logo
Иванова 1 часть

Тема 8. Проблема системы упражнений в методике обучения...

73

различные виды речевой деятельности, имеют свою спе­цифику, развиваются по своим закономерностям.

Для иллюстрации положений, приведенных выше, рассмотрим принципиальную схему упражнений для обучения устной речи, предложенную С. Ф. Шатиловым.

Схема 8

ПРИНЦИПИАЛЬНАЯ СХЕМА УПРАЖНЕНИЙ

ДЛЯ ОБУЧЕНИЯ УСТНОЙ РЕЧИ

(С. Ф. Шатилов)

Этапы овладения деятельностью

Языковая деятельность (языковые навыки и умения)

Типы упражнений

Цель выполнения и содержание упражнений

Первичный этап выполнения дей­ствия

Языковые фонетиче­ские, грамматические упражнения (языко­вые упражнения 1-го уровня)

Осмысление и пер­вичное запоминание новых явлений на основе анализа язы­ковых знаний.

Этап тренировки

Языковые устные и письменные грамма­тические, лексиче­ские тренировочные упражнения на обра­зование грамматиче­ских форм, конструи­рование предложений с заданным содержа­нием.

1. Запоминание язы­ковых фактов.

2. Создание языковых навыков в формооб­разовании (спряже­нии, склонении, кон­струировании, слово­образовании, слово­сочетании) вне связи с их коммуникатив­ной функцией в речи.

Заключительный этап

Условно-речевые, ас-пектно направленные на употребление в речи грамматических и лексических сино­нимов в связи с по­требностью более точ­ного стилистического выражения смысла.

Развитие языковых умений в формооб­разовании, словооб­разовании, трансфор­мации, в замене си­нонимических форм и реконструкции форм в речи.

74