К россворды:
По горизонтали; 5. Совокупность взглядов, оценок, определяющих самые общие видения мира, положения в нем человека, программы поведения в нем людей. 6. Философское учение, отождествляющее бога и природу. 7. Идеалист, который требует вести чистую жизнь, участвовать в религиозных церемониях. Вино должно восприниматься как символ слияния с богом. Главный бог - Вакх - бог вина. Герой оперы «... и Эвридика» 9. Учение о прекрасном и художественной деятельности людей. 11. Учение о бытии, 13. Представитель римского стоицизма, автор философско-этического произведения «Письма к Луцилию». 15. Учение о познании. 17. Способность человека отражать окружающую действительность и продукт этого отражения. 22» Автор слов: «Единица есть то, через что каждое из существующих считается единым». 25. Объективная реальность, которая существует независимо от субъекта, но этим субъектом познается. 26. Философское учение, отрицающее возможность познания мира. 27. Древнегреческий философ, основатель скептицизма; считал, что человеческие суждения о вещах произвольны, следует воздерживаться от каких-либо суждений вообще и пребывать в состоянии апатии. 29. Древнегреческий философ, считавший, что нельзя употреблять термины - возникает и уничтожается. Надо говорить смешивается и разделяется. В основе всех вещей существуют семена (гомеомерии), это проматерия. Ничто не возникает изначально и ничто не пропадает. Нус (ум) - сила разделяющая и сливающая. Источник движения противостоит материи. 30. Повествование о богах, духах, возникшее в первобытном обществе. 33. Философ, который первоначалом всего считал воздух, из сгущения и разжижения которого возникают все вещи; представитель Милетской школы. 34. Древнегреческий софист, выдвинувший следующие тезисы: ничего не существует, если бы нечто существовало, то было бы непознаваемо; если бы нечто было познаваемо, то познанное было бы невыразимо. 36. Категория, выражающая независимое от субъекта существование мира. 38. Автор слов: «Ради минутной слабости человек пьет вино - он разжигает свою душу», «Все течет», «В одну реку нельзя войти дважды». 39. Древнегреческий философ, один из основателей античной атомистики. Считал, что существуют только атомы и пустота.
По вертикали; 1. Наиболее известный ученик Платона. 2. Древнегреческий философ, который делил философию на физику (учение о природе), канонику (учение о познании) и этику. Выдвинул тезис: атомы не только способны к движению, но оно является самопроизвольным. 3. Так называемые учителя мудрости; группа философов, вместе с которыми в философию входит тема человека и сознания. 4. Автор слов : «Человек -мера всех вещей». 8. Представитель Милетской школы, впервые поставивший вопрос о первоосновах. Он считал, что мир произошел из воды, что в воде зародилась жизнь. 9. Древнегреческий философ, считавший, что движущие силы - любовь ( сила притяжения ) и вражда ( сила отталкивания ), под действием которых космос то соединяется в единый бесконечный шар, то распадается. 10. Древнегреческий философ, провозгласивший целью философии не обладание истиной, а отсутствие заблуждений; придерживался принципа «воздержания от суждений». 12. Совокупность религиозных доктрин о сущности и действии бога. 14. Древнегреческий философ, учил о единстве, вечности и неизменяемости сущего. Выступил с критикой множества богов греческой народной религии. Он считал, что боги - это порождение людского ума; боги - это сама природа. 16. Древнегреческий философ, один из создателей античной атомистики, учитель Демокрита. 18. Представитель Милетской школы, предложивший в качестве первоосновы апейрон - некое неопределенное, бескачественное и бесконечное первоначало, выступающее источником всех вещей и явлений. 19, Автор известных апорий 20. Представители философского направления, основателем которого был Зенон Китайский. 21. Древнегреческий философ, считавший в качестве первоосновы - число. 23. Учение о сотворении мира Богом из ничего. 24. Учение о развитии, движении, изменчивости. 28. Признание одной субстанции в основании бытия. 31. Автор афоризмов: «Одно и то же есть мысль и то, о чем мысль существует» и «Бытие есть, небытия нет». 32. Автор изречений: «Познай самого себя» и «Я знаю только то, что я ничего не знаю - с этого начинается путь познания». 35. Учение о нравственных отношениях и морали. 37. Автор слов: «Если ты что-то знаешь, то зачем тебе это познавать, а если ты ничего не знаешь, то как найдешь, что искать».
П о горизонтали; 2. Фанатичное, безоговорочное принятие той или иной системы ориентации, срастание с ней - без внутренней критичности, самостоятельного анализа. 3. Один из главных представителей неоплатонизма (410 - 485 г.г.). 6. Богословие. 8. Религиозное учение о конечных судьбах мира и человечества, о конце света и страшном суде. 10. Теория, для которой реальным является бытие отдельных изолированных атомов, а то, что составляется из них - вещи и явления видимого мира, весь космос в целом, - это лишь вторичные образования, лишь агрегаты скопления атомов. 11. Направление средневековой философии, которое было связано с подчеркиванием приоритета воли над разумом. Этот термин происходит от латинского слова «NOMEN», что значит «имя». 16. Философ, который говорил: «Природа сама себе недостаточна, и человек призван быть ее господином, повелевать стихиями». 17. Свойства, качества. 18. Учение о бытии. 21. Номиналист (1285 - 1349 г.г.): «Идеи не существуют р божественном уме в качестве прообразов вещей: сначала бог творит вещи своей волей, а идеи возникают в его уме уже после вещей, как представления вещей... Реально существует лишь единичное; любая вещь вне души единична и только в познающей душе возникают общие понятия»; выражение «Бритва ...». 22. Философское течение, придерживающееся христианской догмы, что бог сотворил мир из ничего, сотворил актом своей воли, благодаря своему всемогуществу, и божественное всемогущество продолжает каждый миг сохранять и поддерживать бытие мира. 24. Материалистическая теория, отправным пунктом которой является отдельный человек, а не общество в целом. Индивид - первичен, а общественный союз не высшая цель, но лишь средство для личного благополучия индивидов, жизни «в удовольствие». 27. Термин, происходящий от греческого слова SCHOLE - «школа». Дословный перевод - «школьная философия». 29. Бытие или существование. 30. Средневековый философ (1033- 1109), утверждавший, что «познание возможно лишь с помощью разума, ибо лишь разум способен постигать общее». 32. Доктрина, признающая существование единого бога. 33. Философ, живший около 480 - 524 г.г., чья разработка проблем логики оказала решающее влияние на развитие средневековой схоластики. Первым дает четкое различие понятий сущности и существования. 34. Период в истории и философии Восточного Средиземноморья, Передней Азии и Причерноморья 334 - 324 г.г. до н.э. до 30 г.г. н.э. 35. Самое развитое и влиятельное философское направление поздней античности (последние представители которого жили в Византии) систематизировавшее учение Платона об отдельно существующих умопостигаемых идеях как единственно подлинном бытии. Делали они это с помощью методов аристотелевской логики.
По вертикали; !. Византийский философ, поместивший в самом начале своего труда «Источник знания» поговорку «Ученье - свет, а не ученье - тьма». 4. Философ (XI - ХП), доказывавший, что общие понятия суть не более чем звуки человеческого голоса; реально лишь единичное, а общее только иллюзия, не существующая даже в человеческом уме. 5. Под этим термином в средние века подразумевалось учение, согласно которому подлинной реальностью обладают только общие понятия, или универсалии, а не единичные предметы, существующие в эмпирическом мире. 7. Учение о познании. 9. Философское учение, признающее дух и материю, идеальное и материальное двумя самостоятельными, независимыми началами. 12. Направление в философии, признающее одно начало в основании мира - дух или материю. 13. Первый из философов, попытавшийся привести в систему христианские догматы и на их основе создать учение о человеке (Ш век). Он считал, что человек состоит из души и тела. Дух не принадлежит человеку, он как бы даруется ему богом и всегда устремлен к добру и истине. 14. Один из главных представителей номинализма (конец ХШ - XIV век), автор парадокса об осле.. 15. Номиналист (1266 -1308), который обосновал зависимость разума от воли и считал божественную волю причиной всякого бытия . 19. Средневековое мышление, для которого реальностью, определяющей все сущее, является не природа, а бог. 20. Монах доминиканского ордена (1225/26 - 1274), ученик знаменитого средневекового теолога, философа и естествоиспытателя Альберта. 23.Многобожие. 25. Сущность. 26. Направление католической философии и теологии, соединившее христианские догматы и метод Аристотеля. 28. Учение о Вселенной как едином целом; представление о мироздании. 31. Философия для них - не просто наука, но прежде всего жизненный путь, жизненная мудрость. 36. Один из наследников средневекового номинализма, английский философ эмпирического направления.
