logo
Иванова 1 часть

Тема 4. Принципы обучения иностранным языкам 39

образы, только что введенных слов в РО, которые про­читываются и переводятся на родной язык. Потом эти лексические единицы могут быть записаны в речевых образцах в словарных тетрадях. При реализации прин­ципа устного опережения участвуют четыре вида анали­заторов: слуховой, речедвигательный, зрительный и мо-торно-графический. Слова в этом случае лучше запоми­наются и успешнее используются в условно-речевых упражнениях. Этот принцип позволяет использовать в домашних условиях письменные упражнения, что спо­собствует лучшему закреплению лексико-грамматиче-ского материала.

Принцип параллельного обучения всем видам речевой деятельности. Этот принцип широко использовался в советской методике обучения иностранным языкам во второй половине 50-х годов. Продвижение учащихся в усвоении языка проходило медленно из-за обилия всяко­го рода трудностей. Мотивация в изучении иностранного языка учащимися была незначительной и процесс обуче­ния был трудоемким.

Принцип комплексности. Суть этого принципа за­ключается в следующем: минимальной речевой едини­цей, в которой представлены три аспекта языка (произ­ношение, лексика, грамматика) является речевой образец или модельная фраза. При работе над тем или иным ас­пектом акцентируется внимание учащихся на вводимый звук, новое слово или грамматическое явление. В зави­симости от характера языкового материала используются различные пути работы над соответствующим аспектом языка. Выше шла речь о первом плане принципа ком­плексности, второй план принципа комплексности за­ключается в том, что на одном занятии мы, как правило, работаем комплексно над всеми видами речевой дея­тельности в разном объеме.

На основе собственных научных данных, которые накопила методическая наука, с учетом критического анализа зарубежного опыта, на основе обобщения пере­дового опыта обучения иностранным языкам, а также в связи с изменением целей обучения иностранным языкам начался пересмотр метода, а вместе с ним и принципов обучения.

40 Часть I. Теоретические основы методики обучения...

В методической науке рассматриваются три группы методических принципов: а) общие методические прин­ципы; б) частные методические "принципы; в) специаль­ные методические принципы.

Общие методические принципы определяют обуче­ние иностранному языку в самом общем плане. К общим принципам обучения иностранным языкам относятся: 1. Коммуникативная (речевая) направленность обучения иностранному языку. 2. Учет особенностей родного языка. 3.*Доминирующая роль упражнений на всех уровнях и во всех сферах овладения иностранным языком.

Частные методические принципы развивают, кон­кретизируют более частные вопросы общих принципов. Эти принципы учитывают условия обучения иностран­ному языку, специфические особенности самого языка. Такая группа методических принципов формулируется, как правило, авторами соответствующих учебников. К этой группе принципов можно отнести: 1. Принцип ин­тенсивности начальной стадии обучения иностранному языку. 2. Принцип обучения иностранному языку на ре­чевых образцах. 3. Принцип сочетания языковых трени­ровок с речевой практикой. 4. Принцип взаимодействия основных видов речевой деятельности. 5. Принцип уст­ного опережения в обучении чтению и письму. 6. Прин­цип аппроксимации учебной иноязычной деятельности.

Третья группа принципов связана с узкой областью их применения. Это принципы, связанные с обучением отдельной стороне речи, с обучением одному какому-либо виду речевой деятельности (принципы обучения лексической и грамматической сторонам иноязычной ре­чи, принципы обучения чтению), принципы обучения иностранным языкам в разных условиях обучения (принципы обучения иностранному языку на раннем эта­пе, принципы организации внеклассной работы, принци­пы обучения иностранному языку в специальном вузе и другие).

Кратко охарактеризуем общие методические и част­ные методические принципы обучения иностранным языкам в средней школе.

1. Принцип коммуникативной (речевой) направлен­ности обучения.