logo search
Конференция_мир детства_2

К вопросу о преподавании курса «правовое регулирование национальной безопасности республики беларусь»

Шинкарев И.А., студент 4 курса

(г. Витебск, УО «ВГУ им. П.М. Машерова»)

Научный руководительЯстреб Д.С., старший преподаватель

Понятие национальной безопасности на сегодняшний день еще не исследовано в полной мере в науке. В течение длительного периода времени национальная безопасность в нашей стране отождествлялась с государственной безопасностью. Это объективно сужало ее прикладное пространство, за пределами которого оказывались безопасность народа, гражданского общества, интересов личности, семьи, различных социальных групп. Ныне же главными субъектами национальной безопасности признаны общество и человек, и последняя рассматривается через призму их интересов.

Исследование вопроса обеспечения национальной безопасности определяется необходимостью построения в Республике Беларусь демократического, правового, дееспособного, унитарного государства. Государство, в лице государственных органов, организаций, общественных объединений, а также отдельных граждан, должно четко и во время реагировать на угрозы, направленные против интересов национальной безопасности республики.

Правовое обеспечение национальной безопасности Республики Беларусь является одним из важнейших направлений государственной деятельности. Беларусь как полноценное государство может существовать лишь в том случае, если в нем будет обеспечено необходимое нормативно-правовое регулирование в данной исключительно важной и ответственной сфере деятельности государства и общества. Это имеет особенно большое значение в настоящее время, когда страна сталкивается с нарастающим потоком угроз национальной безопасности, охватывающих практически все области и сферы деятельности: правовую, экономическую, промышленно-технологическую, научную и научно-техническую, экологическую, внутри и внешнеполитическую, оборонную, информационную, духовно-культурную, демографическую, миграционную и другие.

Обретение независимой государственности, стремительные и масштабные перемены в социально-политической структуре страны привели к росту нормотворческой активности и появлению системы государственно-правовых норм, регулирующих национальную безопасность. Концепция национальной безопасности: ввела понятие «национальной безопасности», такие категории, как «жизненно важные интересы личности, общества и государства», «угрозы национальной безопасности», «обеспечение национальной безопасности»; признает основными объектами безопасности «личность - ее права и свободы; общество - его материальные и духовные ценности; государство - его конституционный строй, суверенитет и территориальная целостность»; закрепляет понятие «системы обеспечения национальной безопасности» Республики Беларусь и рассматривает в качестве элементов системы органы законодательной, исполнительной и судебной власти, государственные, общественные и иные организации и объединения, а также граждан, принимающих участие в обеспечении безопасности в соответствии с законом.

Современные теоретические подходы к национальной безопасности, к сожалению, отличаются неопределенностью во взглядах на безопасность и недооценкой ряда методологических аспектов формирования стратегии национальной безопасности, исключающей единый алгоритм мышления, принятия стратегических решений и деятельности в сфере безопасности. Это отражается и в официальных государственных документах, которые не содержат точных определений основных целей, объектов, субъектов и методов обеспечения национальной безопасности Республики Беларусь, зачастую ограничиваясь констатациями и декларациями.

Под национальной безопасностью Концепция понимает состояние защищенности национальных интересов Республики Беларусь от внутренних и внешних угроз.

Понимание национальной безопасности как сложного социально-политического феномена требует интеграции ее концепции в идеологию правового государства, что вызывает необходимость не только проведения научных исследований в этой области, но и преподавания дисциплины «Правовое регулирование национальной безопасности» в высших учебных заведениях страны. Подобный процесс начал стремительно развиваться и за рубежом. В связи с этим встает также вопрос о недопустимости отставания отечественного высшего юридического образования от современных мировых тенденций, и необходимости преподавания правового регулирования национальной безопасности в вузах нашей страны.

Курс «Правовое регулирование национальной безопасности» обеспечивает систематизацию знания юридических норм, регулирующих процессы, происходящие в этой сфере, дает студентам необходимый комплекс знаний для уверенной ориентации в правоотношениях национальной безопасности. Дисциплина может изучаться на четвертом или пятом курсе параллельно с другими юридическими дисциплинами. Ее изучение базируется на знаниях, полученных обучаемыми на занятиях по конституционному праву, административному и международному праву, уголовному праву и теории и истории государства и права.