П о горизонтали; 1. Термин, возникший в 1 веке до н.э. как обозначение части философского наследия Аристотеля и буквально означающий «то что следует после физики». 4. Процесс приспособления системы к условиям внешней и внутренней среды. 7.еалистический взгляд на действительность, основу которого составляет вера в сверхъестественные силы. 9. Немецкий философ, создавший развернутую систему диалектической логики. 10. Английский философ-идеалист, психолог, историк. 11. Категория философии, являющаяся определенностью предмета, в силу которой он отличается от других предметов. 14. Метод познания, новое понимание которого развивал Ф. Бэкон в работе «Новый Органон» 15. Философское учение, отрицающее полностью или частично возможность познания мира. 16. Наука о закономерностях эстетического освоения человеком мира. 19. Объективная реальность, существующая вне и независимо от человеческого сознания и отражаемая им. 21. Швейцарский психолог, сторонник Фрейда. 22. Направление в теории познания, признающее чувственный опыт единственным источником знаний. 23. Древнегреческий математик, автор «Начал». 24. Английский философ-неореалист, основатель идеалистической теории эмерджентной эволюции. 27. Наука о всеобщих связях и развитии в природе, обществе и мышлении. 28. Иррационалистическое направление, возникшее в XX в., философия существования. 30. Категория, выражающая одну из сторон развития противоречия. 31. Русский ученый, последователь Дарвина, основатель физиологии растений в России. 32. Немецкий философ и ученый, родоначальник немецкого классического идеализма. 33. Английский философ-материалист, развивал учение механистического материализма.
По вертикали: 2. Направление в католической философии, основанное Фомой Аквинским. 3. Что «дороже» самого Платона? 5. Принцип поведения и образ жизни, характеризующийся предельно возможной воздержанностью в удовлетворении потребностей, отказом от земных благ в целях достижения морального или религиозного идеала. 6. Способность непосредственного постижения истины. 8. Идеалистическое учение об относительности, условности и субъективности человеческого познания. 12. Академик, естествоиспытатель, работающий на стыке геологических, биологических наук и наук об атомах. 13. Философское понятие, обозначающее существование. 15.Древнегреческий философ, считающий, что первоосновой и первоначалом мира является воздух. 17. Нидерландский философ-материалист. 18. Закономерное качественное изменение материальных и идеальных объектов, характеризующееся как необратимое и направленное. 20. Совершенное воплощение чего-либо (в зависимости от сферы употребления). 25. Русский писатель, родоначальник революционной мысли в России, автор «Путешествия из Петербурга в Москву». 26. Совокупность глубинных связей, отношений и внутренних законов, определяющих основные черты и тенденции развития материальной системы (философская категория). 27. Французский философ, математик, физик, физиолог, родоначальник рационализма. 28. Наука, объектом изучения которой является мораль. 29. Основатель диалектического и исторического материализма.
По горизонтали; 4. Взгляд на мир и способ мышления, при которых различные предметы, явления рассматриваются вне их взаимосвязей, развития. 5. Древние сказания разных народов о фантастических существах, о делах богов и героев. 7. Совокупность взглядов, оценок, принципов, определяющих самое общее понимание мира, места в нем человека, и вместе с тем жизненные позиции, программы поведения, действий людей. 10. Форма общественного сознания, мировоззрение, система идей, взглядов на мир и на место в нем человека. 11. Взгляд на мир и способ мышления, при которых различные явления рассматриваются во взаимодействии, развитии. 14. Адекватное реальности описание. 15. Философское толкование Вед. 17. Форма существования и систематизации результатов познавательной деятельности человека. 20. Позиция, согласно которой мир объясняется, исходя из первичности духа, сознания. 24. «Познай самого себя», - центральное изречение этого древнегреческого философа. 25. Способ существования религиозного сознания, особое настроение, переживания, характеризующие его внутреннее состояние. 26. Эмоционально-психологическая сторона мировоззрения на уровне настроений, чувств. 27. Фанатичное, безоговорочное принятие той или иной системы ориентации, срастание с ней - без внутренней критичности, собственного анализа, 29. Представитель древнегреческого философского течения, провозгласивший принцип «Человек есть мера всех вещей». 30. Философия для него
не просто наука, а прежде всего жизненный путь, жизненная мудрость. А главное достоинство мудреца, по его мнению, это свобода от власти внешнего мира. 33. Система утвердившихся ритуалов, догматов., социально значимая сторона религии. 34. Одно из положений этой религии: «Причины наших страданий - наши желания». 35. Античный философ, рассматривавший мир как огромный атом.
По вертикали; 1. Опыт формирования познавательных образов мира с использованием наглядных представлений. 2. «Телесная субстанция, обладающая пространственной протяженностью и делимостью» (Декарт). 3. Единичное, обладающее самостоятельностью, в отличие от его состояний и отношений, которые являются изменчивыми и зависят от времени, места, связей и т.д. 6. Отдельный человек, личность. 7. Форма общественного сознания, способ понимания мира, характерный для ранних стадий общественного развития. 8. Форма мировоззрения, в которой освоение мира осуществляется через его удвоение на посюсторонний - «земной» и потусторонний - «небесный». 9. В своих так называемых апориях он хотел доказать, что множественность и движение всего лишь порождение нашего ума, их не существует в реальности. 12. Философское учение о бытии. 13. Философская категория, обозначающая реальность, существующую объективно. 16. Философское учение, отрицающее возможность познания объективного мира и достижимость истины; ограничивает роль науки лишь познанием явлений. 18. Ученик Платона, создатель первой в истории системы логики - силлогистики. 19. Этико-политическое учение в Китае, которое объявляло власть правителя священной, дарованной небом, а разделение людей на высших и низших - всеобщим законом справедливости. 21. Познавательно-интеллектуальная сторона мировоззрения. 22. Философское учение в Древней Индии, основанное на племенных верованиях, обычаях, ведических ритуалах. 23. Философская позиция, характеризующаяся сомнением в существовании какого-либо надежного критерия истины. Крайняя ее форма. 25. Сборники гимнов в честь богов в Древней Индии. 28. Совокупность устойчивых связей объекта, обеспечивающих его целостность и тождественность самому себе, то есть сохранение основных свойств при различных внешних и внутренних изменениях. 31. Первочеловек ведических мифов, породивший мир и человеческое сообщество. 32. Греческий материалист, учение которого было просвещенным, утонченным и просветленным, но все же эгоизмом.
По горизонтали; 2. Основа, первоначало, руководящая идея, основное правило поведения. 4. Французский философ, просветитель, составитель энциклопедии, критик искусства; вместе с Вольтером оказал наибольшее влияние на современную ему общественную мысль. 5. Религия, проповедующая избавление от страданий путем отказа от желаний и достижения «высшего просветления» - нирваны. 7. Древнегреческий философ-идеалист, ученик Сократа, основатель объективного идеализма, автор свыше 30 философских диалогов. 9. Немецкий ученый и философ, родоначальник немецкого классического идеализма. 10. В искусстве - исторически сложившаяся, устойчивая общность образной системы, средств и приемов художественной выразительности, обусловленная единством идейно-эстетического и общественно-исторического содержания. 11. Наука о всеобщих закономерностях, которым подчинены как бытие, так и мышление человека, процесс познания. 12. Видный деятель реформации, основатель протестантизма; оказал большое влияние на все сферы духовной жизни Германии XVI-XVII в.в. 13. Философский термин, обозначающий «смысл», «значение», «сущность» и тесно связанный с категориями мышления и бытия. 14. SOPHIA. 15. Философская категория для обозначения объективной реальности, которая существует независимо от сознания и отражается в нем. 16 Религиозно-философское течение в России, стремившееся доказать, что цель общественного развития заключается в осуществлении правильно понимаемого, «нового» христианства.
По вертикали; 1. Сторона предмета, обусловливающая его различие или сходство с другими предметами и проявляющаяся во взаимодействии с ними. 2. Окружающий нас мир во всем бесконечном многообразии своих проявлений. 3. Предвосхищение в сознании результата, на достижение которого направлены действия. 6. Форма родовой организации первобытнообщинного строя, характеризующаяся главенствующей ролью женщины. 7. Отношение человека к действительности, характеризующееся мрачным взглядом в настоящее и будущее.8. Исторически обусловленная форма присвоения материальных благ, в которой выражаются отношения между людьми в процессе общественного производства.
