logo search
ЭУМК Философия Мартынов М

1.4. Роль науки в развитии культуры

  1. Отношения между какими категориями адекватно отражают взаимосвязь между наукой и культурой, если считать, что наука есть необходимый элемент и продукт всей человеческой культуры в целом, как духовной, так и материальной:

  1. это соотношение между особенным и всеобщим,

  1. между частью и целым,

  1. между следствием и причиной,

  1. между сущностью и явлением?

  1. В.И. Ленин, развивая в теории отражения идеи К. Маркса, подчеркивает, что сознание, а следовательно, и научное сознание "не только отражает объективный мир, но и творит его".

    • Прокомментируйте ленинскую мысль на примере взаимоотношения науки и культуры.

  2. Как бы ни были велики культурно-бытовые различия между социальными группами внутри одного народа, они никогда не охватывают всего его культурного достояния.

    • Согласны ли вы с приведенным положением?

  3. В повседневной жизни, а частично и в науке, широко распространен взгляд на культуру, как на такое общественное явление, которое во все времена и у всех народов имело только прогрессивное, положительное значение.

    • Согласны ли вы с этим суждением? Дайте аргументированный ответ.

  4. Основу развития всех видов культуры составляют в наши дни грандиозные достижения науки и техники.

    • Приведите примеры культурных инноваций, связанных с современной НТР.

  5. "Мы живем посередине двух культур, которые едва ли соприкасаются - традиционная ненаучная, культура и поднимающаяся научная культура. Они поразительно различны не только в интеллектуальном подходе; но еще больше в атмосфере мысли и моральных позиций".

    • Правомерно ли утверждение Сноу о растущем разрыве между двумя культурами (искусство и наука), а также о взаимном непонимании представителей интеллектуальной культуры (ученых) и эмоциональной культуры (деятелей искусства)?

  6. "Написаны монблановы горы книг и статей, посвященных разграничению науки и искусства. Его не трудно усмотреть. Наука расчленяет предмет, умерщвляет его, искусство же дает целостное восприятие. Наука - утилитарна, искусство - бескорыстно. Первая имеет прикладное значение, направлена на преобразование внутреннего мира самого человека. Наука - это понятия, логика, схема, формула; искусство - воображение, эмоции, интуиция, образ".

    • Назовите основные направления взаимовлияния науки и искусства. В чем отличия, и в чем сходство между наукой и искусством?

  7. "Цивилизация и культура- слова латинского происхождения... Цивилизованный — гражданский, государственный. Культурный - воспитанный, образованный, развитой, почитаемый и т.п. Уже в происхождении слов "культура" и "цивилизация" видно определенное различие, которое и получило свое оформление в категориях культуры и цивилизации, введенных в обиход философской мысли...".

    • В чем конкретно различия в содержании категорий "куль- тура" и "цивилизация"?

    • Что общее между культурой и цивилизацией?

ЛИТЕРАТУРА

  1. Антология мировой философии: В 4 ч. М., 1969-1972.

  2. Мартынаў М.І. Філасофія. - Мн., 2011.

Список вопросов: Философия как социокультцрный феномен

Кол-во вопросов в тесте: 36

Вопрос 1

Выберите суждение, характеризующие такой феномен духовного мира человека и общества, как мировоззрение:

мировоззрение – это форма организации самосознания индивида и общества

мировоззрение – представление о мире и месте человека в ней

мировоззрение – это совокупность индивидуального опыта человека

мировоззрение – это строгая непротиворечивая система суждений о природе

Вопрос 2

Укажите исторический тип мировоззрения, основанной на доказательстве.

философское мировоззрение

религиозное мировоззрение

атеизм

мировоззрение человека

Вопрос 3

Укажите черты характерные для мифологического мировоззрения:

образность, эмоциональность и синкретичность

рациональность

строгая логическая структура

формальность

Вопрос 4

Определите время возникновения философского мировоззрения

VII – VI вв. до н.э.

середина III тысячелетия до н. э

III – I вв. до н. э.

