logo
Иванова 1 часть

Часть I. Теоретические основы методики обучения...

Вся система средств обучения (УМК) была призвана обеспечить достижение поставленных программой целей обучения (практических, воспитательных, образователь­ных и развивающих).

Новый учебно-методический комплект для всех язы­ков строился на принципе функциональности. Компо­ненты УМК учитывали, что основная функция языка — это осуществление коммуникации, т. е. общения людей посредством устной и письменной речи.

В состав УМК 1980/81 г. входило более 10 компонен­тов. К числу этих компонентов можно отнести: 1. Учебник. 2. Книга для учителя (КДУ). 3. Книга для чтения (КДЧ). 4. Грампластинки. 5. Грамматические таблицы. 6. Набор картинок (предметные, сюжетные, тематические, счетная таблица). 7. Аппликации для фланелеграфа. 8. Диафиль­мы. 9. Кинокольцовки. 10. Кинофрагменты. 11. Линга­фонный практикум (книга для учителя, иллюстративный материал, грампластинки).

Часть из названных средств находилась в распоря­жении ученика, другая часть была в распоряжении учи­теля. Однако они тесным образом связаны друг с другом. Связи между компонентами УМК сложны и многообраз­ны. Так, учебник без книги для учителя недостаточно конкретен. В этом случае он допускает определенные разночтения, что недопустимо с точки зрения управле­ния обучением. С другой стороны, книга для учителя не­действительна без учебника. Все идеи, изложенные в книге для учителя, могут быть реализованы в полном объеме только на основе учебника. Учебник и книга для учителя представляют собой две подсистемы, в которые входят все остальные средства обучения, соотносясь с ними и возникая на их основе.

И. Л. Бим определяет в своей работе «Методика обу­чения иностранным языкам как наука и проблемы школьного учебника» существенные характеристики со­временного учебника. 1. Учебник, по ее мнению, должен выступать в качестве овеществленной модели системы обучения иностранным языкам. 2. Учебник должен пред­ставлять в сокращенном, обобщенном, интегрированном и концентрированном виде все компоненты системы, от­раженные в основных методических категориях (цели