По горизонтали; 2. Одно из ведущих идейных течений в древнем Китае, согласно которому судьба человека определяется «небом» и то, что люди делятся на «благородных» и «низких», не может быть изменено. 4. Один из основных способов рассуждения (умозаключения) и методов исследования; в переводе с латинского - выведение. 6. Человек со своими социально обусловленными и индивидуально выраженными качествами: интеллектуальными, эмоциональными, волевыми. 8. Главный труд К. Маркса, раскрывший законы капиталистического способа производства и поставивший социализм на научную основу. 10. Продукт сигнального взаимодействия живой системы с окружающим, в переводе с греческого -«душа». 11. Верное, правильное отражение действительности. 12. Осознанное побуждение, обусловливающее действие для удовлетворения каких-либо потребностей человека.
По вертикали; 1. Одно из основных математических понятий, возникшее как абстракция от числовых характеристик физических свойств. 2. Польский астроном, творец гелиоцентрической системы мира. 3. Этап научного исследования, состоящий в фиксировании данных эксперимента или наблюдения с помощью определенных систем обозначений, принятых в науке. 5. Эстетическая категория, отражающая и обобщающая противоречия и конфликты человеческой жизни, взаимодействия человека с окружающей его общественной и природной средой (от греческого drama -действие). 7. Строение и внутренняя форма организации системы, выступающая как единство устойчивых взаимосвязей между ее элементами. 9. Русский ученый-энциклопедист, основоположник Московского университета. 10. Концепция, противоположная монизму, по которой все существующее состоит из множества равнозначных изолированных сущностей, несводимых к единому началу.
По горизонтали; 1. Русский революционер, мыслитель, материалист, критик и публицист, годы жизни 1836-1861. 5. Древнегреческий философ и энциклопедический ученый, основоположник науки логики, ученик Платона. 6. Русский революционный демократ, философ-материалист, критик и социал-утопист; в 1853-62 г.г. был сотрудником и руководителем журнала «Современник». 7. Немецкий поэт, естествоиспытатель и мысли тель, 1749-1832 годы жизни. 8 Вольтер, Монтескье, Кондильяк,
Гольбах, Руссо. 9. Английский философ-материалист, современник английской буржуазной революции, во время которой эмигрировал в Париж, где и написал свои главные произведения - «Философские элементы учения о гражданине», «Левиафан». 10. Немецкий философ и ученый, родоначальник немецкого классического идеализма (1724-1804). 11. Польский астроном, творец гелиоцентрической системы мира. 14. Немецкий физик, создатель теории относительности. 15. Основатель научного коммунизма, диалектического и исторического материализма и научной политической экономии. 17. Русский революционный демократ, литературный критик, основоположник русской реалистической эстетики (1811-1848). 18. Древнеримский оратор, писатель, философ и политический деятель. 21. Русский буржуазный философ-мистик, экзистенциалист, основатель так называемого «нового христианства», идеолог веховства. 22. Вождь русского пролетариата, основатель КПСС и советского государства. 23. Древнегреческий философ, математик, доказавший теорему о прямоугольном треугольнике.
По вертикали; 1. Русский писатель-реалист, гуманист, основная черта воззрений которого «боль о человеке». 2. Академик, естествоиспытатель, работавший на стыке геологических и биологических наук и наук об атомах, профессор Московского университета, создатель учения о ноосфере (1863-1945). 3. Русский мыслитель и общественно-политический деятель, друг А.С. Пушкина. 4. Древнегреческий философ, учение которого знаменует поворот от материалистического натурализма к человеку. 12. Автор произведений, «Аналитики первая и вторая», «Категории», «Поэтика», «Этика», «Политика» и т. д. 13. Древнекитайский философ, основоположник одного из ведущих идейных течений в древнем Китае. 14. Один из создателей марксистского течения, теории научного коммунизма . 16. Греческий философ, по преданию, живший в бочке. 19. Русский писатель, родоначальник революционной мысли в России, материалист. Основное сочинение - «Путешествие из Петербурга в Москву». 20. Русский ученый-энциклопедист, основоположник материалистической философии в России, основатель Московского университета.
По горизонтали: 1.Процесс приспособления системы к условиям внешней и внутренней среды. 5.Бесконечная длительность времени существования мира. Ю.Система взглядов на объективный мир и место в нем человека 12.Люди, которые говорят, что мир познать невозможно. 13.Верное, правильное отражение действительности в мысли. 15.Почитание одного божества. 16.Система взглядов, отрицающих веру в сверхъестественное и бога. П.Философское направление, противоположное материализму.
По вертикали: 2.Необходимость выбора между двумя взаимоисключающими возможностями. З.Утверждение, что реальностью, определяющей всС действительное, является бог. 4.Философская дисциплина, объектом которой является мораль. б.Принятие той или иной системы ориентации без внутренней критичности. 7.Фантастическое отражение действительности в первобытном сознании. 8-Неверие в ценности. 9.Наука о законах наследственности и изменчивости организмов. 11.Человек, обладающий высшей степенью творческой одаренности. 14.Исторический тип мировоззрения, который предполагает разделение мира на земной и небесный.
Большой «круг» (по часовой стрелке1): 1. Учение, отрицающее возможность достоверного познания сущности материальных систем, закономерностей природы и общества. 2. Способ представления мира без противоречий, способ мышления, принципиально избегающий всяких противоречий, 3, Философское учение о ценностях, об их происхождении и сущности, об их месте в реальности. 4. Система знаков, имеющих значение. 5. Противоборство противоположностей; фундаментальный принцип природных и социальных взаимодействий. 6. Система философских и теологических взглядов Фомы Аквинского. 7. Представитель социальной философии итальянского Возрождения. 8. Образец, нечто совершенное, высшая цель стремлений. 9. Немецкий философ, математик, Он считал, что мир состоит из бесчисленных деятельных первоэлементов - монад, которые находятся между собой в отношении предустановленной гармонии. 10. То, что так объемлет объемлемые им вещи, что последние образуют нечто одно. 11. Фундаментальное искажение веры в ее основах. 12. Творческая деятельность, направленная на освоение эстетических ценностей, т.е. личностного смысла таких явлений, благодаря которым жизнь человека становится привлекательной, одухотворенной, осознанной. 13. Часть материального и духовного мира, на которую направлена преобразующая и познавательная деятельность субъекта. 14. Русский писатель и философ.
15. Адекватное отражение объективной реальности познающим субъектом, воспроизводящее познаваемый предмет так, как он существует вне и независимо от сознания. 16. Процедура мысленного расчленения целого на части. 17. Ученик Парменида, известный своими апориями. 18. Отрицание идеалов и ценностей духовного порядка, отрицание культуры. 19 Древнегреческий философ, представитель школы элеатов. 20. Римский философ-стоик, поэт и государственный деятель. Воспитатель будущего императора Нерона, по приговору которого покончил жизнь самоубийством.
Малый «круге (по часовой стрелке): 1 .Древнегреческий философ, ученик Анаксимандра. 2. Динамическая система объективно-истинных знаний о существенных связях действительности, получаемых и развиваемых в результате специальной общественной деятельности и превращаемых благодаря их применению в непосредственную практическую силу. 3. Неотъемлемое существенное свойство. 4. Государственно-политический режим, при котором абсолютная власть осуществляется с помощью полицейского механизма. 5. Основатель и теоретик политической экономии, теории научного коммунизма и философии диалектического и исторического материализма. 6. Нидерландский философ, центральным пунктом его теории было единство бога и природы. 7. Система убеждений, отрицающая реальность бога, отвергающая религию. 8. Британский философ (1873-1958), представитель неореализма, один из основоположников метода логического анализа и родоначальник метаэтики. 9. Русский философ, писатель, государственный деятель. За свою книгу, был сослан в Сибирь, где написал философский трактат «О человеке, его смерти и бессмертии». 10. Немецкий социолог, историк, экономист. 11. Философская категория, обозначающая абсолютное начало, которое составляет ядро родовой сущности человека и проявляет себя в формах познания, целеполагания, организации и производства. 12. Понятие, характеризующее такое мировоззрение, которое объясняет существование всего, что есть в мире, как следствие видоизменения единой основы всего сущего. 13. Австрийский физик, историк науки и философ. Рассматривая мир как. «комплекс ощущений», он видел задачу науки в описании этих ощущений. 14. Немецкий философ, социолог и культуролог. Одна из главных идей - создание всеобъемлющей теории общества, направленной на самоосвобождение людей от отношений господства. 15. Комплекс взаимодействующих элементов.