XVI – XVIII вв. н. э.

Вопрос 5

Определите, что является предметом изучения философии:

наиболее общие сущностные характеристики мира, человеческого отношения к природе, обществу и духовной жизни человека

физическая реальность

Бог

материя

Вопрос 6

Установите соответствие, позволяющее охарактеризовать проблематику раздела философского знания – онтология:

учение о бытии

учение о человеке

учение о познании

учение об обществе

Вопрос 7

Установите соответствие, позволяющее охарактеризовать проблематику раздела философского знания – гносеология:

учение о познании

учение о человеке

учение о бытии

учение об обществе

Вопрос 8

Установите соответствие, позволяющее охарактеризовать проблематику раздела философского знания – философская антропология:

учение о человеке

учение о познании

учение о бытии

учение об обществе

Вопрос 9

Установите соответствие, позволяющее охарактеризовать проблематику раздела философского знания – социальная философия:

учение об обществе

учение о познании

учение о бытии

учение о ценностях

Вопрос 10

Определите, в констатации какого из приведенных отношений заключается суть основного вопроса философии:

идеального к материальному

теории к практике

содержание к форме

причины к следствию

Вопрос 11

Назовите представителя философского идеализма:

Платон

К. Маркс

Демокрит

Ф. Энгельс

Вопрос 12

Назовите представителя философского идеализма:

Дж. Беркли

Л. Фейербах

Р. Декарт

Демокрит

Вопрос 13

Определите философскую позицию автора высказывания: « Я вижу эту вишню, я осязаю её, я пробую её … следовательно, она реальна… Устрани ощущение мягкости, влажности, красноты, терпкости, и ты уничтожишь вишню. Так как она не есть бытие, отличное от ощущений, то вишня, я утверждаю, есть не что иное, как соединение чувственных впечатлений…»

субъективный идеализм

марксизм

дуализм

материализм

Вопрос 14

Укажите философскую позицию автора высказывания: «Дух бесконечно выше, чем природа; в нем божественность проявляется больше, чем в природе…»:

объективный идеализм

агностицизм

субъективный идеализм

марксизм

Вопрос 15

Определите философскую позицию автора высказывания. « Мы должны рассматривать природу как систему ступеней, каждая из которых необходимо вытекает из другой… причём однако здесь нет естественного, физического процесса порождения, а есть лишь порождение в лоне внутренней идеи, составляющей основу природы»:

объективный идеализм

материализм

дуализм

агностицизм

Вопрос 16

Выделите представителя философского материализма:

Демокрит

М. Хайдеггер

Д. Юм

Ф. Аквинский

Вопрос 17

Выделите представителя философского материализма:

К. Маркс

Э. Кант

Г. Гегель

Платон

Вопрос 18

Соотнесите историческую форму материализма – стихийный, наивный материализм, с именами философов-материалистов:

Фалес, Демокрит,

П. Гольбах, Ж. Ламерти

К. Маркс, Ф. Энгельс

Т. Гоббс, Г. Плеханов

Вопрос 19

Соотнесите историческую форму материализма – метафизический, механический материализм, с именами философов-материалистов:

П. Гольбах, Ж. Ламерти

Эпикур, Демокрит

К.Маркс, Г. Плеханов

Фалес, Н. Коперник

Вопрос 20

Соотнесите историческую форму материализма – диалектический материализм, с именами философов-материалистов:

К. Маркс, Г. Плеханов

Т. Гоббс, Фалес

Р. Декарт, Ф. Бэкон

Демокрит, Ж. Ламерти

Вопрос 21

Определите философскую позицию, заключенную в словах древнегреческого философа Демокрита: « Миров бесчисленное множество, и они имеют начало и конец во времени. И ничто не возникает из небытия… И атомы… носятся же они во Вселенной, кружась в вихре, и, таким образом, рождается все сложное: вода, огонь, воздух, земля… Последние суть соединения некоторых атомов»:

материализм

агностицизм

идеализм

агностицизм