Система учебного курса состоит из Общей и Особенной частей. В Общей части курса рассматриваются единые для всей учебной дисциплины институты. Особенная часть посвящена регулированию отдельных сфер национальной безопасности: политической, экономическая, научно-техническая, информационной, социальной, экологической, экономической, военной, гуманитарной, демографической.

Основными формами изучения курса являются лекции и семинарские занятия. Большое значение придается самостоятельной работе студентов. В число самостоятельных работ входят: освоение теоретического материала, подготовка к семинарским занятиям, написание контрольной работы и эссе.

Складывающаяся правоприменительная практика предъявляет повышенные требования к уровню знаний специалистов в любой сфере их применения. Тенденции профессиональной адаптации вчерашних выпускников высших учебных заведений, осуществляющих подготовку специалистов в области «юриспруденции», таковы, что, с одной стороны, дипломированный юрист должен быть юридически грамотным, то есть усвоившим те азы теоретических и прикладных знаний, которые закладываются при изучении им дисциплин общетеоретического и специального профиля. С другой стороны, будущий юрист еще на студенческой скамье выбирает для себя ту сферу применения приобретаемых им знаний, которая, по его мнению, наиболее оптимально соответствует его мировоззренческим принципам и где он сможет себя максимально реализовать.

Изучение этой дисциплины имеет своей целью подготовку специалистов, способных самостоятельно и инициативно использовать полученные правовые знания для дальнейшей практической работы в области национальной безопасности и иных сферах, где необходимо целостное и компетентное профессиональное видение и владение вопросами права национальной безопасности.

В результате изучения дисциплины студент должен:

Таким образом, по нашему мнению, изучение курса «Правовое регулирование национальной безопасности» является необходимым элементом подготовки студентов по специальности «правоведение».

К ВОПРОСУ О СОВЕРШЕНСТВОВАНИИ ДЕЙСТВУЮЩЕГО

ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА И ПРАКТИКИ ПРИМЕНЕНИЯ

АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВЫХ СРЕДСТВ

В БОРЬБЕ С НАРКОМАНИЕЙ

Шхамирова Э.Ю., студентка 2 курса

(г. Витебск, УО «ВГУ им. П.М. Машерова»)

Научный руководительЯстреб Д.С., старший преподаватель

Борьба с наркоманией, как социальным явлением, обусловлена сохранением большого числа наркозависимых в Республике Беларусь.

Наркомания - тяжелое заболевание, имеющее тенденцию к быстрому распространению. Она ведет к нравственной и социальной деградации личности и является причиной совершения различных правонарушений и преступлений. Наркомания, как социальное явление - это комплекс медицинских, социальных, правовых проблем, нерешенность которых может нанести и уже наносит большой ущерб здоровью населения, экономике, правопорядку.

Анализ состояния применения административно-правовых мер борьбы с наркоманией показывает, что эти меры еще не в полном объеме обеспечивают решение задач повышения активности борьбы с незаконным распространением и потреблением наркотических средств, недопущения и устранения социальных последствий данного деяния.

Нельзя игнорировать того, что в обозримой перспективе, наряду с существующими видами наркоманий, возможно появление новых видов наркоманий, основанных на использовании нетрадиционных препаратов и средств.

Основная цель настоящей статьи – определение возможностей совершенствования действующего законодательства и практики применения административно-правовых средств борьбы с этим явлением, а также разработка рекомендаций по предупреждению наркомании.

Проведенное исследование позволило автору сформулировать ряд положений и выводов, относительно такого социального явления, как наркомания и применения административно-правовых средств выявления нарушения антинаркотического законодательства.

1. Наркомания отрицательно влияет на экономическую, социально-политическую и нравственно-моральную сферы общественной жизни, причиняет существенный вред общественному порядку. Основными формами проявления наркомании являются приобретение, изготовление, сбыт, хранение, перевозка, пересылка и самое опасное - это употребление без назначения врача наркотических средств.

