logo search
ЭУМК Философия Мартынов М

Тема 9. Познание как ценность культуры и предмет философского анализа

1. Развитие концепций познания в истории философии.

2. Структура познавательной деятельности. Познание и творчество.

3. Проблема истины.

4. Понятие науки. Специфика научного познания. Наука как социокультурный феномен.

5. Вера и знание в современной философии.

Самостоятельная работа студентов

К первому вопросу:

Э. Гуссерль // Практикум: Ч. 2. Философия человека.– Мн., 2005.С. 173-175.

1. В чем заключаются отличия мифо-религиозного познавательного отношения к миру от теоретического?

2. Как возникает теоретическое отношение к миру? Почему возникновение теоретической установки совпадает с появлением философии?

Д.Т. Судзуки, Э. Фромм. // Практикум: Ч. 2. Философия человека.– Мн., 2005.С. 15-17.

1. Чем отличается познавательное отношение к природе Восточной (космоцентрической) культуры от Западной (антропоцентрической)?

К. Уилбер // Практикум: Ч. 2. Философия человека.– Мн., 2005.С. 468-472.

1. Чем отличается космоцентрическая познавательная установка восточной философии от антропоцентрической установки западной философии?

2. К какому отношению к природе и человеку приводит антропоцентрическая установка Запада?

Платон, С.Н. Трубецкой // Практикум: Ч. 2. Философия человека.– Мн., 2005.С. 186-189.

1. В чем заключается сущность теории познания Платона?

2. Как Платон опровергает сенсуализм софистов?

3. Какую роль теория познания Платона сыграла в развитии науки?

4. Почему в античной и средневековой философии онтология определяет гносеологию?

М. Хайдеггер // Практикум: Ч. 2. Философия человека.– Мн., 2005.С. 55.

1. В чем заключается историческое значение вклада новоевропейской философии в развитие теории познания?

2. Почему новоевропейскую познавательную установку можно назвать антропоцентризмом?

К. Маркс, Ф. Энгельс // Практикум: Ч. 2. Философия человека.– Мн., 2005.С. 176-177.

1. В чем заключается основной принцип теории познания марксизма? Чем отличается практическая установка мифо-религиозного отношения к миру от понимания практики К. Марксом?

2. В чем заключаются социально-исторические корни идеализма?

3. Как возможно преодоление идеалистического отношения к миру?

М. Бубер // Практикум: Ч. 2. Философия человека.– Мн., 2005.С. 180-183.

1. Чем отличается процесс познания как отношения Я и Оно от понимания процесса познания как отношения Я и Ты?

2. Почему понимание процесса познания как взаимоотношения Я и Ты более адекватно в нашу эпоху – эпоху кризиса техногенной цивилизации?

М. Полани // Практикум: Ч. 2. Философия человека.– Мн., 2005.С. 194-196.

1. Что такое личностное знание?

2. Какую роль сможет сыграть концепция личностного знания в эпоху кризиса техногенной цивилизации?

Ко второму вопросу:

П.В. Копнин // Практикум: Ч. 2. Философия человека.– Мн., 2005.С. 190-192.

1. Что такое субъект и объект познания? Чем объект познания отличается от объективной реальности?

2. С чего начинается процесс познания, и как он протекает?

3. Что такое знание, и чем оно отличается от труда?

4. Как взаимосвязаны знание и язык?

Н.А. Бердяев // Гайдадымов Е.Б. Практикум по философии. Ч.1. – Мн., 2004.С. 613-614.

1. Как взаимосвязаны понятия «субъект», «объект», «познание» и «бытие»?

2. Почему знания человека носят объективный характер?

Н. Гартман // Гайдадымов Е.Б. Практикум по философии. Ч.1. – Мн., 2004.С. 625-626.

1. Как формируется предмет познания? Почему в философии и науке возможны различные картины мира?

Т. Нагель // Гайдадымов Е.Б. Практикум по философии. Ч.1. – Мн., 2004.С. 594-595.

1. Какие существуют концепции относительно познавательной деятельности человека?

2. В чем недостатки теории познания вульгарного материализма или физикализма?

Р. Карнап // Гайдадымов Е.Б. Практикум по философии. Ч.1. – Мн., 2004.С. 457-460.

1. Почему в ХХ в. язык, с точки зрения Карнапа, стал основным предметом философского анализа?

2. В чем заключается бессмысленность всех утверждений метафизики?

3. Какие духовные потребности человека отражает метафизика? Почему эти духовные потребности, с точки зрения автора, метафизика удовлетворяет менее адекватно, чем искусство?

А.Ф. Лосев // Гайдадымов Е.Б. Практикум по философии. Ч.1. – Мн., 2004.С. 461, 515-517.

1. В чем, с точки зрения автора, принципиальный недостаток научного рационализма?

2. Какую роль в познании играет язык?

Э.В. Ильенков // Практикум: Ч. 2. Философия человека.– Мн., 2005.С. 192-193.

1. Как в процессе познания взаимосвязаны деятельность и язык?

2. Почему познавательная деятельность человека носит социальный характер?

Э. Фромм // Практикум: Ч. 2. Философия человека.– Мн., 2005.С. 619-620.

1. Какую познавательную деятельность можно назвать творчеством?

2. Как процесс творчества связан со свободой?

К.Э. Циолковский // Практикум: Ч. 2. Философия человека.– Мн., 2005.С. 610-613.

1. Почему творческие личности не только часто не были оценены своими современниками, но и преследовались ими?