По горизонтали: 1.Французский гуманист, философ, писатель, политический деятель (1533-1592). 2. Философская и культурологическая категория, характеризующая особый тип соединения разнородных факторов в целостность, когда множество элементов не теряет своего своеобразия в единстве, а единство не позволяет элементам перейти в состояние хаоса. 3. Древнегреческий философ, ученик Платона. 4. Религия, одна из наиболее крупных в мире по числу последователей, синтезировавшая все религиозно-философские поиски древней Индии.
По вертикали; 1. Древнегреческий философ, он вошел в историю философии как непревзойденный мастер философски обработанных диалогов. 2. Фундаментальная философско-мировоззренческая установка, предполагающая объяснение природы, исходя из нее самой, а не из внешнего по отношению к ней начала. 3. Первооснова; то, что не зависит от другого и порождает другое. 4. Представитель немецкой классической философии, обобщивший и развивший диалектические идеи Канта, Фихте, Шеллинга в универсальную систему диалектического идеализма.
По горизонтали: 1. Термин, возникший в 1 веке до н.э. как обозначение части философского наследия Аристотеля и буквально означающий «то, что следует после физики». 4. Процесс приспособления системы к условиям внешней и внутренней среды. 7. Идеалистический взгляд на действительность, основу которого составляет вера в сверхъестественные силы. 9. Немецкий философ, создавший развернутую систему диалектической логики. 10. Английский философ-идеалист, психолог, историк. 11. Категория философии, обозначения определенности предмета, в силу которой он отличается от других предметов. 14. Метод исследования, предполагающий движение мысли от частного к общему. 15. Философское учение, отрицающее полностью или частично возможность познания мира. 16. Наука о закономерностях эстетического освоения человеком мира. 19. Объективная реальность, существующая вне и независимо от человеческого сознания и отражаемая им. 21. Швейцарский психолог, сторонник Фрейда. 22. Направление в теории познания, признающее чувственный опыт единственным источником знаний. 23. Древнегреческий математик, автор «Начал». 24. Английский философ-неореалист, основатель идеалистической теории эмерджентной эволюции. 27. Наука о наиболее общих законах развития природы, общества и мышления. 28. Иррационалистиче-ское направление, возникшее в XX в., философия существования. 30. Категория, выражающая одну из сторон развития противоречия. 31. Русский ученый, последователь Дарвина, основатель физиологии растений в России. 32. Немецкий философ и ученый, родоначальник немецкого классического идеализма. 33. Английский философ-материалист, развивал учение механистического материализма.
По вертикали; 2. Направление в идеалистической философии, основанное Фомой Аквинским. 3. Верное, правильное отражение действительности в сознании человека. 5. Принцип поведения и образ жизни, характеризующийся предельно возможной воздержанностью в удовлетворении потребностей, отказом от земных благ в целях достижения морального или религиозного идеала. 6. Способность непосредственного постижения истины. 8. Идеалистическое учение об относительности, условности и субъективности человеческого познания. 32. Академик, естествоиспытатель, работавший на стыке геологических, биологических наук и наук об атомах. 13. Философское понятие, обозначающее существующий независимо от сознания объективный мир. 15.Древнегреческий философ, считающий, что первоосновой и первоначалом мира является воздух. 17. Нидерландский философ-материалист. 18. Закономерное качественное изменение материальных и идеальных объектов, характеризующееся как необратимое и направленное. 20. Совершенное воплощение чего-либо (в зависимости от сферы употребления). 25. Русский писатель, родоначальник революционной мысли в России, автор «Путешествия из Петербурга в Москву». 26. Совокупность глубинных связей, отношений и внутренних законов, определяющих основные черты и тенденции развития материальной системы (философская категория). 27. Французский философ, математик, физик, физиолог, родоначальник рационализма. 28. Наука, объектом изучения которой является мораль. 29. Основатель диалектического и исторического материализма.
По горизонтали; 4. Философ. Исходит из отрицания законов объективного мира, отрицания познаваемости мира. Каждое явление - это вещь в себе, это воля - суть вещи в себе. Качества мировой воли: не разумна, слепа, находится в разладе с самой собой. История - это хаос случайностей. Жизнь человека • это страдания. Счастья в принципе быть не может. 7. Автор закона единства и борьбы противоположностей. 9.Автор слов: «Существовать - значит быть воспринимаемым». 10. Философ, который считал, что нужно вырвать Францию из религиозных воин. Религия вторична. В основе государства лежит семья. Имущественное неравенство -естественно и необходимо. Монархическая власть сравнивается с семьей в социальном плане. Географическая типизация государств: умеренный климат - государство разума; южное - религиозное государство; северное -сильное государство. 11. Философ, который делает вывод, что у человека в сознании существует конфликт между сознательным и бессознательным. Сознание не служит главным регулятором человеческого поведения. 15. Философ, который отверг теорию конечности космоса; согласно его учению Земля вращается вокруг своей оси и вокруг Солнца. 16. Все христианские постулаты - неизменная истина. К блаженству ведут два пути: человеческий разум и духовное поучение, исходящее от бога; бог и человек не противостоят друг другу - это взаимное единство. 19. Представитель механицизма, приближавшегося к идеям эволюционизма. Главными причинами исторического развития считал просвещение и деятельность выдающихся личностей, был сторонником просвещенного абсолютизма. 21.
Автор положения: «CAUSA SUI» - «причина в самой себе». Философ, считавший что у материи есть свойства быть источником собственного движения. 22. Первый гуманист. Основные идеи гуманистической философии: природное начало человека и радость земного существования. 25. Философ, чей любимый ответ был: «Не знаю» ( знаю, что существует такая точка зрения, но не знаю, так ли это ). 28. Автор произведения «Утопия». 29. Автор слов: «Под словом «дух» мы понимаем естественное тело, до того тонкое, что оно не действует на наши чувства, но заполняющее пространство». 31. Философ, впервые пытавшийся обосновать такую философскую проблему, как доказательство бытия божьего. 32. Автор работы: «Критика чистого разума». 33. Родоначальник христианской философии истории; развил учение о благодати.
По вертикали: 1. Философ, считавший что сознание - свойство материи, присущее только живым телам, для доказательства этого правильного положения приводится теологический аргумент: способностью мыслить наделил материю бог. 2. Философ, считающий, что реальный мир состоит из бесчисленных психических деятельных субстанций - монад. 3. Философ, который ввел понятие экзистенция, означающее как внешнее, так и внутреннее существование человека. Она проявляется сама как порыв. Человек может познать ее только в момент смертельной опасности. 5. Объективный идеалист, считавший, что окружающий мир - инобытие духа; выдвинул тезис о том, что диалектика понятий может быть распространена на диалектику вещей. 6. Создатель пантеистического учения, который считал, что природа - это «бог в вещах». 8. Крупнейший систематизатор взглядов французских материалистов XVIII века; в объяснении общественных явлений отстаивал материалистическое положение о формирующей роли среды по отношению к личности. 11. Материалист, считавший человека частью природы, а высшим благом - любовь. Следовательно, все отношения являются формами этой любви. 12. Оппонент Канта, отвергший его «вещь в себе» и считавший, что первично абстрактное Я, которое совпадает с индивидуальным Я. 13. Философ, У которого центральное понятие философии - это жизнь - это и биологические явления, и общественная жизнь, и субъективные переживания. Основа для жизни -это воля. Воля к власти - это инстинкт человека, является движущей силой мирового процесса. 14. Автор слов: «Мыслю, следовательно, существую». 17. Философ, считавший, что природа - живое целое, проникнутое единой мировой душой, выступающей как всеобщий деятель в природе. Пространство - посредник между умом и материей. Человек может магическими средствами воздействовать на природу. 18. Автор слов: «Какому богу нужно, чтобы люди из-за него друг друга убивали?». 20. Философ, не соглашавшийся с полным отождествлением чувства и разума, но считавший, что разум - это «общее чувство». 23. Философ из просветителей, считавший: только искажение и ущемление цивилизацией природного начала в человеке приводит к несправедливости и злу. 24. Представитель немецкой средневековой мистики, в учении об абсолюте выделял божественное ничто ( бездну) как основу бога и всего бытия. 26. Общество, как учил этот философ, развивается не по воле бога, а в силу естественных причин. В основе развития истории лежат «материальный» интерес и сила. 27. Философ, утверждавший что все человеческие знания проистекают из опыта. 30. Автор слов: «Знание - сила».
