logo search
ЭУМК Философия Мартынов М

1.10. Общественное бытие и общественное сознание

105. "История нам доказывает, что в деле управления народы были во все времена жертвами своего невежества, своего неблагоразумия, своей доверчивости, своего панического страха и в особенности страстей тех, кто умел подчинить себе толпу. Подобно больным, которые беспрестанно мечутся на своем ложе, не находя удобного положения, народы часто меняли форму правления, но никогда не было у них ни сил, ни способности преобразовать сущность, добраться до подлинного источника своих бед, и они постоянно бросались в противоположные крайности под властью слепых страстей".

106. "Нет детерминизма, человек - это свобода".

107. На вопрос преподавателя, как понять смысл основного вопроса философии применительно к обществу: "Общественное бытие первично, а общественное сознание вторично?" - были получены конкурирующие ответы.

Студент X: Основным вопросом является распространение на общество основного тезиса всякого материализма: "Материя первична, а сознание вторично". Перенеся подобное понимание на обществе; констатируем:

  1. Общественное бытие может существовать независимо от общественного сознания, например, фабрики, заводы, транспорт, технические средства передачи информации, даже некоторые стойкие отношения между большими группами людей могут существовать независимо от общественного сознания.

  2. Общественное бытие существует на всем протяжении существования человеческого общества, а общественное сознание появляется на определенной стадии социального прогресса.

  3. Общественное сознание есть отражение общественного бытия. Так, например, вслед за экономической интеграцией неминуемо идет интеграция идей, коренным образом изменяются взгляды на способы выработки, хранения и передачи информации, изменения в видах вооружения неминуемо сказываются на военной стратегии.

Студент У: Такая трактовка основного тезиса абсурдна:

  1. Общественное бытие не может существовать независимо от общественного сознания и вне общественного сознания. Оно не может существовать вне общественного сознания, по крайней мере, по двум причинам. Во-первых, потому, что материальная деятельность является конкретной деятельностью, а направляется она социальной информацией, волей, сознанием. Во-вторых, так называемые результаты человеческой деятельности не существуют вне общества даже после того, когда они уже созданы. Как социальные материальные объекты они вне общества существовать не могут.

  2. А потому не верен и тезис 2, говорящий о том, что общественное бытие существует на всем протяжении общества, а общественное сознание появляется на определенной стадии социального прогресса.

Вывод: основной тезис "Общественное бытие первично, а общественное сознание вторично" не верен или нуждается в иной интерпретации.

108. Каково отношение между объективными и материальными условиями общественной жизни?

Студент X: Эти понятия совпадают так же, как и понятия "материя" и "объективная реальность" в диалектическом материализме. Признать существование объективных условий, отличных от материальных условий, - значит отступить от материалистического толкования общества к объективно-идеалистическому или дуалистическому. -Можно ли считать такой ответ правильным и исчерпывающим?

109. В социальной жизни четкой грани между материальным ч идеальным провести нельзя: они постоянно меняются местами, постоянно существуют рядом. С одной стороны, даже научная деятельность не сводится к чисто духовной; она осуществляется в определенных организационных рамках - лабораториях, научно-исследовательских институтах, различных обществах и т.д. С другой стороны, научная информация является необходимым фактором управления сложной производственной системой. Наука вообще обеспечивает все виды общественной деятельности, а следовательно, материализуется.

Грани между материальными и идеальными факторами в общественной жизни не абсолютны, а относительны. Деление на материальное и идеальное в обществе реализовать не удается, оно часто просто лишено смысла. Вопрос о том, что первично - общественное бытие или общественное сознание, — неразрешим, по крайней мере, в настоящее время.

110. Одна из общепризнанных характеристик НТР на современном этапе состоит, в частности, в перестановке основных компонентов общего научно-технического движения: наука опережает развитие техники.

111. "Есть еще другой, совершенно иной ряд соображений, также по большей части игнорируемый: я говорю о материальном быте общества, о материальных изменениях, вводимых в жизнь и состояние людей новым строем или общественным переворотом. Это обстоятельство не всегда обращало на себя достаточное внимание; исследователи слишком редко задавались вопросом, какие видоизменения внесены великими кризисами мира в материальное существование людей, в материальную сторону их взаимных отношений. А между тем подобные видоизменения производят на общество большее влияние, нежели им обыкновенно приписывают".

112. Охарактеризуйте с точки зрения основного принципа материалистического понимания истории следующие положения:

  1. Каков способ производства, таково и общество.

  2. Ключом к пониманию истории являются типы систем социальной информации.

  3. Исторический процесс, в первую очередь, связан с техническим Прогрессом.

  4. Научная революция определяет техническую, а они вместе -принципы организации всей совокупности социальных элементов.

  5. Общественная система прежде всего характеризуется типом политического управления..

  6. Судьба народов обусловливается прежде всего внешней средой обитания.

  7. Общество можно объяснить только исходя из двух решающих факторов: наличных средств производства и информации, на которую опирается общественная деятельность людей.

  8. Рост народонаселения, а вместе с ним нехватка средств существования являются подлинными двигателями прогресса.

  9. Материальное производство стимулирует и определяет характер развития всех остальных видов материальной деятельности и в конечном счете жизнь всего общества.

  10. Каков тип социально-экономических отношений, таково и общество.

113. Во всем ли вы согласны со следующими утверждениями философов:

  1. Выдающиеся личности, такие как Аристотель, Александр Македонский, Галилей, Данте, Лютер, влияют ощутимым образом на ход истории;

  2. переоценивали идейные мотивы деятельности людей;

  3. недооценивали деятельность больших масс людей: народов, общественных классов и др.;

  4. отрицали огромное влияние классовой борьбы на ход развития антагонистических обществ;

  5. не сумели понять сути материальных социальных отношений;

  6. при объяснении социальных бурь не исходили из интересов Угнетенных классов;

  7. отрицали наличие объективных критериев прогресса;

  8. недооценивали влияния природных условий на жизнь людей.