logo
Иванова 1 часть

Тема 2. Лингвистические основы обучения иностранным языкам

Методика преподавания иностранных языков опира­ется на лингвистику как одну из базисных для нее наук и в своих лингвистических основах решает вопросы, свя­занные с характеристикой лингвистических закономер­ностей изучаемого языка, особенностей его грамматиче­ского строя, фонетической и лексической системы, а так­же с вопросами отбора и организации языкового и рече­вого материала.

Под лингвистическими основами методики препо­давания иностранных языков понимается, таким обра­зом, языковой и речевой материал, определенным обра­зом отобранный и методически организованный в соот­ветствии с принципами данного метода, целью обу­чения, внутриязыковыми закономерностями изучаемого языка, а также с учетом возможных трудностей его ус­воения данной языковой аудиторией учащихся (С. Ф. Ша­тилов).

Для методики преподавания иностранных языков важным является проводимое в лингвистике разграниче­ние языка и речи.

Язык — это специально отработанная и усваиваемая в процессе речевой деятельности знаковая система еди­ниц разного уровня и правил оперирования ими (И. А. Зимняя).

Речь, по определению психолога, — это способ фор­мирования и формулирования мыслей посредством язы­ка (И. А. Зимняя).

Язык и речь принято разграничивать по следующим основаниям:

1. Язык — явление социальное; речь — явление ин­дивидуальное. 2. Язык — потенциальное (или виртуаль­ное) явление; речь — реализация (или актуализация) языка. 3. Язык — «порождающее устройство»; речь — текст. 4. Язык — код; речь — кодирование и декодиро­вание сообщения. 5. Язык система знаков; речь — ком­муникация на основе данной системы. 6. Язык — явле­ние психическое; речь — явление психофизическое. 7. Язык — научная абстракция; речь — реальное языко-

\ш 2. Лингвистические основы обучения иностранным языкам 17

КМ событие. 8. Язык — общее, абстрактное, сущность; речь — отдельное, конкретное явление.

Элементы языка организованы по формально-семан-шческому признаку. Для них характерны парадигмати­ческие (ассоциативные) и синтагматические связи, опре-кцяющие их роль и место в системе языка.

К единицам речи относят ситуативно обусловленные высказывания разной протяженности, в которых элемен-и,| языка организованы по семантико-коммуникативному признаку. Другими словами, единицы речи обязательно соотносятся с конкретной ситуацией общения.

Для единиц речи характерны речевые связи, пред­ставляющие собой единство содержания и формы его иыражения.

С позиции личностно-деятельностного подхода в про­цессе преподавания иностранных языков осуществляется обучение не языку и не речи, а тому, в чем они «встре­чаются», то есть речевой деятельности.

Речевая деятельность — это процесс вербального взаимодействия людей, обмен мыслями в целях удовлет­ворения духовной потребности общения (И. А. Зимняя). Она представляет собой активный, целенаправленный, опосредованный языковой системой и обусловленный ситуацией общения процесс передачи или приема сооб­щения, то есть процесс продукции и рецепции.

К основным видам речевой деятельности, как известно, относят говорение, слушание, чтение, письмо.

Таким образом, в структуре цели обучения ино­странным языкам в средней школе важное место зани­мают перечисленные виды речевой деятельности.

Говорение представлено в форме монологической и диалогической речи.

Монологическая речь представляет собой непре­рывное, логически связанное, законченное по смыслу высказывание одного лица, которое характеризуется на­личием темы, идеи и коммуникативной направленностью

Н. И. Гез).

Диалогическая речь — это обмен высказываниями, порождаемыми одно за другим в процессе разговора ме­жду двумя или несколькими собеседниками. Сочетание двух или более смежных реплик, взаимосвязанных

18