По горизонтали: 3. Философское направление, отрывающее мышление от чувственного опыта и считающее единственным источником познания разум. 7. Философское направление, подвергающее сомнению возможность познания объективной реальности. 12. Философское направление, которое исходит из того, что мир материален. 13. Философское направление, признающее два независимых начала мира: материю и дух. 15. Направление философии и теологии, соединявшее христианские догматы и метод Аристотеля. 16. Философская наука о сущности и формах прекрасного. 17. Опыт, не опирающийся на знание фактов, чисто умозрительный. 18. Мысленное отвлечение, обособление от тех или иных сторон. 19. Философская наука о морали, принципах, нормах поведения в обществе. 20. Философское учение, отождествляющее бога с природой, со всем мирозданием. 23. Религиозное подвижничество. 26. Учение о единобожии. 28. Исторически сложившиеся и передаваемые от поколения к поколению обычаи, обряды, идеи, ценности, нормы поведения и т.д. 30. В самом общем значении - способ достижения цели. 31. Внутренне присущее тому или иному предмету или процессу свойство. 36. Средневековая философия, создавшая систему искусственных, чисто формальных логических аргументов для теоретического обоснования догматов церкви. 37. Воззрение, согласно которому человек есть центр Вселенной и конечная цель всего мироздания. 38. Система религиозных мифов о происхождении богов.
По вертикали: 1. Способ рассуждения от общих положений к частным выводам. 2. Ясное и трезвое понимание действительности при осуществлении чего-либо. 4. Отрицание познаваемости мира. 5. Логическое умозаключение от частных, единичных случаев к общему выводу, от отдельных фактов к обобщению. 6. Направление в средневековой философии, согласно которому общие понятия являются лишь именами единичных предметов. 7. Тот, кто осуществляет действие. 8. Оправдание бога перед лицом зла. 9. Философское учение о всеобщих связях, о наиболее общих законах развития природы, общества и мышления. 10. Учение французского философа-дуалиста Рене Декарта и его последователей. 11. То же, что природа. 14. Философское направление, признающее чувственное восприятие и опыт единственным источником познания. 19. Большой круг небесной сферы, по которому перемещается центр Солнца в его видимом годичном движении, отражающем движение Земли по ее орбите. 21. Философское направление, признающее основой мира одно начало (материю или дух ). 22. Религиозно-философское учение о боге как о существе, сотворившем мир, но не управляющем его судьбами. 24. Представители древнегреческой сократической философской школы (IV в. до н. э.) 25. Самостоятельный, осуществляющийся независимо от кого- чего-либо. 27.Метод, противоположный диалектике. 29. Раздел богословия, в котором сформулированы основные доказательства истинности главных религиозных представлений в борьбе с язычниками.. 32. Совокупность считающихся чудодейственными обрядов и заклинаний, призванных воздействовать на природу, людей, животных и богов. 33. Процедура мысленного расчленения предмета, свойства или отношения на части. 34. Человечность в общественной деятельности, в отношении к людям. 35. Произведения, в которых изложены основы христианского богословия и философии.
По горизонтали: 1. Немецкий философ, основатель Марбургской школы. 3. Английский мыслитель, любимым присловием которого было: «На опыте удостоверено». 10. Французский философ-материалист. 11. Искаженное восприятие действительности. 15. Цепь силлогизмов, в которых заключение предыдущего силлогизма является одной из посылок следующего за ним, а одна из посылок при этом не выражается в явной форме. 18. Религиозно-философское учение, считающее бога абсолютно бесконечной личностью, стоящей над миром и над человеком. 19. Внутренняя, существенная и устойчивая связь явлений, обусловливающая их упорядоченное изменение. 20. Внешнее, часто случайное, событие, дающее побудительный толчок для наступления других событий. 23. «Философия дарует человеку презрение к смерти» (автор). 24. Представитель художественного направления, ставящего своей задачей дать наиболее полное и правдивое отражение действительности. 26. «... - приманка зла» (Платон). 27. Представитель философской школы, отвергающей нравственные нормы и призывающей к аскетизму и возврату к природе. 32. Первоначало мира по Гераклиту. 33. Форма движения материи, более высокая, чем физическая и химическая формы. 37. Высшая форма творческой одаренности. 38. Научное философское направление, противоположное идеализму. 39. Французский философ и писатель, глава французского экзистенциализма. 40. Одна из форм отражения мира, связанная с применением языка, способ обобщения предметов и явлений. 42. В позднеантичной философии - прообраз, идея. 44. Английский историк и социолог-позитивист. 45. Общественно-политическое явление, связанное с применением силы.
По вертикали: 2. Немецкий поэт, естествоиспытатель и мыслитель. 4. Французский философ и писатель, сделавший категорию «абсурд» исходным принципом своей философии. 5. Немецкий философ-идеалист, автор сочинений «Этика», «Философия природы». 6. Одна из основных форм существования материи. 7. «... - тень дела» (Демокрит). 8. Религиозно-идеалистический взгляд на действительность, основу которого составляет вера в сверхъестественные силы. 9. Глава афинской школы неоплатонизма. 12. «Вера вопрошает, ... обнаруживает» (Августин Аврелий). 13. Способ достижения цели, упорядоченная деятельность. 14. При помощи этого понятия Кант пытался отделить сущность от явления, считая первую непознаваемой. 16. Совокупность воззрений,, согласно которым бог есть реальность, определяющая все сущее. 17. Учение, отрицающее возможность познания мира. 21. Основная священная книга ислама. 22. По представлениям спиритов, некий «психический ток», излучаемый человеком. 25. Родина Аристотеля. 28. Понятие в философии Анаксимандра для обозначения беспредельной, неопределенной материи, находящейся в вечном движении. 29. Вопрос к 200-летию А. С. Пушкина. Стихотворение великого поэта. 30. Представитель религиозно-философского течения, признающего духовное непознаваемое первоначало, противостоящее материи - «источнику зла». Для его взглядов характерна концепция единого начала, развертывающегося в серии эманации, и иерархическое строение умопостигаемого мира. 31. Отклонение от официального вероучения. 34. Осознанное побуждение, обусловливающее действие для удовлетворения какой-либо человеческой потребности. 35. Представитель философского течения, ставящего главной задачей освободиться от страстей и жить, повинуясь разуму. 36. Французский философ и писатель, просветитель, критик искусства. 41. Знаковая система любой физической природы, выполняющая познавательную и коммуникативную функции. 43. Оливковое масло, употребляемое в церковном обиходе.
По горизонтали; 1. Оторванное от жизни бесплодное умствование. 4. Историческая ступень в развитии первобытно-общинного строя. 8. Немецкий философ. 9. Форма отражения явлений объективной реальности. 10. Наука о законах развития. 14. Способ построения и обоснования системы философского знания. 15. Один из способов регулирования действий человека в обществе. 16. Направление в философии (Камю, Сартр и др.). 21. Адекватное отражение объективной реальности. 22. Немецкий философ-идеалист, математик. 23. Одна из основных философских категорий, обозначающая то, на что направлено человеческое познание.. 24. Взаимодействие субъекта с объектом, результатом которого является новое знание. 26. Человеческая способность идеального восприятия действительности в мышлении. 27. Способность порождать понятия и суждения (по Канту). 28. Наука о познании. 29. Одно из двух основных направлений в философии.
По вертикали: 1. Представитель одной из древнегреческих философских школ. 2. Наука о бытии. 3. Философская дисциплина, изучающая нравственность. 5. Философская категория, обозначающая реальность, существующую объективно, вне и независимо от сознания человека. 6. Представитель немецкого классического направления в философии. 7. Целесообразная деятельность человека. 11. Троица (греч.) - у Гегеля универсальная схема всякого процесса развития. 12. Проявление «ноумена» (Кант). 13. Философская доктрина, которая признает бога как творца мира, более не вмешивающегося в закономерное течение его событий. 17. Вселенная. 18. Соединение различных элементов в единое целое. 19. Отрицание существования бога. 20. Древнегреческий философ, прославившийся своими апориями. 24. Совокупность базовых оснований и принципов науки, разделяемых группой ученых или научным сообществом на определенном этапе. 25. Мистическое богопознание. 30. Философская категория для обозначения первоначала, первоосновы. 31. Направление в философии, появившееся в XIX веке и оказавшее исключительное влияние на ход истории и развитие философии. 32. Философское учение, признающее два начала: дух и материю.
