logo
Иванова 1 часть

Тема 4. Принципы обучения иностранным языкам 29

ломленном виде, поскольку учащиеся усваивают не ос­новы наук (знания), а овладевают иностранным языком как средством общения. Преподавая иностранный язык, как правило, придерживаются какой-либо системы, в ос­нове которой лежат определенные принципы обучения. Под дидактическими основами обучения иностранным языкам понимается, таким образом, совокупность прин­ципов, входящих в тот или иной метод.

Общедидактические принципы и их преломление в методике

1. Принцип сознательности.

Овладение иностранным языком есть частный слу­чай обучения вообще, поэтому в основе методики препо­давания данного предмета должны лежать все принципы дидактики, в том числе и принцип сознательности обу­чения. Принцип сознательности применительно к обуче­нию иностранным языкам рассматривается в нескольких планах: а) участия родного языка «как компонента созна­тельного обучения»; б) сообщения языковых знаний до иноязычно-речевой практики или после предварительной отработки речевых образцов; в) понимания того, что он делает и для чего, т. е. понимания отдельных конкретных шагов в учении; г) опоры на самостоятельный поиск ре­шения учебной задачи.

И. Л. Бим в реализации принципа сознательности при обучении ИЯ в средней школе считает, что учащийся «...должен понимать, что он делает и для чего... на любом этапе обучения должен осознаваться смысл восприни­маемого и его функции в речи». Другими словами, прин­цип сознательности, активности, самостоятельности реализуется, если «стимулируется умственное развитие ученика, его наблюдательность, внимание, догадка, на­ходчивость, интерес, чувства и эмоции, инициатива, творчество» (И. Л. Бим).

Применение родного языка как компонента сознатель­ного обучения было характерно для сознательно-сопос­тавительного метода. В современном коммуникативном методе обучения иностранным языкам родной язык ис­пользуется дифференцированно в зависимости от целей

30