отмечается направленность на дело, которая характеризуется заинтерисованостью в решении проблем, выполнении задания как можно лучше, ориентацией на сотрудничество, способность отстаивать свое собственное мнение, которое полезно для достижения общей цели. Это прослеживается в таких ответах на вопросы анкеты: человек должен стремиться к тому, чтобы его не нужно было ругать за выполненную работу; наибольшее удовлетворение человек получает от одобрения своей работы.
В 10-м классе для 60% учащихся с интеллекутальной недостаточностью характерна направленность на себя, 20% - направленность на дело, 10% - направленность на общение, которое предполагает поддержку отношений с людьми при любых условиях, ориентировку на совместную деятельность, социальное одобрение, зависимость от класса, потребность в привязанности и эмоциональных отношениях с людьми. Направленность на общение прослеживается в таких ответах: лучшими друзьями я считаю тех, на кого можно положиться; в детстве мне больше всего нравилось проводить время с друзьями; если бы у меня было больше времени, я бы использовал его для общения с друзьями; я не люблю людей, которые часто сорятся и конфликтуют. В группе старших дошкольников для 50% детей характерна направленность на дело, для 35% - направленность на себя, 15% - направленность на общение. Направленность на дело отмечается в желании выполнять порученные им дела, ориентировать окружающих на совместную деятельность. Это проявляется таких ответах детей: нравится, что задание выполнено хорошо, нравиться ощущение выполненного задания, успехи лучше, если задание выполняется в коллективе.
Таким образом, направленность на общение у школьников с интеллектуальной недостаточностью появляется лишь к старшему школьному возрасту, а направленность детей старшего дошкольного возраста на дело, связана с достаточным уровнем сформированности их психологической готовности к школе. Результаты исследования представлены на рисунке 1.
Рисунок 1.
Соотношение видов направленности личности детей с интеллектуальной недостаточностью младшего школьного и старшего школьного возраста и детей старшего дошкольного возраста (в %)
Методика исследования уровня притязаний Ф. Хоппе проводилась с этими же респондентами и была направлена на изучение уровня притязаний. Обработка результатов показала, что у большинства младших школьников и старших школьников с интеллектуальной недостаточностью наблюдаются заниженный уровень притязаний. В контрольной группе у половины обследуемых детей старшего дошкольного возраста адекватный уровень притязаний, завышенный уровень притязаний наблюдается в 20 % случаев, детей с заниженным уровнем притязаний в данной группе значительно меньше (30%) по сравнению с экспериментальной группой. Результаты исследования отражены в таблице 1.
Таблица 1.
Показатели уровня притязаний у учащихся с интеллектуальной недостаточностью и нормально развивающихся старших дошкольников (в %)
Группа испытуемых | Завышенный уровень притязаний | Адекватный уровень притязаний | Заниженный уровень притязаний |
Младшие школьники с интеллектуальной недостаточностью (ЭГ) | 25% | 10% | 65% |
Старшие школьники с интеллектуальной недостаточностью (ЭГ) | 25% | 10% | 65% |
Старшие дошкольники (КГ) | 20% | 50% | 30% |
Также в исследовании изучен еще один аспект уровня притязаний – адекватность учёта результатов выполнения. Результаты выполнения выбранных заданий представлены в таблице 2.
Таблица 2.
Показатели учета результатов выполнения заданий у учащихся с интеллектуальной недостаточностью и контрольной группы старших дошкольников (в %)
Класс | С учётом результатов | Без учёта результатов |
ЭГ (младшие школьники) | 45% | 55% |
ЭГ (старшие школьники) | 40% | 60% |
КГ (старшие дошкольники) | 65% | 35% |
Исследование показало, что уровень адекватной оценки результатов, зависящих от ситуации «успеха» или «неуспеха», у школьников с интеллектуальной недостаточностью, зависит не от возраста, а от складывающейся ситуации и уровня умственного развития.
Испытуемые контрольной группы адекватно результату подбирали задание в 65 % случаев, что значительно превышает показатели школьников с интеллектуальной недостаточностью. Все дети спокойно, размеренно, с интересом выполняли предложенные задания.
Таким образом, направленность личности школьников с интеллектуальной недостаточностью зависит от возраста учащихся, а также от уровня их умственного развития. Уровень притязания школьников начальной и старшей школы одинаков и наблюдаются только небольшие различия при выборе заданий по уровню сложности (следует учитывать уровень психофизического развития школьников с интеллектуальной недостаточностью). Но, также следует отметить, что он зависит и от умственных способностей детей. Так как у старших дошкольников уровень притязаний, по результатам исследования в 50% адекватный, а у школьников с интеллектуальной недостаточностью только в 10% случаев. Направленность личности зависит от уровня притязаний, который определяет выбор деятельности школьника с интеллектуальной недостаточностью, его направленность на общение с людьми, выполнение поставленных задач и способствует достижению определенного социального статуса.
