logo
Иванова 1 часть

Тема 3. Психологические основы обучения иностранным языкам

27

речи». Можно с полной уверенностью использовать и термин «навыки продуктивной (рецептивной) речи», если имеются в виду навыки, входящие в говорение и письмо (чтение и аудирование). В соответствующих контекстах использование всех этих терминов оправдано. В соответствии с имеющейся в психологической ли­тературе схемой основных этапов формирования навы­ков, с учетом специфики речевых навыков как автомати­зированных операций при выполнении речевых действий можно выделить несколько этапов. С. Ф. Шатилов назы­вает три этапа. Они следующие: а) ориентировочно-подготовительный; б) стереотипизирующе-ситуативный; в) варьирующе-ситуативный. На каждом из названных выше этапов отрабатываются определенные действия и формируются определенные качества навыков.

При определенных условиях навыки могут перехо­дить в умения. Чрезвычайно сложно дать определение этому понятию. Умение определяется как: а) способ­ность к мобилизации опыта; б) активный синтез навыков;

в) новая качественная ступень выполнения действия;

г) владение системой психических и практических дей­ствий; д) регулирование действия; е) то, что самостоя­тельно программируется самим человеком, и т. п.

Различают четыре вида речевых умений: 1) умение говорить, т. е. излагать свои мысли в устной форме; 2) умение писать, т. е. излагать свои мысли в письменной форме; 3) умение аудировать, т. е. понимать речь в ее звуковом выражении; 4) умение читать, т. е. понимать речь в ее графическом выражении. Умения обладают следующими качествами: 1. Целенаправленность. 2. Ди­намичность. 3. Продуктивность. 4. Интегрированность. 5. Иерархичность. 6. Самостоятельность. При коммуни­кативной направленности обучения иностранному языку умения располагаются обычно в следующем порядке:

Аудирование

4

Говорение

Чтение

Письмо

Диалог

рецептивные умения

Монолог

репродуктивно-продуктивные умения

28 Часть I. Теоретические основы методики обучения...

Такой порядок предусматривает подачу материала в определенной последовательности: а) сначала ученик должен многократно прослушать новый материал; б) не­сколько раз проговорить его устно; в) прочитать отраба­тываемый материал вслух; г) на заключительном этапе записать его в свою рабочую тетрадь.

Кроме языковых и речевых навыков существуют еще и технические навыки. К их числу относят навыки чте­ния и письма, навыки работы со словарем, с различными справочниками и пособиями.

Литература для дополнительной работы по данной теме

1. Витлин Ж. Л. Навыки и умения в психологии и методи: обучения языкам // Иностранные языки в школе. 1999. —№ 1.

2. Зимняя И. А. Репродуктивность и продуктивность в обуче­нии иностранным языкам // Иностранные языки в школе. — 1992. —№ 1.

3. Мильруд Р. П. Навыки и умения в обучении иноязычному говорению // Иностранные языки в школе. — 1999. — № 1.

4. Львов М. Р. Вопросы теории речевой деятельности // Ино­странные языки в школе. — 1985. — № 6.