logo
Иванова 1 часть

Тема 5. Цели и задачи обучения иностранным языкам 47

процесс должен быть направлен на личность обучаемого, поэтому высказывается мнение, что в качестве цели обу­чения ИЯ в школе может быть выдвинута цель формиро­вания у школьников черт вторичной языковой личности (И. И. Халеева), что связывается с развитием у них спо­собности к общению «в параметрах» текстовой деятель­ности. Такое понимание конечного результата обучения выдвигает задачу усвоения школьниками большого ко­личества внеязыковой информации, ряда компетенций, необходимых для общения на межкультурном уровне, а также качеств, которые позволят эффективно общать­ся с представителями других культур. Речь идет об орга­низации коммуникации на межкультурном уровне и раз­витии потребностей и способностей учащихся участвовать в ней.

Основы практического владения иноязычным обще­нием на базовом уровне связываются в государственном образовательном стандарте по иностранным языкам с ми­нимально достаточным уровнем коммуникативной ком­петенции (КК).

Ведущим компонентом в коммуникативной компе­тенции являются речевые (коммуникативные) умения, которые формируются на основе: а) языковых знаний и навыков; б) лингвострановедческих и страноведческих знаний.

В коммуникативную компетенцию включаются сле­дующие важнейшие умения: а) читать и понимать не­сложные, аутентичные тексты (понимание основного со­держания и полное понимание); б) устно общаться в стандартных ситуациях учебно-трудовой, культурной, бытовой сфер; в) в устной форме кратко рассказать о се­бе, окружении, пересказать, выразить мнение, оценку; г) понимать на слух основное содержание несложных ау­тентичных текстов; д) письменно оформлять и переда­вать элементарную информацию (письмо).

Цель обучения иностранным языкам как формирова­ние коммуникативной компетенции по своей сути яв­ляется интегративной целью.

Приведем определение коммуникативной компетен­ции: это способность осуществлять общение посредст­вом языка, то есть передавать мысли и обмениваться ими

48