Список цитированных источников:
Рубинштейн, С.Я. Психология умственно отсталого школьника: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по спец. № 2111 "Дефектология"/ С. Я. Рубинштейн.- 3-е изд., перераб. и доп. – Москва: Просвещение, 1986. – 192 с.
Ксенофонтова, Г.Ф. Воспитание личности умственно отсталого школьника в процессе формирования детского коллектива/ Г. Ф. Ксенофонтова //Дефектология. – 2001. – № 5, С. 64-69.
Шипицына, Л.М. «Необучаемый» ребенок в семье и обществе. Социализация детей с нарушением интеллекта / Шипицына, Л. М. – 2-е изд., перераб. и дополн. – СПб.: Речь, 2005. – 477 с.
- С.Л. Богомаз, н.И. Бумаженко, о.В. Данич, с.А. Карташев, а.Н. Акулович
- Предисловие
- Часть III. Теория и методика
- Специального образования
- Своеобразие коммуникативной деятельности
- У детей с интеллектуальной недостаточностью
- Школьная адаптация первоклассников с общим недоразвитием речи в личностной сфере
- Начальные этапы коррекционной работы
- Социализация детей с интеллектуальной недостаточностью
- Практическая работа с семьей ребенка с аутизмом
- Работа с семьей детей с рда
- Особенности развития личности школьников с интеллектуальной недостаточностью в условиях обучения во вспомогательной школе
- К вопросу изучения самоконтроля и его формирования у младших школьников с тяжелыми нарушениями речи
- Особенности взаимодействия дошкольного учреждения с семьями детей с нарушениями зрения
- Моделирование как способ познавательного развития младших школьников с нарушениями зрения
- К проблеме формирования коммуникативных умений у дошкольников с тяжелыми нарушениями речи в условиях образовательной интеграции
- Особенности реабилитации детей после кохлеарной имплантации
- Педагогические условия гендерного воспитания дошкольников с нарушениями зрения
- Своеобразие эмоциональной сферы младших школьников с интеллектуальной недостаточностью: теоретический аспект
- Коррекция специальной готовности к школе детей с нарушением зрения
- Взаимосвязь стиля материнского воспитания и восприятия взаимоотношений в семье школьниками с нарушением зрения
- Формирование у учащихся первого отделения вспомогательной школы практической математической компетенции
- Роль мультимедийных презентаций в логопедической работе по формированию префиксального словообразования глаголов у старших дошкольников с общим недоразвитием речи
- Электронный справочник для педагогов и родителей детей с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью и нарушениями зрения
- Использование дыхательной гимнастики
- Занятиях
- В процессе коррекционно-педагогической работы с детьми раннего возраста с фактором риска в речевом развитии
- Офтальмотренажеры как средство развития зрительного восприятия младших школьников с нарушениями зрения
- Особенности осязательной деятельности тотально слепых младших школьников
- Методика проведения была следующей:
- У учащихся с интеллектуальной недостаточностью
- Особенности адаптации к школе детей с речевой патологией
- В работе с дошкольниками с онр
- Особенности поведения в конфликтных ситуациях подростков с нарушением слуха
- Метод наглядного моделирования в коррекционно-педагогической работе с дошкольниками с общим недоразвитием речи
- Использование невербальных средств общения педагогами в школе-интернате для детей с нарушением слуха в образовательном процессе
- Особенности сенсорно-перцептивной сферы школьников с интеллектуальной недостаточностью
- Формирование номинативной функции речи у дошкольников с нарушениями зрения
- Формирование профессиональных навыков у студентов-дефектологов в рамках программы «от студента к специалисту»
- Фрагмент программы «от студента к специалисту»
- Особенности формирования диалогической речи старших дошкольников с нарушениями зрения в процессе сюжетно-ролевой игры
- Возможности использования метода проектов в экологическом образовании дошкольников с нарушениями зрения
- К проблеме обучения младших школьников с интеллектуальной недостаточностью рассуждению как типу связной речи
- Дифференциальная диагностика моторной алалии и схожих состояний
- Особенности общения школьников с интеллектуальной недостаточностью
- Школьников с интеллектуальной недостаточностью
- Выявление факторов риска в речевом развитии у детей раннего возраста
- Игровая деятельность дошкольников с особенностями психофизического развития
- Формирование диалогической речи у учащихся с интеллектуальной недостаточностью
- Особенности лексики дошкольников с трудностями в обучении, воспитывающихся в детских домах
- Социальное становление личности младших школьников с тяжелыми нарушениями речи
- Исследование памяти детей младшего школьного возраста с интеллектуальной недостаточностью
- Особенности памяти детей с особенностями психофизического развития
