Тема 9. Средства обучения иностранному языку...
11
Е. С. Полат сформулировала основные принципы создания системы средств обучения иностранным языкам в школе. К их числу можно отнести: 1) принцип функциональности, обеспечивающий успешное функционирование каждого компонента в отдельности и всей системы в целом; 2) принцип сознательности и творческой активности учащихся; 3) принцип наглядности;
4) принцип положительного эмоционального фона;
5) принцип индивидуальности и дифференциации в обучении.
Средства обучения призваны оказывать помощь учащимся при восприятии, запоминании нового материала, при его тренировке и применении. Средства обучения призваны облегчить и деятельность самого учителя, например, при объяснении (ознакомлении) нового материала, при его закреплении, систематизации, повторении и контроле.
При применении средств обучения в учебном процессе необходимо обращать внимание на следующие аспекты: 1. Средства обучения должны быть связаны с учебной программой и тематикой. 2. Они должны соответствовать предметно-логической структуре сообщаемого (или усваиваемого) содержания обучения. Средства обучения должны способствовать понятному и доступному предъявлению учебного материала. Их использование должно быть методически обоснованным. 3. Средства обучения должны вносить определенный вклад в реализацию и достижение поставленных целей на соответствующем уроке. 4. В своем воплощении средства обучения должны быть научно обоснованными. 5. Они должны однозначно, обозримо и эстетично изображать существенное в объясняемом языковом явлении. 6. Средства обучения при минимальных экономических затратах должны способствовать достижению максимально высокой методической эффективности.
Использование средств обучения на уроках иностранного языка в средней школе должны выполнять определенные функции. Они должны способствовать интенсивному развитию иноязычных навыков и умений, прежде всего в области устной речи (аудировании и говорении). Средства обучения должны способствовать
78 Часть I. Теоретические основы методики обучения...
рациональному усвоению иноязычных знаний, особенно путем концентрации внимания учащихся на особо важных аспектах этих знаний, и обеспечивать высокий эффект их запоминания.
На уроках иностранного языка средства обучения интенсифицируют учебный процесс, повышают мотивацию учащихся и их внутреннюю активность. Они призваны создать адекватную среду иноязычного общения, которая в наших условиях отсутствует. Они открывают возможность, хорошую для разнообразных ситуаций научения и обучения.
Средства обучения, применяемые на уроках иностранного языка, не должны быть безликими. Они должны создаваться и применяться при условии, если они отвечают определенным требованиям. Если такие требования не соблюдаются или пренебрегают ими, то такие средства не могут рассматриваться в качестве таковых.
К средствам обучения предъявляются следующие требования: 1. Средства обучения должны выступать в материальной форме, чтобы выполнять свою основную функцию — быть орудием труда учителя и учащихся. 2. Средства обучения должны быть ориентированы на цели и задачи обучения. Они должны служить как бы «проводниками» этих целей и задач. Средства обучения должны способствовать внедрению целей и задач обучения в практическую деятельность учащихся. 3. Средства обучения должны воплощать в себе в материализованном виде определенный объем содержания, т. е. языковой или речевой материал в единстве с его предметным содержанием (экстралингвистической информацией) и действиями реализации. 4. Средства обучения должны быть проводниками методов и приемов обучения, обеспечивать качественное управление учебной и познавательной деятельностью учащихся. 5. Средства обучения должны соответствовать современным методическим направлениям. Система средств обучения должна основываться на общедидактических и частнометодических
принципах обучения.
История развития методической науки показывает, что средства обучения всегда были предметом особой заботы авторов учебников. Особая значимость данной
- Часть 1
- Тема 1. Методика обучения иностранным языкам как наука. Предмет й методы исследования
- Часть I. Теоретические основы методики обучения...
- Часть I. Теоретические основы методики обучения...
- Часть I. Теоретические основы методики обучения...
- Тема 2. Лингвистические основы обучения иностранным языкам
- Часть I. Теоретические основы методики обучения...
- Часть I. Теоретические основы методики обучения...
- Тема 3. Психологические основы обучения иностранным языкам
- Часть I. Теоретические основы методики обучения...
- Тема 3. Психологические основы обучения иностранным языкам
- Тема 4. Принципы обучения иностранным языкам
- Тема 4. Принципы обучения иностранным языкам 29
- Часть I. Теоретические основы методики обучения...
- Тема 4. Принципы обучения иностранным языкам
- Часть I. Теоретические основы методики обучения...
- Часть I. Теоретические основы методики обучения..
- Часть I. Теоретические основы методики обучения...
- Тема 4. Принципы обучения иностранным языкам
- Часть I. Теоретические основы методики обучения...
- Тема 4. Принципы обучения иностранным языкам 39
- Тема 4. Принципы обучения иностранным языкам 41
- Тема 4. Принципы обучения иностранным языкам
- Часть I. Теоретические основы методики обучения...
- Тема 5. Цели и задачи обучения иностранным языкам
- Тема 5. Цели и задачи обучения иностранным языкам
- Часть I. Теоретические основы методики обучения...
- Тема 5. Цели и задачи обучения иностранным языкам 47
- Часть I. Теоретические основы методики обучения...
- Тема 5. Цели и задачи обучения иностранным языкам 49
- Тема 5. Цели и задачи обучения иностранным языкам 51
- Часть 1. Теоретические основы методики обучения...
- Тема 6. Структура содержания обучения иноязычному общению
- Тема 6:Структура содержания обучения иноязычному общению 57
- Тема 6. Структура содержания обучения иноязычному общению 59
- Тема 7. Учебно-речевые ситуации (урс) в обучении...
- Тема 7. Учебно-речевые ситуации (урс) в обучении иностранным языкам
- Тема 7. Учебно-речевые ситуации (урс) в обучении... 63
- Часть I. Теоретические основы методики обучения...
- Тема 7. Учебно-речевые ситуации (урс) в обучении... 65
- Тема 8. Проблема системы упражнений в методике обучения иностранным языкам
- Тема 8. Проблема системы упражнений в мет
- Тема 8. Проблема системы упражнений в методике обучения... 69
- Тема 8. Проблема системы упражнений в методике обучения... 71
- Тема 8. Проблема системы упражнений в методике обучения...
- Часть I. Теоретические основы методики обучения...
- Тема 9. Средства обучения
- Тема 9. Средства обучения иностранному языку...
- Тема 9. Средства обучения иностранному языку... 79
- Часть I. Теоретические основы методики обучения...
- Тема 9. Средства обучения иностранному языку...
- Часть I. Теоретические основы методики обучения...
- Часть II
- Тема 10. Обучение фонетическим навыкам