logo
Иванова 1 часть

Тема 8. Проблема системы упражнений в методике обучения... 71

Понятие «система» предполагает наличие опреде­ленного множества элементов, частей, которые объеди­нены определенным образом.

Элементы и части системы имеют определенную функцию. Они характеризуются наличием прочных свя­зей между элементами системы. Эти связи, кроме того, обеспечивают ее устойчивость и целостность.

Система упражнений обеспечивает: а) подбор необ­ходимых упражнений, соответствующих характеру того или иного навыка или умения; б) определение необходи­мой последовательности упражнений; в) правильное рас­положение материала и его соотношение; г) систематич­ность (регулярность) определенного материала и опреде­ленных упражнений; д) правильную взаимосвязь (соот­ношение и взаимодействие) разных видов речевой деятельности между собой и внутри себя.

Тесное взаимодействие упражнений между собой, как указывает И. Л. Бим, и их межуровневые переходы, то есть их система, обеспечивают комплекс целенаправ­ленных действий по достижению конкретных целей обу­чения основным видам речевой деятельности.

Одним из возможных путей решения проблемы систе­мы упражнений в преподавании иностранных языков в средней школе является подход, который предложил в свое время Е. И. Пассов. Он выделяет четыре уровня усвоения иноязычного материала. Рассмотрим эти уровни. 1-й уро­вень — это уровень усвоения частного языкового материала (фонетического, лексического. и грамматического). 2-й уро­вень — уровень усвоения какой-либо стороны речевой дея­тельности, например произносительной, грамматической или лексической в говорении. 3-й уровень — это уровень применения языкового материала в каком-либо виде рече­вой деятельности (в аудировании, говорении, чтении или письме). 4-й уровень предусматривает усвоение иностран­ного языка в целом (одновременное использование всех видов речевой деятельности).

Комплекс упражнений (КУ) предусматривает авто­матизацию частного языкового материала (лексического, грамматического, фонетического), совершенствование навыков с опорой на текст, развитие речевого умения на основе одной темы.

72 Часть!. Теоретические основы методики обучения...

Подсистема упражнений (ПУ) предусматривает ус­воение одной из сторон речевой деятельности. Обучение, например, говорению включает три подсистемы упраж­нений для усвоения произносительной, лексической и грамматической сторон речи. Каждая подсистема вклю­чает комплексы упражнений.

Частная система упражнений (ЧСУ) предусматрива­ет усвоение какого-либо вида речевой деятельности: го­ворения, аудирования, чтения и письма. Частная система упражнений состоит из определенных подсистем.

Общая система упражнений (ОСУ) предусматривает усвоение языка в целом. Состав общей системы упраж­нений зависит от цели обучения.

Общий подход Е. И. Пассова в построении системы упражнений для обучения языку в целом не лишен логи­ки и убедительности. Вместе с тем предложенная им мо­дель частной системы упражнений для обучения говоре­нию не отражает этапов формирования навыков.

Существенным признаком системы упражнений, считает И. В. Рахманов, является выделение типов уп­ражнений, последовательность их выполнения.

В составе компонентов системы упражнений Н. И. Гез выделяет постоянные и вариативные признаки. К посто­янным признакам она относит: последовательность вы­полнения упражнений, этапы формирования навыков. Среди вариативных признаков она называет набор и ха­рактер речевых операций, зависящих от языкового мате­риала, этапа обучения и вида речевой деятельности.

С. Ф. Шатилов определяет систему упражнений как «оптимальный набор необходимых типов упражнений, выполняемых в таком количестве и в такой последова­тельности, которые обеспечивают наиболее успешное овладение учащимися данным видом речевой деятельно­сти в данных условиях при наименьшей затрате труда и времени для данной ступени обучения или данного клас­са, с учетом общедидактических и психологических за­кономерностей овладения этим видом речевой деятель­ности».

В системе упражнений, по мнению многих авторов, должен быть отражен конкретный вид речевой деятель­ности. Это связано с тем, что навыки, обслуживающие