По горизонтали: 1. Первый известный теоретик биологизаторской концепции в понимании человека. 4. Русский мыслитель-материалист, идейный родоначальник народничества. 6. В результате познания это отрицается, затем опять отрицается, получаем это же, но с новым уровнем знаний (по Гегелю). 7. Немецкий философ-идеалист-, говоривший: «Жизнь - воля к власти». 8. Понятие, означающее явление, данное нам в опыте, постигаемое при помощи чувств; с помощью этого понятия Кант пытался отделить сущность от явления. 11. Ведущий представитель «христианского» экзистенциализма. 14. Древнегреческий философ-материалист, «учитель наслаждения», основал собственную школу в Афинах. 15. Неотъемлемое свойство предмета, без которого предмет не может ни существовать, ни мыслиться. 16. Философ Нового времени, основатель индуктивного метода познания. 17. Видный представитель экзистенционалистов-атеистов; автор работы «Экзистенционализм - это гуманизм». 18. Немецкий экономист, историк и социолог, философ-неокантианец. 19. Город, где располагалась древнейшая философская школа Греции. 20. Философ Нового времени, создатель первой законченной системы механистического материализма. 24. Познающий. 25. Одна из морально-эстетических категорий, в которых выражается нравственная оценка поведения людей и социальных явлений. 26. Наука о морали. 27. Древнегреческий философ-идеалист, основатель объективного идеализма; изложил идею идеального государства. 28. Человек, занимающийся систематизацией вероучения некой религии.
По вертикали; 1. Философская категория для обозначения объективной реальности, которая существует независимо от сознания и отражается в нем. 2. Виднейший представитель римского стоицизма; Энгельс называл его дядей христианства. 3. Один из главных представителей неофрейдизма. 4. Представитель немецкой классической философии, объективный идеалист, наиболее полно сформулировавший основные законы диалектики. 5. Человек, читающий курс философии в вузе. 9. Все философские концепции есть в конечном счете философия ... ( чего или кого? ).10. Древнегреческий философ, его школа внесла ценный вклад в развитие математики и астрономии. 12. Одна из основных форм существования материи. 13. Специфический способ воспроизведения объективной действительности с позиций определенного эстетического идеала в непосредственно воспринимаемой форме. 19. Философский термин, означающий структурную, субстанциальную единицу бытия. 21. В философии Канта то, что остается за пределами опыта и является недоступным. 22. Познаваемое. 23. Философ Нового времени, основатель дедуктивного метода,. 29. Этот'древний философ говорил: «Познай самого себя».
1. Русский религиозный философ- Идейный противник марксизма и коммунизма. 2. Способ существования религиозного сознания, особое настроение, переживание, характеризующее его внутреннее состояние. З.Вечный жид. 4.Философское направление, признающее разум основой познания и поведения людей .З.Способ рассмотрения многообразия явлений мира в свете единой основы всего существующего. б.Американский философ (родился в 1895 году), представитель технологического детерминизма. 7. Теория и метод познания явлений действительности в их развитии и самодвижении, наука о наиболее общих законах развития природы, общества и мышления. З.Необходимое, существенное, неотъемлемое свойство объекта. 9.Средневековая философия. Ю.Сложное взаимодействие интеллектуальных и эмоциональных компонентов, мироощущений и миропонимания. 11.Жена первого мужчины. 12.Философское учение, отрицающее возможность познания объективного мира и достижимость истины. 13.Основоположник научного коммунизма, великий учитель и вождь международного пролетариата. 14. Философ, первый в истории философии поставивший проблему человека как главную. 15.Учение Фомы Аквинского. 16.Позиция, согласно которой за основу миропонимания берётся, объективная реальность, существующая независимо от человеческого сознания. 17. Форма общественного сознания, способ понимания мира, характерный для ранних стадий общественного развития. 18. Верования на Руси до принятия христианства. 19. Результат и идеальная форма отражения предметов и явлений материального мира в сознании человека. 20. Древнегреческий философ, автор парадоксальных положений - апорий. 21. Направление средневековой схоластической философии. 22. Система религиозных верований, основанная на представлении об едином боге. 23. Взгляд на мир и способ мышления, при которых различные предметы, явления рассматриваются вне их взаимосвязей, вне развития. 24. Воззрение, согласно которому человек есть центр и высшая цель мироздания. 25. Итальянский политический мыслитель, историк, писатель, который считал, что ради упрочения государства допустимы любые средства (родился в 1469 году) 26. Изображение божества или духа, служащее объектом религиозного поклонения 27. Этому мифическому чудовищу уподоблял государство Т. Гоббс. 28.Древнеиндийский философ, основатель мадхъямики. 29.Философское течение, защищающее христианство от критики нехристианских философов. ЗО.Его подлинное имя Ибн Рушд. 31 «Школьная» философия». 32.Ограничение или подавление чувств, желаний; добровольное перенесение физической боли, одиночества. ЗЗ.Второе название ислама.34.Общее название учений, признающих существование скрытых' сия в человеке и космосе, доступных лишь для «посвящённых». 35.Английский гуманист, государственный деятель и писатель; один из основоположников утопического социализма (родился в 1478 году). Зб.Учение, согласно которому подлинной реальности) обладают общие понятия. 37.Французский просветитель, правовед, философ XIII века. 38.«Благая весть».
По горизонтали; 1.Понятие этики, которое обозначает моральную необходимость выполнения каких-либо обязательств. 2.Такое отношение к событиям, теориям и даже вымыслам, когда они принимаются за достоверные без доказательств.?. Древнегреческий философ-идеалист учитель Платона. В.Автор «Анти-Дюгинга». 9.Живое, наглядное представление о ком-чем-нибудь. 12. Принцип идеологии, признающий превосходство отдельной личности над коллективом и обществом. 13. Мнение, положение решение - с греч., доктрина или ее отдельные положения,, принимаемые за истинные без доказательства, опытного обоснования, а лишь на основе веры или слепого подчинения авторитету. 17. Религиозное многобожие предшествующее монотеизму. 19. Религия, имеющая приверженцев главным образом среди евреев. 21. Творческая деятельность, в процессе кото-1й создаются художественные образы. 22. Основная форма мировоззре-1я народов на древнейшей ступени их развития. 23. Совокупность норм правил поведения людей, установленных или утвержденных государством. 24.Деспот, сатрап.
По вертикали: 1.Инакомыслящий человек, не согласный с господ ствующей идеологий. З.Нравственный принцип, согласно которому благо другого более значимо, чем личное благо. 4.Противоречие в рассуждени ях возникающее при соблюдении его логической правильности З.Совокупность теоретических предпосылок, определяющих конкретное научное исследование и признанное научной общественностью на данном этапе. б.Непосредственное постижение истины без предварительного ло гического рассуждения. 10. В широком смысле отрицание общепринятых ценностей и норм, укоренившихся форм общественной жизни 11.Направление в теории познания, сводящее познание к чувственному опыту. 13. Уральские купцы, в честь которых учреждена премия за дости жения в науке. 14. Христианский богослов и философ-мистик, прозванный «Ьлаженным». 15. Одно из основных течений западноевропейской фило софской мысли в средние века, 16. Русский философ, автор произведений Смысл творчества», «Философия неравенства». 18. И любовь, и нена- [сть, и симпатия (обобщ.). 20. Понятие, означающее ничем не ограни ченную и не обусловленную самостоятельную и самодейственную «сущ ность».*
По горизонтали: 2. Теория познания. 4. Исторический тип мировоззрения.?. Наука, изучающая проблемы прекрасного.8. Знание, предшествующее опыту. 10. Наука о ценностях. 12. Система взглядов на мир и место в нем человека, с греч. - «любовь к мудрости». 13. Неотъемлемое свойства объекта. 14. Оправдание бога в отношении допускаемого им зла на земле. 17. Учение о единстве и взаимосвязи космоса. 19. Древнегреческий философ. 22. Направление в теории познания, признающее чувственный опыт источником знания. 23. Нерасчлененность, характеризующая неразвитое состояние какого-либо явления (например, философия, религия, наука в мифологическом сознании).
По вертикали; 1.Категория этики, противоположная добру. 3. Сомнение в существовании какого-либо надежного критерия истины. 5. Человек, утверждающий, что сознание первично. 6. Мистическое учение, претендующее на раскрытие особых «божественных истин». 7. Религиозное учение о конечных судьбах мира и человека. 9. Принцип человеческого мышления, направляющий его на осмысление и осознание собственных форм и предпосылок, раскрывающий внутреннее строение и специфику духовного мира человека. 11. Признание ценности человека как личности. 15. Учение, признающее равноправие духа и материи. 16. Русский религиозный философ. 18. Центральное понятие даосизма. 20.Объективная реальность, рассматриваемая со стороны ее внутреннего единства. 21. Учение Фомы Аквинского. 22. Дисциплина, изучающая мораль.