- Организация культурно-досуговой деятельности молодых инвалидов как одно из условий их успешной социализации
- У детей с интеллектуальной недостаточностью
- Экспериментальное изучение памяти у детей с интеллектуальной недостаточностью
- Метод релаксации в коррекционной работе с детьми старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи
- Анализ феномена материнской депривации:
- Интерактивные презентации power point как средство формирования пространственных представлений у младших школьников с нарушениями зрения
- Особенности формирования самооценки у детей с нарушениями зрения
- Часть IV. Социальные проблемы современного общества и пути их решения специфика национального усыновления
- Детская и молодежная политика в швейцарии
- Приоритетные направления социальной работы в сша
- К вопросу о свободе человека как объекта преступных посягательств в преступлениях против личной свободы
- К вопросу об основных подходах к пониманию правовой культуры
- Анализ проблемы профессионального становления в психологических исследованиях
- Международно-правовые основы противодействия торговле детьми, детской проституции и детской порнографии
- Актуальные вопросы совершенствования преподавания правовых дисциплин
- Государство и личность: взаимная ответственность
- Профилактики подросткового алкоголизма
- О состоянии преступности несовершеннолетних в беларуси и россии (опыт сравнительного анализа)
- Особенности методики расследования преступлений, совершенных молодежными организованными группами и преступными организациями
- Бытовой терроризм, как проблема современного общества
- С коррупцией
- Сравнительная характеристика деятельности волонтерских организаций в республике беларусь и в республике туркменистан
- Психологическое сопровождение молодежной субкультуры как основа психологического здоровья нации
- Международно-правовая защита прав женщин на современном этапе
- Конституционная характеристика государства как светского в зарубежных странах
- Проблемы института семьи в республике беларусь на современном этапе
- Мотивы выбора профессии
- К вопросу о защите прав несовершеннолетних участников уголовного процесса
- Одинокого материнства
- Антиципационные способности студентов педагогических специальностей.
- К вопросу о необходимости изучения основ предпринимательской деятельности в общеобразовательных учреждениях
- Приобретение гражданства детьми в республике беларусь
- Модель социально-педагогической работы с семьями, находящимися в социально опасном положении
- Социальный интеллект в структуре профессиограммы менеджеров
- Формирование имиджа специалиста по социальной работе
- Правовая охрана материнства в республике беларусь
- Ценностные ориентации студентов-медиков в структуре образовательного пространства
- К вопросу о криминалистической характеристике преступлений, связанных с незаконным оборотом оружия, боеприпасов и взрывчатых веществ
- Сущность рыночной экономики в современных условиях и роль государства в экономической политике
- К вопросу о программе непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи в республике беларусь на 2011–2015 годы
- Роль социально-педагогических технологий в профессиональной подготовке студенческой молодежи к осознанному родительству
- Правовые основы формирования готовности студенческой молодежи к семейной жизни
- Последствия лишения родительских прав
- Сравнительный анализ института усыновления в республике беларусь и зарубежных странах
- К вопросу об истории дисциплинарной ответственности обучающихся в республике беларусь
- Социальное обслуживание лиц старших возрастных групп
- Причины правонарушений несовершеннолетних
- Находящихся в неблагоприятных семейных условиях
- Отношение современной молодежи к проблемам социальной рекламы
- К вопросу об определении сексуальных действий при характеристике насильственных действий сексуального характера
- Роль органов местного управления и самоуправления в области образования
- О совершенствовании уголовного законодательства с учетом гендерных аспектов
- Формирование профессиональной компетентности социального педагога в области защиты прав ребенка
- Утрата права пользования жилым помещением несовершеннолетним
- Виды соучастников преступления
- Применение интерактивных средств при изучении правовых дисциплин (на примере дисциплины «Криминалистика»)
- Позитивная дискриминация по половому признаку (гендерная ассимметрия) как принцип уголовного законодательства
- К вопросу о преподавании курса «правовое регулирование национальной безопасности республики беларусь»
- Содержание
- Часть III. Теория и методика специального образования
- Часть IV. Социальные проблемы современного общества и пути их решения
- Мир детства в современном образовательном пространстве
- 210038, Г. Витебск, Московский проспект, 33.