2. Каковы особенности повседневного поведения творческих личностей?

К. Роджерс // Практикум: Ч. 2. Философия человека.– Мн., 2005.С. 623-626.

1. Что такое творчество?

2. Каковы условия творческой деятельности человека?

3. Как можно сформировать творческую личность?

К третьему вопросу:

М. Хайдеггер // Практикум по философии: Социальная философия / А.В. Кузнецов, В.В. Кузнецов. – Мн., 2007.С. 71-75.

1. Вопросы к тексту: см. на стр. 71.

Ф. Ницше // Практикум: Ч. 2. Философия человека.– Мн., 2005.С. 178-179.

1. Каков, с точки зрения автора, генезис понятия истины?

К. Маркс // Практикум: Ч. 2. Философия человека.– Мн., 2005.С. 316.

1. Что является самым ценным в учении Гегеля об истине?

Н.А. Бердяев // Практикум: Ч. 2. Философия человека.– Мн., 2005.С. 320-322.

1. Каковы, с точки зрения Бердяева, противоречия марксистской концепции истины? В чем прав и не прав русский философ?

2. Каковы противоречия концепции истины в философии Ф. Ницше?

3. В чем заключаются достижения концепций истины Маркса и Ницше?

Р. Рорти // Практикум: Ч. 2. Философия человека.– Мн., 2005.С. 323-324.

1. В чем заключается суть прагматической концепции истины Р. Рорти?

Б. Рассел // Практикум: Ч. 2. Философия человека.– Мн., 2005.С. 319.

1. В чем заключается слабость прагматической теории истины?

2. Что такое когерентная концепция истины?

К. Поппер // Практикум: Ч. 2. Философия человека.– Мн., 2005.С. 326-327.

1. Что автор понимает под истиной? В чем ошибочность этого понимания?

Г. Лукач // Практикум по философии: Социальная философия / А.В. Кузнецов, В.В. Кузнецов. – Мн., 2007.С. 75-78.

1. Вопросы к тексту: см. на стр. 75.

М. Фуко // Практикум: Ч. 2. Философия человека.– Мн., 2005.С. 325-326.

1. Какие условия в прошлом выдвигала философия как необходимые для достижения истины?

2. Какие изменения произошли в современной концепции истины? К каким последствиям привели эти изменения?

Х.-Г. Гадамер // Практикум: Ч. 2. Философия человека.– Мн., 2005.

С. 349-351.

1. Как древние греки связывали понятия истины и красоты?

Э.В. Ильенков // Практикум: Ч. 2. Философия человека.– Мн., 2005.С. 348-349.

1. Почему красота, с точки зрения автора, является критерием человечности отношения индивида и общества к предмету познания и деятельности?

К четвертому вопросу:

Текст // Практикум по философии: Социальная философия / А.В. Кузнецов, В.В. Кузнецов. – Мн., 2007.С. 739-756.

1. Какую роль в культуре техногенного общества играет наука?

2. С чем связано разочарование общественного сознания ХХ в. в идеалах научного познания?

Г. Башляр // Практикум по философии: Социальная философия / А.В. Кузнецов, В.В. Кузнецов. – Мн., 2007.С. 740-741.

1. Вопросы к тексту: см. на стр. 740.

И. Валлерстайн // Практикум по философии: Социальная философия / А.В. Кузнецов, В.В. Кузнецов. – Мн., 2007.С. 741-743.

1. Вопросы к тексту: см. на стр. 741.

Э. Гуссерль // Практикум по философии: Социальная философия / А.В. Кузнецов, В.В. Кузнецов. – Мн., 2007.

С. 743-747.

1. Вопросы к тексту: см. на стр. 743.

М.К. Петров // Практикум по философии: Социальная философия / А.В. Кузнецов, В.В. Кузнецов. – Мн., 2007.С. 747-748.

1. Вопросы к тексту: см. на стр. 747.

Н.Ф. Федоров // Практикум по философии: Социальная философия / А.В. Кузнецов, В.В. Кузнецов. – Мн., 2007.С. 749-752.

1. Вопросы к тексту: см. на стр. 749.

В.С. Степин // Практикум по философии: Социальная философия / А.В. Кузнецов, В.В. Кузнецов. – Мн., 2007.С. 752-756.

1. Вопросы к тексту: см. на стр. 752.

К пятому вопросу:

С.Л. Франк // Практикум: Ч. 2. Философия человека.– Мн., 2005.С. 291-292.

1. Что такое вера? Чем вера отличается от знания?

2. Каковы разновидности веры? Почему вера в Бога является высшим типом веры?

К. Ясперс // Практикум: Ч. 2. Философия человека.– Мн., 2005.С. 297-299.

1. Чем отличаются истины веры от истин знания?

2. Что такое философская вера, и чем она отличается от традиционных религиозных верований?

3. Каковы важнейшие положения философской веры?

Э. Фромм // Практикум: Ч. 2. Философия человека.– Мн., 2005.С. 299-300, 303.

1. Чем отличается рациональная вера от иррациональной?

2. Каковы разновидности рациональной веры?

3. Почему вера в человечество является кульминацией рациональной веры? Каково содержание веры в человечество?

Дополнительная литература к теме:

1. Гайдадымов Е.Б. Практикум по философии. Ч.1. – Мн., 2004. – С. 590-666.

2. Практикум: Ч. 2. Философия человека.– Мн., 2005. – С. 275-333, 600-626.