logo
Иванова 1 часть

Часть I. Теоретические основы методики обучения...

качеств одним из условий выполнения этой деятель­ности».

Навыки можно классифицировать с различных точек зрения. В целях обучения, вероятно, целесообразно раз­личать: 1. Языковые и речевые навыки. И язык, и речь являются самостоятельными объектами обучения и изу­чения. Следовательно, языковые навыки формируют языковую компетенцию, а собственно речевые навыки способствуют становлению речевой компетенции. 2. Язык членится традиционно на три аспекта: лексику, грамматику и фонетику. Соответственно, целесообразно различать лексические, грамматические и фонетические навыки. Так, фонетические навыки, в свою очередь, де­лятся на: а) произносительные; б) ритмико-интона-ционные; в) фонематические навыки. Аналогичное деле­ние можно наблюдать и в других видах навыков. Выде­ление разных видов навыков производится только лишь в учебных целях. В реальных условиях они функциони­руют слитно, неразрывно. Речевые грамматические на­выки или языковые грамматические навыки формируют­ся по-разному в зависимости от конкретных задач урока (занятия). 3. Рецептивные и экспрессивные навыки. И те, и другие навыки подлежат формированию на уроках иностранного языка. Однако экспрессивные навым (лексические, грамматические) формируются в устноР речи или при обучении письменной речи. Тогда как ре­цептивные навыки (лексические, грамматические) пред­полагают отработку определенных действий по анализу, осознанию и пониманию слов, грамматических явление в письменном тексте или в тексте для аудирования.

Психологические механизмы, обеспечивающие по­рождение синтаксической конструкции, с одной сто­роны, и ее лексическое наполнение — с другой, прин­ципиально различны (А. А. Леонтьев). От того, отнесен ли мы то или иное явление к грамматическому аспект или к лексическому, будет зависеть методика его усвое­ния.

Термин «навыки устной речи» не синонимичен тер­мину «речевые навыки». Он объединяет навыки, входя­щие в устную форму речи (говорение, аудирование). По аналогии правомерен термин и «навыки письменной