По горизонтали: 1. Учение, отрицающее полностью или частично возможность познания мира. 2. Монополистический капитализм, высшая и последняя стадия развития капитализма, канун социалистической революции. 3. Однозначное слово, фиксирующее определенное понятие науки, техники, искусства. 4. Русский философ-материалист, революционный демократ, поэт, теоретик утопического социализма, ближайший идейный соратник Герцена. 5. Научное философское направление, противоположное идеализму. 6. Раздел социологии, объктом изучения которого являются малые группы. 7. Разновидность христианства, имеющая следующие особенности: признание происхождения святого духа не только от бога-отца, но и от бога-сына, догматы о чистилище и т.д. 8. Человеческий индивид в аспекте его социальных качеств, формирующихся в процессе исторических, конкретных видов деятельности и общественных отношений. 9. Немецкий философ и ученый, родоначальник немецкого классического идеализма. 10. Переход в познании от общего к частному и единичному. 11. Поклонение нескольким богам. 12. Понятие древнегреческой эстетики, характеризующее эстетическое воздействие искусства на человека. 13. Представители древнегреческой философской школы, последователи Ан-тисфена.
По вертикали: 1. Древнеиндийское учение, тяготеющее к фатализму и отрицающее авторитет Вед, отрицающее существование души. 2. Форма учения о мистической эманации материального мира из духовного первоначала. 3. Идеалистическое учение о духовной правооснове мира, признающее независимое существование тела от души. 4. Единичный отдельный объект, выделенный из определенного вида, рода или класса объектов. 5. Религиозно-филосовское учение, которое признает существование бога как сверхъестественного существа, обладающего разумом и волей. 6. Методологический прием, заключающийся в приведении некоторых задач в удобный для их анализа или решения вид, а также для восстановления прежнего состояния, приведения сложного к более простому. 7. Философское исследование природы ценностей 8. В теории познания - введенное Авенариусом понятие о недопустимом, с его точки зрения, вкладывании образов воспринимаемых объектов в сознание индивида. 9. Верное, правильное отражение действительности в мысли, критерием которого является практика. 10. Средневековый философ-мистик, богослов и миссионер, который доказывал возможность полного слияния философии с теологией. 11. Древнеиранская религия, говорящая, что в мире идет постоянная борьба между добром и злом. 12. Идеалистическое учение, согласно которому истина раскрывается внезапно, без всякой подготовки, т.е. в виде мысли, рожденной вдохновением, подсказанной человеку свыше, в виде божественного внушения. 13. Краткое определение, устанавливающее отличительные признаки предмета или значения понятия, его содержание и границы.
Вопросы:
1. Наука о наиболее общих законах развития природы, человеческого общества и мышления. 2. Божество времени в древнеримской мифологии с двумя лицами, обращенными в противоположные стороны. 3. Древнегреческий философ, ознаменовавший обращение греческих философов к проблеме человека. 4. Исходная ступень диалектического развития в идеалистической философии Гегеля. 5. Идеалистическая философия , признающая духовную сущность мира и отрицающая объективную реальность и первичность материи. 6. Сказание, передающее верование древних народов о происхождении мира и явлениях природы, о богах и легендарных героях. 7. Строение, устройство, система организаций, внутренняя структура, неразрывно связанная с определенным содержанием. 8. Ненаучное воззрение, связанное с идеализмом и религией, согласно которому человек есть центр вселенной и конечная цель всего мироздания. 9. Переходящее свойство, присущее отдельным видам или состояниям материи; отдельная вещь как проявление всеобщей субстанции. 10. Направление в философии античного рабовладельческого общества, колебавшееся между материализмом и идеализмом, этическим идеалом был мудрец, достигший добродетели и бесстрастия, не зависящий от внешних обстоятельств. 11. Неделимые духовные первоэлементы, составляющие якобы основу мироздания в идеалистической философии Лейбница. 12. Материалистическое учение о природе, развитое впервые древнегреческими философами Лев-клилпом и Демокритом. 13. Основное, единственно научное направление в философии, противоположное идеализму. 14. Религиозная практика, имеющая целью переживание в экстазе непосредственного единения с абсолютом. 15. Греческое начало чего-либо. 16. Неотъемлемое свойство субстанции. 17. Сторонник религиозной догмы, которая признает существование бога. 18. Троичность, трехступенчатость, характеризующая в идеалистической философии Гегеля диалектическое развитие. 19. Посвященный в тайны какого-либо учения, секты и т.д. 20. Вид животных, растений или предметы неживой природы, которым родовые общины оказывали религиозное почитание в силу признания родственной связи с ними. 21. Древнегреческий царь, провинившийся перед богами и осужденный ими вечно вкатывать на гору камень.
По горизонтали; 10. Идеалистическое учение об относительности, условности и субъективности человеческого познания; 12 Направление в философии, которое при разрешении основного вопроса философии - вопроса об отношении мышления к бытию - в противоположность материализму за первичное берет сознание, дух; 13. «Наука», объявляющая своей целью «познание божества» путем непосредственного общения с «потусторонним миром»; 14. Идеалистическое воззрение, утверждающее одушевленность всех явлений природы; 16. Идеалистическое учение, утверждающее, что мир непознаваем, что человеческий разум ограничен и за пределами ощущений ничего знать не может; 17. Древнегреческий философ-идеалист (427-347 до н.э.), противник афинской демократии, отстаивавший в своих политических и философских взглядах интересы реакционной афинской аристократии, 18. Метод, прямо противоположный диалектике; 19. Применение в споре или в доказательствах неправильных доводов, т.е. всякого рода уловок, замаскированных внешней, формальной правильностью; 21. Единобожие; 22. Система религиозных мифов о происхождении богов; 23. Одна из форм религии, возникшая в VI-V вв. до н.э. в Индии; 26. Материальная основа различных свойств отдельного предмета; 27. Направление в теории познания, признающее разум единственным источником истинного знания в противоположность эмпиризму, который считает единственным источником познания чувственный опыт.
По вертикали: 1. Идеалистическое учение о господстве духа над природой; 2. «Теория», проповедующая существование в природе тайных, необъяснимых сил, с которыми якобы могут общаться избранные люди; 3. Точное логическое определение, устанавливающее существенные отличительные признаки предмета или содержание и границы понятия; 4. Философское направление, выражающее сомнение в возможности достоверного знания объективной истины; 5. Философское учение Декарта и его последователей; 6. Учение, согласно которому жизнь и, следовательно, чувствительность присущи всем вещам в природе; 7. Метафизическая теория, отрицающая развитие и изменение организмов в процессе их жизни; 8. Официальная философская доктрина католической церкви, одно из наиболее влиятельных течений в буржуазной философии эпохи империализма; 9. Бескорыстная забота о благе других людей, не считающаяся с личными интересами; 11. Учение об изменении живых существ; 15. Общее название ряда течений в христианстве, возникновение которых связано с реформацией XVI в., направленной против феодализма и его идейной опоры - католической религии; 17. Одно из наиболее распространенных идеалистических течений в буржуазной философии; 19. Философское учение, признающее ощущения единственным источником познания; 20. Положение, принимаемое слепо, на веру, некритически, без учета условий его применения; 24. Немецкий философ-идеалист (1844-1900 г.), создатель учения о «сверхчеловеке». 25. Идеалистическая теория о тождестве бытия и мышления.
- Философия Электронный учебно-методический комплекс
- Введение
- Организация управляемой самостоятельной работы студентов с первоисточниками
- Пояснительная записка
- Общие требования к формированию социально-личностных компетенций выпускника
- Цели и задачи учебных дисциплин интегрированного модуля «Философия»
- Структура содержания интегрированного модуля «Философия»
- Примерный тематический план дисциплины «Философия»
- Организация самостоятельной работы студентов
- Методы (технологии) обучения
- Диагностика сформированности компетенций студента
- Содержание интегрированного модуля «философия» учебная дисциплина «философия»
- Раздел I
- Раздел II
- Раздел I
- 2. Проблемное поле философии
- 3. Функции философии
- Задания и упражнения
- 1 .1. Исторические типы мировоззрения: миф, религия, философия
- 1.2. Особенности философии, ее предмет
- 1.3. Взаимосвязь философии и науки
- 1.4. Функции философии
- Модуль 2. Исторические типы классической философии
- 1. Предмет истории философии
- 2. Становление философии в культурах Древнего мира.
- 3. Философия Китая
- 4. Характер древнегреческой культуры и особенности античной философской традиции
- 5.Проблема первоначала в философии до сократиков.
