logo
Иванова 1 часть

Тема 4. Принципы обучения иностранным языкам 41

Он предполагает овладение необходимым миниму­мом умений и навыков для использования иностранного языка как средства общения в рамках тематики, опреде­ленной программой по иностранным языкам. Для этого в большом объеме выполняются речевые (коммуникатив­ные) упражнения. Многократное решение коммуника­тивных речевых задач приводит к формированию прак­тических навыков и умений в сфере основных видов ре­чевой деятельности.

2. Принцип учета особенностей родного языка при овладении иностранным. Родной язык должен использо­ваться на уроках иностранного языка как надежное сред­ство понимания соответствующих структур и значений неродного языка. Учебные материалы нужно организо­вывать так, чтобы с их помощью, с одной стороны, дос­тигался бы положительный перенос из родного языка в иностранный. С другой стороны, необходимо отрабаты­вать те явления в изучаемом языке, которые сильно от­личаются от соответствующих явлений в родном языке или вообще в нем отсутствуют.

3. Принцип доминирующей роли упражнений во всех сферах овладения иностранным языком. Любое объяс­нение нового языкового материала должно завершаться уп­ражнением. Упражнение должно показать функциони­рование изучаемого материала в речи. Отработка языко­вого явления в упражнении должна показать, как оно используется' в решении актуальной для учащегося зада­чи. Каждая новая доза учебного материала должна ус­ваиваться в творческих упражнениях, где языковые сред­ства используются в целях выражения определенных коммуникативных намерений.

4. Принцип интенсивности начальной стадии обуче­ния иностранному языку. Данный принцип предусматри­вает быстрое овладение определенным фонетическим, лексическим и грамматическим материалом на началь­ной стадии и быстрое его включение в речевую деятель­ность. Поэтому формирование речевых навыков и уме­ний требует значительного количества тренировок и по­вторений языкового и речевого материала. На начальной ступени овладения языком отводится большое количест­во часов, предусмотрено овладение сравнительно боль-

42 Часть I. Теоретические основы методики обучения...

шим объемом языкового материала и большим количест­вом речевых образцов.

5. Принцип обучения иностранному языку на основе типовых образцов. В основу этого принципа положен тщательный отбор речевых образцов. Речевые образцы позволяют учащимся в концентрированном виде исполь­зовать наиболее употребительный фонетический, лекси­ческий и грамматический материал. Быстрое овладение этим материалом на основе речевых образцов дает уча­щимся возможность осуществлять коммуникативные ак­ты в устной речи и в чтении.

- 6. Принцип сочетания языковых тренировок с рече­вой практикой. Данное положение предусматривает не­обходимость овладения языковым материалом не как це­лью, а как средством, необходимым для достижения подлинного общения на иностранном языке в рамках школьной программы. Овладение языковым материалом считается важной задачей, но не главной. Главная задача на уроках иностранного языка — это речевая практика, общение на иностранном языке. Речевые упражнения должны стать завершающим этапом в любой работе над материалом иностранного языка.

7. Принцип взаимодействия основных видов речевой деятельности. Этот принцип предусматривает гармонич­ное развитие одновременно разных речевых навыков и умений. Все виды речевой деятельности, работа над ко­торыми проводится в рамках школьной программы, тес­но взаимосвязаны друг с другом, они дополняют и «под­страховывают» друг друга. Если один из них недоста­точно развит, то в формировании прочных умений и навыков помогает другой вид речевой деятельности. Так, обучение говорению становится невозможным, если уча­щийся не обучен слушанию. Обучение чтению не может осуществляться без опоры на письмо.

8. Принцип устной основы и устного опережения. Принцип устной основы обучения требует усвоения язы­кового материала через устную речь и для его использо­вания в ней. Обучение чтению и письму осуществляется на языковом материале, который предварительно усвоен в устной речи. При этом соблюдается следующая после­довательность развития речевых умений: