logo
Иванова 1 часть

Тема 9. Средства обучения иностранному языку...

11

Е. С. Полат сформулировала основные принципы создания системы средств обучения иностранным язы­кам в школе. К их числу можно отнести: 1) принцип функциональности, обеспечивающий успешное функ­ционирование каждого компонента в отдельности и всей системы в целом; 2) принцип сознательности и творче­ской активности учащихся; 3) принцип наглядности;

4) принцип положительного эмоционального фона;

5) принцип индивидуальности и дифференциации в обу­чении.

Средства обучения призваны оказывать помощь учащимся при восприятии, запоминании нового мате­риала, при его тренировке и применении. Средства обу­чения призваны облегчить и деятельность самого учите­ля, например, при объяснении (ознакомлении) нового материала, при его закреплении, систематизации, повто­рении и контроле.

При применении средств обучения в учебном про­цессе необходимо обращать внимание на следующие аспекты: 1. Средства обучения должны быть связаны с учебной программой и тематикой. 2. Они должны соот­ветствовать предметно-логической структуре сообщае­мого (или усваиваемого) содержания обучения. Средства обучения должны способствовать понятному и доступ­ному предъявлению учебного материала. Их использова­ние должно быть методически обоснованным. 3. Средства обучения должны вносить определенный вклад в реали­зацию и достижение поставленных целей на соответст­вующем уроке. 4. В своем воплощении средства обуче­ния должны быть научно обоснованными. 5. Они долж­ны однозначно, обозримо и эстетично изображать су­щественное в объясняемом языковом явлении. 6. Средст­ва обучения при минимальных экономических затратах должны способствовать достижению максимально высо­кой методической эффективности.

Использование средств обучения на уроках ино­странного языка в средней школе должны выполнять оп­ределенные функции. Они должны способствовать ин­тенсивному развитию иноязычных навыков и умений, прежде всего в области устной речи (аудировании и го­ворении). Средства обучения должны способствовать

78 Часть I. Теоретические основы методики обучения...

рациональному усвоению иноязычных знаний, особенно путем концентрации внимания учащихся на особо важ­ных аспектах этих знаний, и обеспечивать высокий эф­фект их запоминания.

На уроках иностранного языка средства обучения интенсифицируют учебный процесс, повышают мотива­цию учащихся и их внутреннюю активность. Они при­званы создать адекватную среду иноязычного общения, которая в наших условиях отсутствует. Они открывают возможность, хорошую для разнообразных ситуаций научения и обучения.

Средства обучения, применяемые на уроках ино­странного языка, не должны быть безликими. Они долж­ны создаваться и применяться при условии, если они от­вечают определенным требованиям. Если такие требова­ния не соблюдаются или пренебрегают ими, то такие средства не могут рассматриваться в качестве таковых.

К средствам обучения предъявляются следующие требования: 1. Средства обучения должны выступать в материальной форме, чтобы выполнять свою основную функцию — быть орудием труда учителя и учащихся. 2. Средства обучения должны быть ориентированы на цели и задачи обучения. Они должны служить как бы «проводниками» этих целей и задач. Средства обучения должны способствовать внедрению целей и задач обуче­ния в практическую деятельность учащихся. 3. Средства обучения должны воплощать в себе в материализован­ном виде определенный объем содержания, т. е. языко­вой или речевой материал в единстве с его предметным содержанием (экстралингвистической информацией) и действиями реализации. 4. Средства обучения должны быть проводниками методов и приемов обучения, обес­печивать качественное управление учебной и познава­тельной деятельностью учащихся. 5. Средства обучения должны соответствовать современным методическим на­правлениям. Система средств обучения должна основы­ваться на общедидактических и частнометодических

принципах обучения.

История развития методической науки показывает, что средства обучения всегда были предметом особой заботы авторов учебников. Особая значимость данной