2. Разработка эффективных административно-правовых средств борьбы с наркоманией требует научного подхода к изучению причин и условий, способствующих его распространению.

Их можно определить как совокупность явлений и процессов, которые способствуют проявлениям наркомании. Они имеют место на уровне общества в целом, коллектива, семьи и отдельной личности. Они проявляются, прежде всего, в недостатках и противоречиях в социальной сфере, в экономической нестабильности, в сфере управленческо-организационного характера, в области идейного, нравственного и правового воспитания граждан, в организации деятельности правоохранительных и иных государственных органов и общественных организаций, ведущих борьбу с наркотизмом.

3. В целях нейтрализации причин и условий и повышения эффективности борьбы с лицами, нарушающими антинаркотическое законодательство, следует четко определить многоуровневую систему (комплекс социальных, профилактических и специальных мероприятий), направленную на решение более эффективными путями проблем борьбы с наркотизмом на уровне общества в целом, коллектива, семьи, отдельной личности. Создать действенный механизм руководства, координации, объединения усилий и согласованного участия правоохранительных органов, общественных организаций в борьбе с проявлениями наркотизма. Повсеместно внедрить в практику деятельности органов внутренних дел систему централизованного учета и контроля за лицами, нарушающими антинаркотическое законодательство, также совершенствовать профилактическую работу.

4. Важная роль в выявлении предупреждения и пресечения проявлений наркомании, устранении причин и условий, способствующих распространению этого явления принадлежит административно-правовым средствам. Нами они определены как способы административно-правового воздействия применяемые в борьбе с наркоманией. Будучи самостоятельной, система административно-правовых средств не однородна по характеру составляющих ее элементов. Одни административно-правовые средства (проверка документов, доставление, привод, медицинское освидетельствование, личный досмотр, досмотр вещей и др.), направлены на выявление признаков участия лица в незаконном обороте наркотиков, установлении его личности и иных доказательств его причастности к незаконному обороту наркотиков, создание необходимых условий для принятия решения в связи с выявленными фактами. Другие административно-правовые средства выражаются в действиях, направленных на выяснение обстоятельств, которые послужили причинами противоправного поведения в сфере незаконного оборота наркотиков, и мерах по предупреждению такого поведения в будущем (приглашение лица, допускающего нарушения антинаркотического законодательства, в орган внутренних дел и его опрос об обстоятельствах такого поведения).

5. Необходимость усиления борьбы с наркоманией требует совершенствования административно-правовых средств, используемых в этой борьбе. Представляется, что совершенствование должно осуществляться по следующим направлениям: повышения роли законодательства в установлении административно-правовых средств на научной основе с учетом объективных закономерностей развития общества; в создании наиболее эффективной системы административно-правовых средств борьбы с наркоманией путем введения в нее новых, наиболее эффективных средств, дополняющих арсенал имеющихся, восполняющих пробелы в правовом регулировании рассматриваемых общественных отношений, упразднения средств неэффективных, не оправдавших себя на практике; усовершенствования имеющихся, придания им свойств, способствующих повышению их ценности и социальной значимости, как регуляторов общественных отношений.

6. Признавая необходимость совершенствования системы административно-правовых средств борьбы с наркоманией, мы не разделяем мнения о борьбе с незаконным оборотом наркотических средств только мерами уголовной ответственности, а также не поддерживаем освобождение от ответственности всех потребителей наркотических средств. Освобождать от ответственности всех без исключения потребителей наркотиков нельзя, к этой проблеме необходим дифференцированный подход. В противном случае вне контроля органов ведущих борьбу с наркоманией окажется большая группа участников незаконного оборота наркотиков, такая как потребители, что приведет к еще большей, латентности этого явления.

С другой стороны, всеобщее привлечение к ответственности потребителей наркотиков тоже не даст, по нашему мнению, положительных результатов. Наркоманы, стараясь уйти от ответственности, будут еще более тщательно скрывать свои действия от окружающих.

Должны быть привлечены к ответственности те наркоманы, которые не только сами потребляют наркотики, но и склоняют к этому других, или предоставляют помещение для их употребления, или участвуют в других незаконных действиях связанными с наркотическими средствами.