logo
Иванова 1 часть

Тема 8. Проблема системы упражнений в методике обучения... 69

При решении проблемы упражнений встают два во­проса: а) определить критерии разграничения типов уп­ражнений; б) построить конкретную систему упражне­ний на основе выделенных критериев.

В теории методики преподавания иностранных язы­ков классификация упражнений проводилась на основе самых разных критериев: а) на основе учета процессов памяти, узнавания, осмысления и воспроизведения язы­кового материала (К. А. Ганшина, И. А. Грузинская); б) на основе различения языка и речи (И. В. Рахманов, М. С. Ильин); в) на основе этапов процесса овладения иноязычной речью (Е. И. Пассов).

Существование большого количества точек зрения на проблему классификации упражнений объясняется многогранностью данной проблемы, возможностью под­хода к проблеме классификации упражнений с разных

точек зрения.

Первая попытка разработать основные типы и виды упражнений для обучения иностранным языкам принад­лежит академику И. В. Рахманову. Он выделил: а) языко­вые и речевые упражнения; б) упражнения, связанные и не связанные с текстом; в) переводные и беспереводные

упражнения.

Б. А. Лапидус в своей классификации упражнений предлагает: а) чисто тренировочные упражнения; б) эле­ментарные комбинированные упражнения; в) комбини­рованные упражнения.

Особого внимания заслуживает классификация уп­ражнений, которую предлагает Е. И. Пассов. В качестве исходного критерия для определения типов упражнений он выделяет цель упражнений с точки зрения этапов ста­новления речевого умения. Согласно этому критерию все упражнения делятся на: а) упражнения для формирования навыков (условно-речевые упражнения); б) упражнения для развития умений (речевые упражнения). Среди типов упражнений Е. И. Пассов выделяет их виды по четырем параметрам: а) по речевой задаче; б) по ситуативной соот­несенности фраз; в) по обусловленности высказывания содержательной и структурной сторонами; г) по опорам, используемым при составлении высказывания. Все ска­занное выше можно представить в таблице (см.: стр. 70).

70

Часть]. Теоретические основы методики обучения...

Исходя из методического требования по вычленению трудностей при обучении устной речи, С. Ф. Шатилов предложил аспектную классификацию речевых трениро­вочных упражнений. Так, целью грамматически направ­ленных коммуникативных упражнений является форми­рование речевых грамматических навыков на знакомом лексическом материале. Цель лексически направленных речевых упражнений, в свою очередь, состоит в трени­ровке лексики в речи в знакомых грамматических фор­мах и структурах.

Классификация упражнений необходима как в тео­ретическом, так и в практическом плане. Для методиче­ской науки наличие обоснованной классификации уп­ражнений важно: она определяет состояние методики как науки и уровень ее развития. На практике система уп­ражнений позволяет эффективно строить процесс обуче­ния иностранному языку.

Типы и виды упраж­нений

Основ­ные признаки

Речевая задача

Ситуатив-ность

Обусловлен­ность выска­зывания

Опоры

и их характер

Р

Р-2

не обус­ловлена

реальная

не обуслов­лено ни по форме, ни по содержа­нию

нет ни вер­бальных, ни иллюст­ративных

Р-1

не обус­ловлена

реальная

обусловлено частично по содержанию

частичные вербаль­ные,

иллюстра­тивные

УР

УР-2

обуслов-ловлена

реальная, но может быть и условной

обусловлено частично по форме и по содержанию

главным образом вербаль­ные, слуховые

УР-1

обуслов­лена

условная

обусловлено по форме и содержанию

вербаль­ные, зри­тельные