- 6.Концепция отомизма и материалистические тенденции в древнегреческой философии
- 7.Рационально-идеалистичекое направление в классической античной философии (Сократ, Платон, Аристотель)
- 8.Проблема отношения человека и космоса в эллинистической философии
- 9. Статус и функции философии в средневековой европейской культуре
- 10.Соотношение разума и веры в философской традиции средних веков.
- 11.Философия Фомы Аквинского.
- 12. Философия эпохи Ренессанса.
- 13.Развитие гелиоцентрической модели Вселенной.
- 14. Философия и наука: поиски самоопределения философии в новоевропейской культуре.
- 15.Правила рационалистического метода р.Декарта.
- 16.Опытно-индуктивная методология ф.Бэкона.
- 17.Философская эпохи Просвещения.
- 18. Немецкая классическая философия и её роль в развитии европейской философской мысли.
- 19.Критическая философия и.Канта.
- 20.Диалектическая философия Гегеля.
- 21.Истоки и основные черты философии к.Маркса. Взаимосвязь философских, экономических и социально-политических идей в учении марксизма.
- Модуль 3. Становление и основные направления неклассической философии.
- 1.Основные исторические формы позитивистской философии: классический позитивизм, неопозитивизм, постпозитивизм.
- 2.Философия экзистенциализма, её основные темы.
- 3.Философская герменевтика как методология гуманитарного познания.
- Модуль 4. Философия и национальное самосознание. Философская мысль Беларуси.
- 1.Основные этапы развития философской мысли в Беларуси.
- Заключение.
- Раздел II. Основные проблемы современной философии. Модуль 5. Философия бытия.
- 1. Онтология как философское учение о бытии.
- 2. Основные структурные уровни организации материального бытия.
- 3. Пространственно-временная организация бытия.
- 4. Понятие природы. Естественная и искусственная среда обитания.
- 5. Глобальные проблемы современности
- Задания и упражнения
- 1.1. Категория "бытие", ее смысл и специфика
- 1.2. Материя и проблема субстанции в философии
- 4. Диалектика как философская теория развития. Исторические формы диалектики.
- 5. Категории диалектики. Диалектика и синергетика.
- Задания и упражнения
- 1.1. Диалектика, как философская теория развития.
- 1.2. Законы и категории диалектики
- Модуль 6. Философская антропология. Модуль 6. Философская антропология.
- 1.Оснолвные стратегии осмысления природы человека в классической философии.
- 2.Личность и общество.
- 3. Формы свободы. Внутренняя и внешняя свобода.
- 4.Философский анализ отчуждения: сущность, социально-исторические причины и формы
- 5. Проблема смысла жизни и смерти в духовном опыте современного человечества.
- 6. Ценности, их классификация и роль в жизни общества и человека
- 7. Многомерность и системная природа сознания. Сознание и эволюция форм отражения. Индивидуальное и общественное сознание.
- 8. Отражательно-информационная и социальная природа сознания
- 9.Активно-творческий характер сознания. Сознание и самосознание
- Задания и упражнения
- 1.1. Человек, индивид, личность
- 1.2. Характеристика и типология личности
- 1.3. Политическая система общества и личность
- 1.4. Проблема сознания в философии. Детерминанты сознания
- 1.5. Самосознание. Структура самосознания
- Модуль 7. Теория познания и философия науки.
- 1. Социально-историческая, деятельная природа знаний
- 2. Чувственное познание и его формы
- 3. Рациональное познание. Формы мышления
- 4. Понятие и объективность истины
- 5. Понятие практики. Практика - основной и всеобщий критерий истины
- 6. Методы и формы научного познания
- З адания и упражнения
- 1.1. Творчество - высшая форма познавательного отношения человека к миру
- 1.2. Роль подсознания в творчестве
- 1.3. Соотношение между субъектом и объектом творчества
- Модуль 8. Социальная философия.
- 1. Особенности познания социальной реальности.
- 2. Эволюция представления об обществе в истории философской мысли.
- 3. Общество как система. Основные сферы общественной жизни, их взаимосвязь.
- Гражданское общество и правовое государство - показатели цивилизованности общества
- 4.Социальные отношения. Природа социальных противоречий.
- 5. Формационная и цивилизационная парадигмы в философии истории.
- Задания и упражнения
- 1.1. Системная характеристика общества
- 1.2. Историческая закономерность и сознательная деятельность людей. Свобода и необходимость
- 1.3. Природа как объект философского анализа
- 1.4. Отношения в системе "общество - природа - человек"
- 1.5. Экологическая проблема. Формирование экологического сознания
- 1.6. Способ производства и две его стороны: производительные силы и производственные отношения
- 1.7. Производительные силы: элементы, структура и параметры
- 1.8. Производственные отношения
- 1.9. Диалектика производительных сил и производственных отношений
- 1.10. Общественное бытие и общественное сознание
- 1.11. Базис и надстройка
- 1.12. Проблема выделения типов общества
- 1.13. Элементы общественно-экономической формации
- 1.14. Структура общественно-экономической формации
- 1.15. Проблема развития общества. Критерии прогресса
- 1.16. Понятие "социальная группа". Системные представления социальной группы
- 1.17. Характеристика и типология социальных групп
- 1.18. Общая характеристика типов и форм общности людей
- 1.19. Общая характеристика семьи как общественного явления
- 1.20. Определение социальной организации
- 1.21. Понятия "класс" и "страта"
- 1.22. Типология классов и социальных слоев
- 1.23. Социально-классовая структура современного западного общества
- 1.24. Определение политической системы общества
- 1.25. Отношение политического управления к другим видам управленческой деятельности
- 1.26. Происхождение и сущность государства. Его основные признаки и функции. Власть и свобода
- Духовная подсистема.
- 6. Духовная жизнь общества, основные формы общественного сознания. Идеология, её роль в жизни общества.
- 7. Диалектика общественного и индивидуального сознания
- 8. Структура общественного сознания. Возникновение и развитие основных форм общественного сознания
- Задания и упражнения.
- 1.1. Определение общественного сознания
- 1.2. Уровни общественного сознания
- 1.3. Элементы и структура общественного сознания
- 1.4. Формы общественного сознания
- 1.5. Закономерности развития духовной жизни общества
- 1.6. Общественное и индивидуальное сознание
- 1.7. Определение обыденного сознания
- 1.8. Уровни обыденного сознания, его элементы и структура
- 1.9. Развитие обыденного сознания
- 1.10. Определение общественной психологии
- 1.11. Уровни общественной психологии
- 1.12. Элементы и структура общественной психологи.
- 1.13. Определение идеологии
- 1.14. Функции идеологии
- 1.15. Формы идеологии
- 9. Понятие культуры. Роль духовной культуры в жизни общества.
- Задания и упражнения
- 1.1. Определение культуры
- 1.2. Характеристика культуры. Элементы и структура культуры
- 1.3. Типология культуры
- 1.4. Роль науки в развитии культуры
- Вопрос 22
- Вопрос 25
- Вопрос 26
- Вопрос 1
- Вопрос 3
- Вопрос 4
- Вопрос 5
- Вопрос 6
- 3. Фрейд
- 4,5 Млрд. Лет
- Вопрос 15
- Вопрос 16
- Вопрос 17
- Вопрос 7
- Вопрос 8
- Вопрос 9
- Вопрос 12
- Вопрос 10
- К россворды:
- Практикумы Тема 1. Философия как социокультурный феномен
- Тема 2. Исторические типы классической философии
- Новоевропейская философия XVII-XVIII вв. Формирование и развитие естественно-правовой парадигмы социального знания
- Тема 3. Становление и основные стратегии развития постклассической философии
- Тема 4. Философия культуры
- Тема 5. Философия бытия
- Тема 6. Философия природы
- Тема 7. Проблема человека в философии и науке
- Тема 8. Сознания человека как предмет философского анализа
- Тема 9. Познание как ценность культуры и предмет философского анализа
- Тема 10. Философия и национальное самосознание. Философская мысль Беларуси. Русская философия
- Тема 11. Природа социальной реальности и основные стратегии исследования в философии
- Особенности мифологического мышления и генезис философии
- Философия и формирование космоцентрической парадигмы социального знания. Особенности исторического развития восточной философии
- История античной и средневековой философии. Формирование и развитие теоцентрической парадигмы социального знания
- Роль поздней схоластики и философской мысли эпохи Возрождения (XIV – нач. XVI вв.) в идейной подготовке великих научных и социальных революций в Европе (20-е годы XVI – первая пол. XVII вв.)
- История философии конца XVIII – начала XX вв. Формирование и развитие культуро-исторической парадигмы социального знания
- Заключение. Философия и ценностные приоритеты в культуре XXI века
- Уровни организации материи